Цхинвальский лесокомбинат считается первенцем югоосетинской промышленности. Он был основан в далеком 1927 году. Из фабрики гнутой мебели, выпускавшей товары народного потребления, изготовленных из древесины, он впоследствии превратился в крупное деревообрабатывающее предприятие. На его территории были построены новый производственный корпус и капитальное трехэтажное административное здание. Лесокомбинат перешел в основном на выпуск корпусной мебели и паркета. В советское время на производстве было занято до 400 человек. Жизнь на предприятии била мощной струей. Выпускаемая продукция из цельной древесины твердых и хвойных пород вагонами отгружалась в различные уголки огромного советского государства, поставлялась и за границу.
Цхинвальский лесокомбинат, некогда одно из ведущих промышленных предприятий Южной Осетии, сегодня влачит жалкое существование. Это при том, что в нашей республике, богатой ценными древесными породами, есть хорошие перспективы для успешного развития деревообрабатывающей отрасли. Впрочем, в затяжном кризисе пребывают многие госпредприятия республики. Сейчас появились надежды на то, что ситуация изменится. В Южной Осетии разрабатываются планы по реабилитации отрасли.
Проблемы начались, как, собственно, и для всех промышленных предприятий Южной Осетии, после событий начала 90-х гг. прошлого века, связанные с распадом советской державы и утраты хозяйственных связей. Осложнила ситуацию начавшаяся в это время военная агрессия со стороны Грузии. Предприятию был нанесен немалый ущерб.
В годы лихолетья лесокомбинат худо-бедно продолжал функционировать. Но с каждым годом ситуация ухудшалась. Часть оборудования была разворована, другая продана как металлолом. Добила предприятие августовская война 2008 г. По словам директора Цхинвальского лесокомбината Алимбега Плиева (занимает должность с конца 2007 года), в результате обстрелов из тяжелых орудий значительно пострадали производственные помещения и административный корпус. «Мы насчитали около десяти попаданий снарядов, особенно сильно пострадала кровля цехов», – сказал директор. Но не менее тяжелые последствия, по его словам, остались после того, когда по решению тогдашних властей на территории комбината организовали базу по приему и распределению гуманитарной помощи. Здесь все было разбито, хранившиеся заготовки и лесоматериалы пропали. Пока раздавали гумпомощь, предприятие вынужденно простаивало несколько месяцев. За это время лесокомбинат покинула большая часть специалистов. Некоторые открыли собственные мини-цеха.
Возобновить работу предприятия стоило немалых трудов. Собственными силами комбината кое-как были приведены в относительный порядок цеха и основное здание, но общая картина удручающая. В некоторых местах протекает кровля, на большинстве окон нет стекол, стены обшарпаны. Требуется капитальный ремонт.
Оставшееся на комбинате устаревшее, полностью амортизированное оборудование позволило возобновить производство лишь частично. Здесь изготавливаются двух- и односпальные кровати, детские кроватки, столы обеденные раздвижные, табуретки и т.п. Качество неплохое, цены ниже рыночных. Древесину покупают у частников. Но заказы бывают небольшие и поступают нерегулярно. Сказать, что комбинат работает, язык не поворачивается.
На предприятии осталось всего несколько специалистов по деревообработке, да и те пенсионного возраста, они работают здесь еще с советских времен. Общее количество персонала, по словам директора, не превышает 20 человек. Средняя зарплата составляет 6-7 тыс. рублей. Чтобы выжить, руководство предприятия было вынуждено часть простаивающих помещений сдать в аренду частным лицам. В одном функционирует автомастерская, в другом открыли блочный цех, в третьем – столярный. «Арендная плата невысокая, около 15 руб. за один кв. метр, – говорит А. Плиев. – Но эти средства позволяют нам платить зарплату сотрудникам, сохранить лесокомбинат, чтобы его не постигла участь фабрики бельевого трикотажа и завода по ремонту тракторного оборудования, которые растащили по кирпичикам».
В Цхинвале успешно работают небольшие частные цеха по изготовлению столярных изделий, мебели. Бездействие лесокомбината кажется совершенно непонятным. Что стоило с его опытом, производственными площадями, обилием в Южной Осетии лесных массивов наладить производство? Пусть на первых порах не в больших масштабах, но оно могло бы приносить какой-то доход предприятию.
Хорошая возможность загрузить работой госпредприятие и вывести его из состояния стагнации представилась после войны 2008 года, когда в республике начались масштабные строительно-восстановительные работы. В городе и в районах менялись кровли домов. Пиломатериалами их мог бы обеспечивать наш лесокомбинат. Но, как говорит Алимбег Плиев, предлагаемые им и отделом промышленности соответствующие предложения, оставались без внимания тогдашнего правительства. В частности, речь шла о приобретении пилорамы. «На закупку оборудования требовалось 4-5 млн рублей, но они не были выделены. Мы могли бы обеспечить республику качественным строительным пилолесом. Комбинат мог значительно улучшить свое положение. Вместо этого в Цхинвал завозили материалы извне. Были у нас и другие предложения, однако они тоже оставались без поддержки», – с сожалением отмечает руководитель лесокомбината.
Теперь появилась надежда, что ситуация изменится. Алимбег Плиев сообщил, что прорабатываются планы по развитию в республике деревообрабатывающей промышленности. Для этой цели предполагается в рамках Инвестпрограммы выделить определённую сумму на модернизацию и развитие Цхинвальского лесокомбината и поддержку Управления лесного хозяйства. По словам директора лесокомбината, проектно-сметная документация уже готова. Есть технико-экономическое обоснование. «Мы подготовили бизнес-план. Остается только ждать финансирования. Хотим открыть производство строительного пилолеса, мебели, евродоски, паркета, клееного бруса и другой продукции деревообработки из местной древесины. Эти товары пользуются высоким спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Наша продукция будет не только дешевле, но и качественнее. У нас произрастают деревья ценных пород. Продукцию можно будет с успехом экспортировать», – рассказывает о планах Алимбег Плиев.
Для лесокомбината предусматривается выделить около 40 млн рублей. В эту сумму входит не только закупка оборудования (пилорама, сушилки, распиловочная линия, другие станки), но и проведение ремонтно-восстановительных работ, шеф-монтаж, обучение персонала, приобретение автотранспорта, оборотные средства для предприятия и т.д. По словам директора, данный проект окупится за пять лет, а лесокомбинат уверенно встанет на ноги. На первом этапе на комбинате может быть открыто до 40 рабочих мест. Пока точно неизвестно, когда начнется реализация проекта. Руководитель деревообрабатывающего предприятия рассчитывает, что вопрос не затянется.
С такими планами и надеждами сегодня живет лесокомбинат. Как они будут реализованы, покажет только время. Но в любом случае, при должном внимании, правильно поставленной работе Цхинвальский лесокомбинат, основывающий производство на местном сырье, обязан стать успешным, рентабельным предприятием, который должен занять достойное место в промышленном секторе экономики республики.
В.КАЛАЕВ