/Куда нам столько магазинов, или Какой бизнес выгоден в Цхинвале?

Куда нам столько магазинов, или Какой бизнес выгоден в Цхинвале?

Продавцов становится больше, чем покупателей

За последние годы число предпринимателей в республике заметно выросло. По данным Управления по поддержке малого и среднего бизнеса Минэкономразвития, в этом году количество действующих субъектов МСП составляет 1606 единиц. Это больше на 300 единиц, чем в прошлом году. Всего в республике зарегистрировано более 3600 предпринимателей, но кто-то пока не заработал, другие приостановили деятельность.

Город-магазин
Если раньше владелец какой-то потрепанной торговой будки ассоциировался с Биллом Гейтсом, то теперь почти любой среднестатистический гражданин может открыть свое небольшое дело.
В основной массе малые предприятия приходятся на сферу торговли и общественного питания. Куда ни глянь, всюду магазины. На центральных улицах Цхинвала привлекающие взор рекламные вывески встречаются на каждом шагу, причем, во многих домах практически не осталось жилых комнат, они переделаны под торговые помещения. Но это еще не все. В городе в разных местах возводятся многоэтажные торговые объекты. Цхинвал превращается в один сплошной магазин. Однако возникает вопрос, куда столько магазинов, кто покупать будет?
Всплеск интереса к предпринимательству вызван рядом причин. Многие не могут найти работу в бюджетной организации, поэтому люди берут кредиты и решают попытать счастья в бизнесе. Другие накопили определенный капитал за время государственной работы и параллельно открывают торговую точку.
Но это не значит, что бизнес непременно всем принесет успех, особенно в таких малочисленных городах, как Цхинвал, где рынок сбыта довольно ограничен. Неслучайно предприниматели все чаще стали жаловаться на падение продаж, и не все лукавят.

Маленький город — малый бизнес
Малые города непривлекательны для крупного бизнеса. Оно и понятно, особо тут не развернуться. Потому в таких населенных пунктах в основном действуют небольшие торговые объекты.
В маленьких городах потребители, как правило, отличаются консервативностью вкуса, какие-то экзотические бизнес-идеи вряд ли приживутся. Уместна торговля традиционными группами товаров: продукты питания, предметы одежды, бытовая химия, хозтовары, автозапчасти, канцтовары, лекарства и т.д. Востребованы объекты общественного питания, парикмахерские салоны, вулканизаторы и т.д.
Но в любом случае в небольшом городе нежелательна высокая конкуренция. В условиях роста численности однотипных магазинов возрастает риск убыточности предприятия. Есть торговые точки, которые давно завоевали доверие потребителей и пользуются высокой посещаемостью. «Отбить» у них клиентов будет непросто. Новички могут перетянуть «одеяло на себя» привлекательными ценами и более широким ассортиментом. Но в основном цены везде одинаковы, да и товар особым разнообразием не отличается.
Неудивительно, что кто-то не выдерживает и уходит из бизнеса «купи-продай». Многие торговые помещения периодически меняют профиль, но чаще всего безуспешно, через некоторое время на их дверях снова появляется надпись: «Сдается в аренду».

Чем заняться, если закрыть магазин?
Недавно освободила торговое помещение Ирина Д. Попытка стать бизнесвумен для нее пока оказалась неудачной. Женщина продавала детские игрушки и канцтовары, но поняла, овчинка выделки не стоит. «Больше года держала магазин, однако прибыли он не приносил. Доходы едва покрывали расходы на аренду помещения и налоги, — разочаровалась Ирина. — Решила с этим завязать. Лучше сама пойду работать поваром в кафе или продавщицей в другой магазин».
Екатерина Г. в бизнесе попробовала себя в разных ипостасях, работала в готовой кухне, в продуктовом магазине, теперь у нее уже много лет бутик женской одежды. По наблюдениям предпринимателя, за последние годы уровень продаж падает, но закрываться не спешит. Говорит, деваться некуда, никто на государственной работе ей место не уступит. «Раньше торговля шла лучше. Теперь бывает, целыми днями ни копейки. Покупателей стало меньше», — констатирует неприятную для себя тенденцию предприниматель.
Магазинов одежды, особенно женской и детской в Цхинвале, пруд пруди. На всех, разумеется, покупателей не хватит, да и цены кусаются. Многие для обновления гардероба предпочитают выехать во Владикавказ, где, как рассказывают, аналогичный товар можно приобрести по более низкой цене. Кроме того, активно развивается онлайн-торговля. Люди заказывают предметы одежды в российских и китайских интернет-магазинах. Впрочем, нередко полученный товар не оправдывает ожидания, либо качество не соответствует, либо размер не тот.
Наиболее выгодным направлением в розничной торговле являются продуктовые магазины. Владелец такого объекта Алан на судьбу не сетует, в целом доволен тем, как идет бизнес. «Возни много, но доход стабильный, не жалуюсь», — сказал он.
С ростом количества личного автотранспорта в Цхинвале не лучшие времена наступили для таксистов. Клиентов стало намного меньше. «Их по пальцам можно пересчитать. В среднем в день зарабатываю порядка 200-250 рублей. Разве на такие деньги можно прожить?», — недовольно вопрошает частный извозчик Игорь А.
А вот мастера по ремонту обуви востребованность не теряют, благо, обувь выпускается не совсем качественная, поносишь месяц-другой, и сразу в ремонт. Конечно, миллиарды такой вид услуг не принесет, но как признался мне один мастер, доходов хватает на пропитание.
Прежде чем браться за бизнес, нужно все тщательно продумать. Для успешной торговли важны такие факторы, как месторасположение магазина, приемлемые цены и, конечно, качество сервиса. Этим могут похвастать далеко не все.

В.ГАБАРАЕВ