Без хороших дорог трудно представить развитие государства

Захар Лолаев о значимости профессии дорожника, которой посвятил всю жизнь

В Южной Осетии за последнее десятилетие построены сотни километров дорог. Большой личный вклад в это дело внес Захар Бежанович Лолаев, заслуженный строитель РЮО. 75-летний специалист принимал участие практически во всех дорожных работах начиная с советских времен. Его опыт и знания по-прежнему востребованы. Лолаев является одним из ведущих мастеров в ГУП «ЮгоСетИнвестСтрой».

Двигаясь по ровным асфальтированным дорогам, мы мало задумываемся, что за этим комфортом стоит кропотливый труд дорожных строителей. Они работают в жару, дождь и мороз. Летом строят и ремонтируют автомагистрали, зимой – расчищают от снега. От людей этой профессии зависит безопасность и удобство передвижения.

Созидательный труд
Герой нашего очерка З. Лолаев родился в с. Гуджитыкау Цхинвальского района, вырос в г. Цхинвале. В 1973 году поступил в автодорожный техникум в г. Житомир Украинской ССР. Там он ранее проходил военную службу.
О выбранной профессии Захар Лолаев не жалеет. Говорит, будь возможность повернуть время вспять, повторил бы пройденный жизненный путь. «Работа дорожника тяжелая, но созидательная. Испытываешь чувство гордости, когда ездишь по дорогам, которые делал сам. Видишь, как недавнее бездорожье превратилось в комфортную автотрассу. Без хороших дорог невозможно представить развитие государства», – отметил значимость профессии дорожника Лолаев.
По окончании техникума Захара направили по распределению в Киев. В качестве прораба он руководил асфальтированием значимых транспортных путей в столице Украины и в других регионах. По его словам, выполнялся огромный объем работ. «В день укладывали по 1500 тонн, а то 2000 тонн асфальтобетона, – вспоминает Захар Бежанович. – Все было организовано на высоком уровне. Даже щебень и песок пропускали через пескомойку, мыли. Качество материалов тщательно проверяли, работали целые лаборатории. Уложенный асфальт блестел».
Большой вклад
В Киеве Захара Лолаева устраивало все, но он не хотел оставлять пожилых родителей, и в 1977 году вернулся в Южную Осетию. Устроился в дорожную службу, с тех пор трудится на благо родного края. В должности прораба участвовал в строительстве всех крупных автомагистралей: Зарской дороги, трасс Цхинвал – Знаур, Дменис – Ленингор, Гуфта – Квайса и т.д. Занимался укладкой асфальта на городских улицах.
Одним из самых значимых и масштабных было строительство Зарской дороги в начале 1990-ых годов. «Время трудное, работы проходили в сложных условиях, но нам удалось построить «дорогу жизни», – рассказывает Лолаев. – В республике много построенных дорог, которыми можно гордиться».
Самым амбициозным проектом стало строительство новой трассы в Ленингор протяженностью около 65 км. Маршрут проложен через горно-лесистую местность, перевалы. Не обошлось без огрехов проектировщиков. Рельеф сложный, в ряде мест дорога была запроектирована на оползневых участках. По этой причине, как указывает дорожник, асфальт на этих отрезках магистрали «поплыл». Проводятся мероприятия по стабилизации грунта.
Часто и на городских улицах асфальтовое покрытие портится через небольшое время эксплуатации: покрывается трещинами, ямками. Как объясняет Лолаев, процесс разрушения обычно происходит из-за дефектов земляного полотна. Правильная подготовка основания играет ключевую роль в дорожных работах. «Когда подошва не годится, то обувь быстро портится. То же самое в дорожном деле. Многое зависит от материала и укатки. Ни один качественный асфальт долго не продержится, если не соблюдены технологии устройства основания дороги», – считает опытный специалист.
По его мнению, укладываемый на дорогах в Южной Осетии асфальтобетон неплохого качества. Усилился контроль, работают лаборатории. «Жаловаться не стоит. В республике многие отремонтированные дороги служат больше десяти лет, например, Цхинвал-Зар, Цхинвал – Знаур и другие», – отметил дорожник.
При этом надо сказать, что из-за увеличения количества автотранспорта значительно возросла интенсивность автомобильного движения, нагрузка на дороги увеличилась в разы, что быстрее приводит к износу асфальтового покрытия.
По сравнению с советским периодом улучшились возможности югоосетинской дорожной службы. Раньше техники не хватало, в этом плане приходилось сложнее, чем сейчас. Но объемы работ в советское время были несоизмеримо выше. Впрочем, и сейчас делается многое для повышения качества дорог.
«Очень важно, что предприятие оснащено техникой. Подобралась хорошая команда, есть достойное поколение работников с молодыми руководителями», – отметил ветеран дорожного хозяй-ства.

Заслуженные награды
В настоящее время З. Лолаев следит за содержанием автодороги Гуфта-Кемулта. Там сейчас выполняются бетонные работы по укреплению опор мостового перехода. Как сказал прораб, дорожники готовы к зимнему сезону. Противогололедными материалами и техникой обеспечены.
Начальство и коллеги положительно отзываются о Захаре Лолаеве. Ценят его опыт, знания и добросовестное отношение к делу.
«Захар Бежанович много лет работает в дорожной отрасли, настоящий профессионал. Несмотря на почтенный возраст, продолжает работать дорожным мастером, качественно и со знанием дела выполняет поставленные задачи. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Рядом с такими опытными кадрами и молодые работники развиваются. Мы все благодарны ему за хорошую работу», – с уважением отзывается о герое нашего повествования нынешний глава Минстроя Константин Елдзаров, который работал в дорожном ведомстве.
За большие заслуги в области дорожного строительства и многолетний плодотворный труд в прошлом году президент Алан Гаглоев присвоил Захару Лолаеву почетное звание «Заслуженный строитель Республики Южная Осетия». Ранее его удостоили звания «Заслуженный инженер». В копилке наград есть медали, грамоты.
Опытный мастер надеется еще много лет приносить пользу дорожной отрасли. «Пока нужен и есть силы, буду рад и дальше использовать свои знания в дорожном строительстве», – настроен Захар Бежанович.
З. Лолаев преуспел и в личной жизни. Вместе с супругой воспитал двух сыновей и дочь, является счастливым дедушкой.
Наша газета желает Захару Бежановичу и всем работникам дорожного хозяйства республики здоровья и успехов в нелегкой работе!

А. БАГАЕВ