Одним из наиболее актуальных вопросов в экономической сфере Республики является реализация программы развития реального сектора, для которого в Инвестпрограмме содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2015-2017 годы заложены немалые средства.
Как проекты реализуются в рамках программы, какова схема финансирования, что делается для поддержки местных предпринимателей? Об этом и многом другом нам рассказывает первый заместитель Председателя Правительства Алан Техов, курирующий экономическую сферу.
– Напомню, что на 2015-2017 годы на развитие реального сектора экономики не только в сегменте сельского хозяйства, но и в сфере производства, туризма и т.д. запланировано средств на общую сумму в 2 млрд. рублей. Из них 800 млн выделяются государством на софинансирование бизнес-проектов в части строительства инфраструктуры объекта, а сумму в 1,2 млрд рублей готово вложить в виде кредита в специально созданное для этого Инвестагентство в Москве под 10% годовых.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что действия государства в этой связи абсолютно прозрачны, обоснованы и направлены на оживление реального сектора экономики. Министерство экономического развития Республики регулярно рассказывает о своих шагах.
Схема финансирования бизнес-проектов по программе развития реального сектора экономики такова: минимум 10% вкладывает сам предприниматель, остальное – это средства Инвестагентства, а также государственное софинансирование в части строительства коммуникаций для проекта. Для примера скажу, что участие государства в проекте «Растдон» на территории Цхинвальского района состоит в строительстве инфраструктуры для объекта на сумму 33 млн. рублей.
Далее отмечу, что схема финансирования инвестиционных проектов всегда включала участие Министерства экономического развития Южной Осетии. Более того, российская сторона изначально предполагала функции Министерства экономического развития как своеобразного фильтра на первоначальном этапе отбора бизнес-проектов.
Рабочая группа, в которую входят представители Минэкономразвития, Минсельхоза, госсоветник Президента по экономическим вопросам, определяет жизнеспособность того или иного проекта исходя из приоритетных для Южной Осетии направлений. Также она сопровождает все инвестпроекты вплоть до окончательной выплаты кредита, то есть до их логического завершения.
На данный момент на территории Республики реализовано и находится в стадии реализации три проекта. Уже работает востребованное кафе «Винченцо», для которого выдан кредит через Инвестагентство в сумме 31,5 млн. рублей. Два займа Инвестагентство выдало на строительство мясоперерабатывающего комплекса «Растдон» (135 млн. руб.), где откроются 25 рабочих мест, и реализацию проекта «Сады Осетии» (180 млн. руб.). На 50 гектарах будут заложены интенсивные сады с возможностью привлечь к труду около 50 человек. Планируется также закладка интенсивных садов еще на 100 гектарах, что вкупе позволит покрыть потребности в яблоках не только Республики, но и экспортировать продукцию.
На подходе еще как минимум четыре проекта, в числе которых проект по птицеводству на базе имеющего хозяйства в Знаурском районе, тепличному хозяйству, а также производству базальтового волокна на базе завода «Эмальпровод», где смогут трудиться дополнительно еще 60 человек.
Почему не больше и почему так медленно продвигаются проекты? Разумно было бы предположить, что у российских банков существуют жесткие критерии отбора, связанные с возможными рисками вложения денег, и они готовы их просчитывать до тех пор, пока не убедятся в однозначной рентабельности проекта.
Все эти «сложности» являются обычными для российской и международной практики отбора тех или иных инвестиционных проектов.
Главной проблемой в реализации схемы развития реального сектора экономики является неготовность выполнять предъявляемые к кандидатам на финансирование требования по документам и защищать свои проекты на должном уровне. Ожидания большей части предпринимателей можно сформулировать следующим образом: предоставьте мне льготный кредит, а получится у меня или нет – покажет время. Но так как речь идет о средствах Инвестпрограммы, то российская сторона предпринимает все меры для того, чтобы обезопасить инвестиции и не готова выдавать кредиты в порядке, ставшем для части предпринимателей Южной Осетии привычным – то есть без соблюдения финансовой дисциплины.
Подчеркну, что средства по программе развития реального сектора экономики выделены только на вышеперечисленные реализуемые проекты в части строительства инженерной инфраструктуры.
Хотелось бы отдельно отметить, что в повестке дня руководства республики остаются вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Идет постоянная работа над тем, чтобы найти способы помочь местным предпринимателям вне Инвестпрограммы. Только за последние два года местными банками были выданы микрокредиты на сумму более 260 миллионов рублей. И в рамках имеющихся возможностей кредитование Нацбанком и Сбербанком продолжится.
Государство предпринимает конкретные шаги по поддержке малого и среднего бизнеса и в законотворческой плоскости. В этом месяце Правительство одобрило поправки в закон «О предпринимателях и предпринимательской деятельности», предполагающие направлять на поддержку малого и среднего бизнеса до 2% ежегодно от собственных доходов бюджета. На данный момент он находится на рассмотрении Парламента.
Также принято Постановление Правительства, определяющее механизм государственной поддержки инвестпроектов, которое предусматривает такие широкие возможности для местных предпринимателей, как получение инвестиций в уставный капитал, субсидирование (до 8%) процентной ставки рефинансирования Центробанка РФ, возмещение на 30% затрат на покупку оборудования и другое.
Таким образом, государство шаг за шагом создает инструменты поддержки предпринимателей. Главное, сообща суметь ими правильно воспользоваться.