Цхинвальское такси: падение спроса, налоги и цены

Было время, когда работа таксистом считалась престижной и доходной. Недостатка в клиентах не было. Машину с «шашечками» особенно часто заказывали люди, как их называли, с «буржуйскими замашками». Времена меняются, для цхинвальских таксистов они сейчас не лучшие. Их услугами нынче пользуются немногие. Почти каждый второй житель Цхинвала обзавелся личным авто.

Инал занимается перевозками пассажиров больше 25 лет. Он рассказывает, что еще 8-10 лет назад неплохо зарабатывал, содержал семью, накопил на капитальный ремонт дома. «В последние годы дела идут совсем плохо, клиентов за день набирается 2-3 человека, – с сожалением констатирует частный извозчик. – Теперь почти у всех машины. Причем за рулем все чаще можно видеть и женщин, которые составляли основной контингент моих клиентов».
Его коллега Андрей в шутку заявляет, что стал профессиональным картежником. В свободное время, а его стало слишком много, он играет с другими таксистами в карты. «Бывают такие дни, когда никто не подходит, ну, может, один-два пассажира. Почти весь день с сотоварищами играем. Думал отказаться от перевозок, но найти нормальную работу сейчас непросто. Так хотя бы 100-200 рублей в день заработаю. На семью не хватает, но хоть что-то», – объясняет мужчина.
В советское время для службы такси в основном использовали автомобиль «Волга». Теперь это не принципиально. Характерный опознавательный знак можно увидеть на автомашине любой марки. Государственных такси давно уже нет. В нашем городе в настоящее время услуги по перевозке предлагают несколько частных фирм, работающих по вызову. Но большинство водителей, занимающихся частным извозом, являются фактически индивидуальными предпринимателями. Количество таксистов, несмотря на снижение спроса, меньше не стало. В городе они длинными вереницами выстраиваются почти перед всеми крупными госучреждениями, в местах наибольшего скопления людей, где только разрешается.
Для осуществления пассажирских перевозок предприниматель обязан раз в три года обновлять лицензию, она стоит всего 800 рублей. А каждый месяц уплачивать 450 рублей налогов. Это не много, но таксисты недовольны. «Несколько лет назад было 250 рублей, потом 300, и вот доросли до 450 рублей. А ведь еще и на ремонт транспорта уходит немало средств. Между тем клиентов с каждым годом становится все меньше», – жалуется Инал.
Он отмечает, что в прежние годы существовала гибкая система уплаты налогов. «Один человек обходил таксистов и со всех взимал ежедневную плату, тогда это было 10 рублей. Сейчас каждый месяц надо платить фиксированную сумму, но при этом неважно, выходишь на работу или нет. Не так давно я две недели болел, не работал. Однако пришлось всю сумму налога выплатить. Это несправедливо», – считает частный извозчик.
Впрочем, многие таксисты не платят ни копейки и даже не имеют лицензию, работают нелегально. Правда, такой «ловкач» рискует попасться на штраф и тогда ему придется раскошелиться на внушительную сумму. Сотрудники правоохранительных органов нередко проводят рейды по городу совместно с инспекторами налоговой службы и Управления по лицензированию. Пойманному таксисту-нелегалу грозит штраф в размере 10-15 тыс. руб.
Таксисты недовольны налогами, а пассажиры – ценами на перевозки. Они стоят 80-100 рублей по городу. Примерно таковы тарифы во Владикавказе, но столица севера Осетии в несколько раз превышает по территории. «Там расстояния больше, а цены такие же. У нас таксисты даже на сто метров берут 80 рублей, а в отдаленные микрорайоны, например, БАМ -100 рублей. Хотя это тоже часть нашего маленького города. Совести у них нет», – раскритиковала цхинвальских таксистов жительница столицы Елена.
Если учитывать расстояния, то действительно тарифы на такси-услуги в Цхинвале получаются необоснованно высокими. Причитания на дороговизну бензина не уместны, во Владикавказе почти аналогичные цены на ГСМ. К тому же наши таксисты большей частью заправляются газом, он дешевле.
По мнению людей, перевозки во Владикавказ на частных авто тоже стоят дорого. Поэтому многие стали предпочитать государственные автобусы. В нехилую сумму выливается выезд на такси и по республике. «Недавно ездила к родственникам в село Хегагурово, оно находится, примерно, в 7 км от Цхинвала. С меня водитель потребовал 250 рублей. А во Владикавказе, к слову, поездка в поселок Заводской стоит всего 160 рублей, хотя расстояние между ними больше, около 10 км», – привела наглядный пример разницы цен на услуги такси Елена.
Некоторые предприниматели оправдываются тем, что в Северной Осетии частные извозчики постоянно задействованы, спрос на их услуги выше. Так оно и есть, но наверняка при разумных ценах и у наших таксистов прибавится клиентов. Стремление выжать максимум из минимума в данном случае дает обратный эффект.
А.БАГАЕВ