Отстаивайте свои законные права и интересы!

Современный рынок товаров и услуг изобилует разнообразием. Появляется все больше производителей продуктов питания, одежды, предметов быта, растет количество торговых объектов, заведений общественного питания и т.д. Однако качество не всегда соответствует ожиданиям. Наверняка каждый из нас хоть раз подвергался обману, купив «кота в мешке». Нередки и другие нарушения прав потребителя, такие как: обсчет, обвес, низкий уровень обслуживания и оказания других услуг в заведении общепита.

Проблема имеет место быть не только в нашей республике, она актуальна во всем мире. Впрочем, законодательство дает потребителю много прав, позволяющих ему не остаться «в дураках». Не каждый о них достаточно осведомлен. Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый по традиции каждый год 15 марта, придуман именно для того, чтобы напомнить потребителю о своих правах, повысить информированность и общую правовую грамотность населения.
Закон РЮО «О защите прав потребителей» регулирует отношения между покупателем и предпринимателем (продавцом), обеспечивает первого широким набором прав.
При выявлении в приобретенном товаре дефектов потребитель вправе в течение определенного срока потребовать замены на товар аналогичной марки или другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо уменьшения стоимости товара. Имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Кстати, часто в торговых объектах встречается табличка: «Проданный товар обмену или возврату не подлежит». Этот факт уже сам по себе является грубым нарушением прав потребителей, вводит их в заблуждение. Закон позволяет вернуть в магазин товар или обменять его в течение 14 дней со дня продажи. Бывает, купленный предмет не подошел по габаритам, цвету или другим причинам. Главное – не повредить товар, сохранить его потребительские свойства. Не подлежит возврату только определенный перечень товаров, в числе которых – лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия, бытовая химия, а также товары, отпускаемые на метраж (ковры, линолеум, шторы, кабель и т.п.).
Существует право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества или плохо выполненной работы, услуги. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, о товаре, его потребительских свойствах и т.д. В законе подробно расписаны все права потребителя.
В ситуации с бракованным товаром часто владелец торгового объекта ссылается на производителя, дескать, заводской брак. Но, в любом случае, это не проблема покупателя, который хочет отдать деньги за качественный продукт, он не должен страдать из-за нерадивого предпринимателя.
Если продавец отказывается от выполнения законных требований потребителя, следует обращаться в компетентные органы. Недобросовестного бизнесмена могут обязать оплатить не только стоимость товара, но даже компенсировать причиненный моральный ущерб. Ко всему прочему, ему грозят штрафные санкции.
В защите своих законных прав потребителю помогают соответствующие организации. В Южной Осетии эти функции выполняет Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Юго-Осетпотребна-дзор), в частности, действующий в его составе отдел по защите прав потребителей. Эта служба всегда окажет информационно-консуль-тационную помощь потребителю, ее специалисты быстро рассмотрят заявление и примут необходимые меры для защиты прав потребителя, разрешения спорных ситуаций.
Специалисты Комитета Юго-Осетпотребнадзора каждый год проводят плановые проверки объектов торговли, общепита и т.д. В зоне внимания – условия хранения продуктов, срок годности, наличие сопроводительной документации на товар, лицензии, информации на товаре, она обязательна на русском языке, соответствие объекта санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. В случае выявления нарушений в отношении руководителя хозяйствующего субъекта применяются денежные штрафы.
Обычно покупатель, обнаружив в магазине просроченный или испортившийся вследствие несоблюдения условий хранения продукт, недовольно вопрошает: «Куда смотрят компетентные службы?».
Тут имеются свои нюансы. Надо понимать, закон позволяет проводить плановую проверку каждого магазина только раз в год. К тому же согласно пункту 13 статьи 7 Закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», сотрудники Юго-Осетпотребнадзора обязаны за три дня до официальной проверки уведомить владельца магазина или общепита о своем посещении. Это дает предпринимателю время привести помещение в порядок, припрятать просроченные или некачественные продукты.
Однако на основании жалобы потребителя соответствующее ведомство проведет внеплановую проверку конкретного объекта и примет законом предусмотренные меры. Следовательно, потребителям нужно не сетовать всякий раз «на вселенский произвол», а обращаться при нарушении своих прав в Комитет Юго-Осетпотребнадзо-ра.
Смелее отстаивайте свои законные права и интересы, не позволяйте недобросовестным продавцам вас обмануть!
И. ДЖИОЕВ