«Коронавирус убивает бизнес»

Югоосетинские предприниматели о влиянии пандемии на бизнес

Пандемия коронавируса больно ударила по экономике почти всех стран. Южная Осетия – не исключение. В период ограничительных мер и общего панического настроя особенно нелегко приходится малому бизнесу, отдельные его сегменты фактически поставлены на грань выживания.

Выгоду в нынешней ситуации извлекают разве что аптечные организации, спрос на лекарства сейчас необычайно высок. Нехило можно заработать даже на простых медицинских масках. Владельцам аптек мешают только препоны на таможне, если бы не это, было бы совсем здорово. Не вышли «из обоймы» и продуктовые магазины, они востребованы при любом кризисе. А вот рестораны, кафе, развлекательные центры, фитнес-залы, магазины непродовольственных товаров и т.д. несут убытки, одни значительные, другие в меньшей степени.
По мнению начальника Управления поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РЮО Сослана Мамитова, сильнее всего страдает сфера общественного питания.
«Сейчас многим нелегко, особенно ресторанам и кафе, из-за пандемии они не могут работать в прежнем режиме. Тяжело приходится и другим отраслям, на которые распространяются временные ограничения, введенные правительством на период пандемии», – отметил он.
Неутешительное положение дел констатируют и сами предприниматели. Некоторые владельцы столовых и объектов «готовой кухни» приостановили деятельность, другие сократили рабочее время и распустили часть сотрудников по домам. Немало людей на неопределенное время фактически остались без работы и средств к существованию.
В незавидной ситуации особенно оказались рестораны, лишившиеся возможности организаций массовых банкетных мероприятий (торжеств, юбилеев, корпоративных посиделок и т.д.).
«Что тут говорить? Посетителей стало меньше, доходы падают. Коронавирус просто убивает бизнес, – не сдерживает эмоций владелец одного популярного в Цхинвале ресторана. – Пытаемся как-то выкручиваться, в том числе за счет организации доставки еды. Есть и другие идеи, посмотрим, что выйдет».
Невысокая посещаемость заведений общепита объясняется не только ограничительными мерами. Многие граждане, опасаясь за свое здоровье, стараются избегать контактов с людьми, реже появляться в кафе, общественных местах.
Бизнесвумен Марина решила взять тайм-аут, временно закрыв свою «готовую кухню». Ее основными клиентами были сотрудники министерств, госучреждений, которые в обеденный перерыв заказывали у нее еду. Теперь большинство работников госорганизаций после перевода на так называемый особый режим работы основное время проводит дома.
«Потеряла основную часть клиентов, пришлось приостановить работу, отпустила и своих работников, – разочарованно вздыхает предприниматель. – Молю Бога, чтобы этот ковидный ужас поскорее закончился, и все вернулось на круги своя».
После запрета на проведение свадеб, массовых праздничных мероприятий сократилось и количество посетителей парикмахерских, салонов красоты. С закрытием фитнес-залов терпит убытки и рынок спортивного питания. Магазины промтоваров, мебели, а также строительных материалов продолжают работать в обычном режиме, но показатели рентабельности далеки от прежних цифр.
Владелец строймаркета Алан отмечает снижение спроса на реализуемую продукцию. «С наступлением холодов в целом снижается спрос на строительные товары, но такого падения, как сейчас, не припоминаю, – в растерянности предприниматель. – Сегодня многим тяжело, надо пережить этот период. А что делать?».
В нынешних реалиях население вынуждено «потуже затянуть пояса». Ремонтно-строительные работы, покупка мебели и даже дорогостоящие прически подождут. Многим нынче не до роскоши. Граждане перешли на режим экономии денежных средств, тратят финансы с осторожностью, в основном на еду и медикаменты. Главное, переждать ковидный период.
Югоосетинские бизнесмены дезориентированы, никто не знает, что будет дальше. Пока ситуация не столь критичная, хотя уже сейчас многие предприниматели жалуются, что нечем выплачивать кредит, платить за аренду, не говоря уже о выплатах работникам.
Если кризис продолжится, многим придется свернуть бизнес, или переформатировать, искать другие актуальные в сегодняшних условиях направления. Хотя маленький внутренний рынок не дает простора для фантазий.
Остается только надеяться, что пандемия скоро пойдет на спад и жизнь вернется в привычное русло.
И. ДЖИОЕВ