Земледелием – по перекупщикам и высоким ценам!

Пришло время вернуться к практике 90-х годов

Глобальный экономический кризис, вызвавший резкое подорожание на продукты питания, донельзя актуализировал вопрос развития сельского хозяйства и возвращения к земледелию.

Земледелие возникло ещё в каменном веке. Известно, земледельцы древнейшего государства шумеров (29-27 век до н.э.) получали урожаи пшеницы и ячменя по 200 центнеров с гектара без сельскохозяйственной техники. Не было тогда и удобрений. Но найденные археологами книги учета тех времен свидетельствуют, что шумеры получали именно такой урожай.
Принято считать, в нынешних условиях земледелие, и сельское хозяйство в целом, не выгодно и не рентабельно. Однако ли правы скептики? Ведь зачастую за утверждаемой (особенно дилетантами) не рентабельностью отрасли скрывается ненаучный и зачастую дилетантский подход к сельскому хозяйству.
Еще Генри Форд подчеркивал: «В недостаточном знакомстве с процессами и подлинной сущностью профессии, а также и с лучшими формами ее организации кроется причина малой доходности занятия сельским хозяйством. Сельское хозяйство само по себе изумительно прибыльно».
2020 год вступил в права с шокировавшим человечество международным экономическим кризисом. Резко выросли цены на продукты питания и фрукты и овощи. Каждый из нас ощутил последствия кризиса.
Но если на рост цен на импортную продукцию не может повлиять и Россия, и нет никаких предпосылок для снижения цен в будущем, то практически каждый из нас в состоянии минимизировать последствия глобального экономического кризиса, отголоски которого будут давать о себе знать несколько лет наперед.
Надо с некоторым удовлетворением признать, кризис дал нам всем понять – пора возвращаться к земледелию и сельскому хозяйству в целом. К сожалению, социалистическая форма сельского хозяйства перестала существовать вместе с развалом СССР и социализма в целом. В нынешних экономических реалиях под большим вопросом оказалась эффективность колхозов и госхозов. Мы еще вернемся в будущих публикациях к вопросу реанимации госхозов, но на данный момент встает вопрос – почему фермеру прибыльно заниматься сельским хозяйством, а госхоз (при аналогичной штатной численности и государственной поддержке) обречен на разорение? Почему бы государству в качестве эксперимента не создать госхоз? Сомнительно, чтобы это проект потерпел крах, учитывая слова Генри Форда. А уж Форд лучше всех знал формулу успеха.
В этих условиях значительно возрастает значение опоры на собственные силы каждого гражданина. Южная Осетия зависит от внешнего рынка. Ни одно государство в мире не может похвастаться абсолютной независимостью. Мы по-прежнему зависим даже от поставок простой зелени, не говоря о других видах овощей и фруктов.
В условиях Южной Осетии именно сельское хозяйство может стать основой продовольственной безопасности республики. Другие декларируемые в предыдущие десятилетия способы развития экономики Южной Осетии показали голословность, откровенный популизм, отсутствие желания что-то делать, и естественно не привели к заявляемому результату.
К сожалению, рельеф Южной Осетии оставляет мало простора для маневра, так как территория республики – преимущественно горная зона. Однако имеющихся равнинных площадей достаточно для развития сельского хозяйства и насыщения внутреннего рынка.
Южная Осетия располагает значительным аграрным потенциалом. Он не используется. Благодаря фанатичным и трудолюбивым труженикам сельского хозяйства, Китай вырвался в лидеры сельскохозяйственного производства. Достаточно отметить, 80% чеснока в России – китайский чеснок. Причем без корней! Естественно, такой чеснок не посадишь. Он не вырастет. Но на это и делается расчет в Китае, чтобы обрезкой корней не допустить распространения чеснока в России и держать на высоком уровне поставки овоща за рубеж. Нельзя забывать об условиях, в которых он выращивается. Почва на полях, где выращивается чеснок, частенько загрязнена тяжелыми металлами и другими вредными веществами. Вода небезопасна, она загрязнена отходами химической промышленности. Кроме того, чтобы увеличить прибыль китайские фермеры активно используют запрещенные пестициды. Китайский чеснок присутствует на нашем рынке уже несколько лет.
Поэтому для выправления ситуации необходима максимальная концентрация усилий на развитии сельского хозяй-ства, садоводстве и овощеводстве в частности. И здесь самое время, на наш взгляд, вернуться к практике начала 90-х годов, когда властные структуры республики выделили всем желающим гражданам республики земельные наделы для земледелия.
Приходится констатировать и необоснованное завышение цен на продукцию сельского хозяйства отдельными сельхопроизводителями. Лучшим ответом на недобросовестную ценовую политику, которую отдельные фермеры формируют не по научной концепции формирования цены и без учета покупательной способности населения, станет массовое возвращение граждан на поля и участки. Каждому из нас по силам обеспечить свою семью необходимой «сельскохозяйственной потребительской корзиной».

А.КАЧМАЗОВ