Дом стоит, свет почти не горит…

Отсюда и понятна печаль его обитателей

В ходе недавней встречи Президента с жителями Дзауского района была озвучена проблема, связанная с аварийностью жилья – пятиэтажного панельного дома в поселке. И на днях президент Бибилов осмотрел печально известный дом.

Как проинформировал Анатолия Бибилова Глава Администрации Дзауского района Андрей Джиоев, который сопровождал президента, согласно техническому заключению специалистов проектного института ОАО «Севоспроект» все имеющиеся инженерные и наружные сети, а также отсутствие надлежащего ремонта на протяжении существования объекта полностью исчерпали свой ресурс.
Осмотрев здание внутри и снаружи, Президент отметил, что необходимо тщательно проанализировать все варианты и принять наиболее оптимальное решение. «Нужно пригласить специалистов, которые дадут оценку этому дому. Только после этого мы примем решение о его сносе или реконструкции», – сказал Анатолий Бибилов.
Кроме того, глава государства посетил в Дзау несколько домовладений, жители которых пожаловались на тяжелые условия проживания.
Редакция нашей газеты решила выяснить историю дома в Дзау от самих жителей и вот какая картина предстала перед нашими глазами. Надо отметить, другой берег реки в целом оставляет гнетущее впечатление. Злополучный дом стоит в южной части поселка, среди общей необустроенности по другую сторону Лиахвы. Нас встретила тишина. Грустный пес грелся в лучах солнца, удостоив нас взглядом одного лениво приоткрытого глаза. Лишь в двух окнах корпуса мелькнули лица крошечной девчушки и молодой девушки, которая скрылась за шторой. А вот девчушка долго и пытливо разглядывала гостей, удобно усевшись на подоконнике.
Поиски жильцов увенчались успехом. Как оказалось, часть жильцов дома живет не в самом корпусе, а рядом в бараках, вагонах и наспех сколоченных хибарках. Они не рискуют жить в корпусе.
По словам жильцов, дом был построен в 1986 году. В него вселились сотрудники районной управления внутренних дел и КГБ. Много было и новоселов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как сказали жильцы, уже тогда, в далеком 1986 году возникли проблемы с грунтом. Как оказалось, в подвальное помещение под домом откуда-то просачивалась вода. По всей вероятности, из источников глубоко под землей. И вода течет в подвальное помещение с тех и до нынешних пор. Мы заглянули через отверстия и увидели весьма удручающую картину – подвальное помещение почти полностью залито водой. И если источник заполнения подвала водой – грунтовые воды, то никакое вмешательство районного ЖКХ не поможет – бесполезно.
Пятиэтажный дом состоит из 20 квартир. Из них десять двухкомнатных, пять – пятикомнатных и пять трехкомнатных.
Сейчас в 20-квартирном доме живет около7-8 семей. И то на нижних этажах. Верхние пустуют. А жители нижних этажей страдают от сырости, которая идет из подвала. У многих пришла в негодность мебель. И конечно, страдает здоровье жильцов корпуса.
«Когда в начале 1990-х в районе было сильное землетрясение, в стенах дома пошли трещины. Часть жителей переселилась в вагоны и другие подобия жилья рядом с домом, боясь вселиться обратно. С тех пор к нам приезжали разные комиссии и давали заключения, что дом аварийный. Еще в 1992 году было заключение, что дом аварийный. Один из приезжавших экспертов даже сказал, что если дом без жильцов пока стоит, то если вселить в него жильцов плюс завезти мебель и другие вещи, то (т.е. бытовые нагрузки – прим. ред.) дом может не выдержать. Не знаем, насколько это правда, но такие слова мы слышали», – начали рассказывать нам историю злоключений дома жильцы.
Отопления, конечно, у редких жильцов дома нет. Обогревают квартиры дровяными печками, трубы которых выведены в дымоходы. Примерно в 2013 году, вспоминают жильцы, деревянные оконные рамы в корпусе были заменены на пластиковые.
«С 1991 года мы ставим вопрос, чтобы нашему дому уделили внимание и в конечном итоге решили, что же с ним делать – укреплять и восстанавливать или же снести? Чтобы и мы знали, чего нам ждать», – резонно возмущаются жильцы дома, которых становилось все больше.
Визуально, на взгляд непрофессионала покажется, что дом явно не подлежит восстановлению. Кажется, что край бетонного навеса подъезда просел. Хотя жильцы уверены, что дом реально просел.
«Видите окна в подвальное помещение? Они раньше были выше, а теперь стали ниже» – говорит одна из женщин. Если это и так, то остается говорить лишь о просадке всего дома. Но это должны определить эксперты.
Остается констатировать, что и в советское время были крупные огрехи. Иначе чем объяснить тот факт, что дом возведен в богатом грунтовыми водами месте, если, как утверждают жильцы, подвал стал заполняться водой почти с первых лет. К сожалению, после 2008 года, когда в республике развернулось масштабное строительство жилья, правительства республики и района не смогли уделить внимание решению вопроса по дому. Страдают от чиновничьей халатности того периода простые жители. Неужели тогда нельзя было принять смелое решение и снести дом, а жильцам построить качественные и добротные срубы, что менее затратно и быстрее по срокам, чем строить блочный дом.
Отличный способ решения проблемы – строительство не затратного бетонно-блочного жилья, а возведение срубов, которые стоят дешевле, да и быстровозводимы. На наш вопрос жильцам, какое бы они предпочли жилье – квартиры или частное жилье, измученные люди ответили: «да лишь бы было жилье, а там не важно, какое». Хотя несколько женщин предпочли частное жилье, ведь это позволяет заниматься хозяйством, что является большим подспорьем для семейного бюджета. Надеемся, что слова из песни Виктора Цоя «Печаль»: «Дом стоит – свет горит, из окна видна даль, так откуда ж взялась… печаль», которые легли в основу заголовка скоро потеряют актуальность применительно к нашему грустному и печальному репортажу.
В любом случае, визит президента – знак, что вопрос в конечном итоге будет решен. Дело – за расторопностью чиновников…
А. КАЧМАЗОВ