Вино или пойло?

Какого качества алкоголь Грузия поставляет в Россию?

За 10 месяцев 2019 г. Грузия экспортировала в Россию более 47 млн бутылок вина, это на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., сообщило Национальное агентство вина Грузии.

По сведениям ведомства, всего с января по октябрь 2019 г. грузинские винодельческие компании вывезли 75,6 млн бутылок вина в 53 страны на сумму 195 млн долларов. Показатель на 20% превышает прошлогодний.
Россия является основным импортером грузинского вина, туда поступает около 65% пьянящего напитка. На втором месте Украина, на третьем – Китай. На их долю в совокупности приходится около 12-15%. В числе покупателей фигурируют Польша, Казахстан, Белоруссия, страны Прибалтики, Израиль, США, Канада и др. При этом, как сообщает указанный источник, рост экспорта грузинского вина растет с каждым годом.

Несоответствие площадей и объемов производства
Тут возникает вопрос, позволяют ли площади виноградников в Грузии выпускать столь огромное количество винной продукции, да еще стремительно увеличивая ее объемы?
Эксперты, в том числе российские, подвергают сомнению возможности Грузии производить десятки миллионов литров натурального винного напитка. Соотношение собранного в Сакартвело винограда и объемов разлитого вина во много раз отличается. К примеру, в Грузии площадь самого популярного сорта – «cаперави» – составляет около 5 000 гектаров. Этого явно не хватит для поставок в Россию.
Нетрудно догадаться, продаваемые в российских магазинах «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави» и др. большей частью являются суррогатом.
Директор НМЦ «Лаборатория вина», сомелье Дмитрий Фе-досов недавно в интервью де-ловой газете «Взгляд» сказал: «Мои грузинские коллеги и друзья подтверждают, настоящих грузинских вин из грузинского винограда с контролируемым географическим наименованием, в России почти нет».
Высказывается предположение, что ушлые грузинские виноделы либо покупают сырье в третьих странах (в Болгарии, например), либо делают его из жмыха, выжимок, с помощью сахара забраживают и получают так называемое вторичное вино.
«В деревне Киндзмараули уникальные условия для созревания винограда и создания полусладкого вина. Если посчитать, сколько вина «Киндзмараули» на российском рынке и какова площадь этой большой деревни с виноградниками, все станет сразу понятно. Разница значительная. Такого большого объема вина якобы из Киндзмараули, который нам поставляют, не существует. Это все контрафакт. Значит, качество грузинского вина под большим вопросом», – выразил сомнения Федосов.
В 2018 г. Грузия отправила в Россию порядка 9 млн литров вина якобы изготовленного в историческом месте Киндзмараули. Однако по официальным данным Нацагентства вина Грузии, виноградники Киндзмараули занимают площадь всего 614 гектаров, средняя урожайность составляет 6-7 тонн с гектара. В среднем регион производит всего 2,8 млн литров данной марки вина в год. Это в три раза меньше объема, поставляемого грузинскими виноделами в Россию. Если еще учитывать, что порядка 5 млн литров Грузия вывозит в другие страны, то масштаб обмана выглядит гораздо больше. Возникает вопрос, поступает ли в Россию вообще настоящее «Киндзмараули», хотя бы в малом количестве? Другие известные марки грузинского вина, попадающие на российский рынок, тоже в подавляющем большинстве являются подделками.
Роспотребнадзор неоднократно заявлял о сомнительном качестве алкоголя из Грузии. Специалисты полагают, в Россию завозят перебродивший жмых с красителями. Не так давно, в частности подобные комментарии прозвучали в адрес гордости Грузии – «Хванчкара».

«Дядюшке Сэму» не нравится
Неудивительно, что хваленное грузинское вино не востребовано во многих странах, где не выдерживает конкуренцию с мировыми брендами. Если бы оно было действительно стоящего качества, то заокеанский «наставник» нашего южного соседа «Дядя Сэм» наверняка скупал бы ее крупными партиями, поддерживая малоразвитую экономику своего непутевого подопечного. Однако в США по сравнению с Россией вывозится ничтожно малое количество бутылок. К примеру, за текущий год было отправлено всего 604 тыс. штук. Никто не сомневается, туда Грузия экспортирует настоящее вино, но даже оно, судя по минимальным поставкам, не пришлось по душе жителям США.

Как считает американский эксперт, обладатель престижной квалификации «Магистр вина» Лиза Граник, хотя поставки грузинского вина в США немножко выросли, но завоевать этот рынок ему вряд ли удастся. «Грузинские вина, которые поступают в США, должны быть только самого лучшего качества, а это малый процент от всего экспорта грузинского вина», – заявила эксперт.
Те несколько сотен тысяч бутылок, которые из Грузии вывозят в США, как объясняют эксперты, в основном закупают иммигранты из стран бывшего СССР. Как отмечено выше, главными странами-импортерами грузинского вина остаются Россия и другие страны постсоветского пространства, где помнят ее с советских времен. Только теперь это уже обычная паленка. Причем стоит она недешево.
Когда лопнет терпение?
Знакомый журналист из России рассказывал, что как-то побывал в Тбилиси, где в одном из солидных ресторанов друзья угостили его хванчкарой. Немного позже в Москве он купил такую же бутылку этого полусладкого красного напитка, но содержимое его сильно разочаровало. «Это совсем не то, что я пил в Тбилиси. Такое ощущение, что спирт смешали с водой и добавили красителей», – сокрушался мужчина.
Ни для кого не является секретом, что на российский рынок грузины отправляют низкопробную продукцию, считая ее «страной третьего мира».
Как отмечает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, в Россию идёт всё вино, что не покупают в Европе из-за низкого качества. А россияне потом гадают – почему содержимое бутылок с одним и тем же названием так разительно отличается по вкусу?
В Грузии и не скрывают факт подделки экспортируемого в Россию алкоголя. В русофобской стране часто с иронией этим кичатся и ничуть не боятся подпортить репутацию. В представлении грузин российский потребитель – это безнадежный алкаш с опухшим лицом, который с упоением проглотит даже бутылку с керосином, приняв его за алкоголь. Казалось бы, грузины должны кланяться России, благодаря которой имеют возможность развивать экономику. Но давно стало аксиомой, чем больше РФ проявляет благосклонность к грузинам, тем сильнее они презирают ее.
Наглядный пример пренебрежительного отношения к главному потребителю грузинского вина продемонстрировал в 2006 г. министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, который цинично подчеркнул: «Большинство грузинских виноделов способом т. н. «мухлежа» старались завоевать российский рынок и ввезти то вино, которое не реализовалось в Европе, так как в России продались бы даже фекальные массы».
В те годы Роспотребнадзор, кстати, ввел запрет на поставки грузинского вина в Россию, мотивировав решение, повышенным содержанием в ней тяжелых металлов и пестицидов. Грузию тогда охватила настоящая паника, объемы производства вина снизились в разы. Производители напитка Бахуса в этой стране понесли многомилионные убытки.
Однако в 2013 г. Россия сняла эмбарго, поток низкопробного суррогата с новой силой хлынул на российский рынок, побив на сегодня рекордные показатели. Качество лучше не стало, однако видимо влияние грузинского лобби в России настолько велико, что силами одних только надзорных органов остановить ввоз фальсификата не получается.
Позиция России в данном вопросе удивляет. Сколько можно терпеть откровенные оскорбления грузинской стороны, безропотно впуская на свой рынок десятки миллионов бутылей некачественного напитка, подвергая опасности здоровье своих граждан?
Впрочем, велика вероятность, что объемы поставок грузинского вина в РФ в обозримом будущем сильно сократятся. В России виноделие сейчас активно наращивается. Уже сейчас площадь виноградников там в 1,5 раза больше, чем в Грузии. При этом, как отмечают эксперты, качество продукции местных винных компаний заметно улучшилось. Да и соседние с Грузией кавказские страны не дремлют, постепенно наращивая производство пьянящего сока и способны поколебать позиции своего соседа на рынке вина.
И.ДЖИОЕВ