ВАХТАНГ ПИПИЯ: «Аэропорт создаст условия для успешного развития Абхазии»

Недавно на заседании Кабинета Министров Абхазии принят ряд документов, регулирующих вопросы статуса Республиканского унитарного предприятия «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба» и использования воздушного пространства республики. Решено присвоить сухумскому аэропорту статус аэродрома совместного базирования, что предполагает возможность использования как гражданской авиации, так и государственной, военной, санитарной службами, МЧС и другими силовыми структурами.

В соответствии со статьями 47 и 48 Воздушного кодекса Абхазии и Соглашением между правительствами Абхазии и РФ о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 г., принципами и нормами международного права и договоров, международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству республики присвоен четырехбуквенный код «URAS». Это установленный еще в советское время код Международной организации гражданской авиации. Выдавался он территориально, и на сегодня у всего постсоветского пространства первая буква кода – «U». Абхазия находится, как и раньше, в ростовской воздушной зоне – это вторая буква «R», буква «А» – Абхазия, «S» – это «Сухум».
Проект курирует Госкомитет Республики Абхазия по управлению государственным имуществом и приватизацией под председательством Вахтанга Пипия, который в интервью собкору газеты «Южная Осетия» в Сухуме рассказал о реанимации аэропорта.
– Вахтанг Ахрович, о том, что Международный сухумский аэропорт возобновит свою работу, в Абхазии говорят давно. Что нам мешало его восстановить? И почему это стало возможным именно сейчас?
– Вопросом возобновления работы аэропорта занимались все руководители государства, начиная от Владислава Ардзинба. В силу ряда причин не получалось начать работы по реанимации объекта. В прошлом году у нас появилась возможность для привлечения российского инвестора к подготовке проектно-сметной документации. Эта часть работы завершится в августе 2019 г. За это время мы подготовили весь объем необходимой законодательной документации, начиная от Воздушного кодекса, до правил использования воздушных судов. В конце июля Кабинет Министров принял решение по присвоению аэропорту кода «URAS». В советское время сухумский аэропорт имел код, который после грузино-абхазской войны изъяли, поэтому мы начали деятельность с оформления кода, позволяющего осуществлять полёты, причем и в страны, которые нас не признают. Гонконг не признавали 100 лет, но из его аэропорта осуществлялись полеты в различные страны. Северный Кипр располагает высоко-классным аэропортом, тоже является непризнанной страной. Аэ-ропорт Северного Кипра используется многими странами, как промежуточный.
В первую очередь к нам, конечно, будут прилетать российские авиакомпании, а в перспективе сирийские, венесуэльские, никарагуанские. И с помощью самолетов будут осуществляться не только пассажирские перевозки, но и перевозки грузов. С возобновлением работы аэропорта мы можем говорить о возрождении Шелкового пути, когда-то проходившего с Востока на Запад и с Запада на Восток через Абхазию, поэтому у нашего аэропорта есть возможность осуществлять промежуточную посадку самолетов. Международный сухумский аэропорт имеет колоссальную перспективу развития. Мы рассматриваем строите-льство и второй взлетно-посадоч-ной полосы. Пока не могу говорить о наших планах. Ведутся переговоры со многими авиакомпаниями мира. Мы не будем останавливаться на достигнутом, есть перспективы развития нашего грузопотока в Европу и Азию.
Не обойдем мы стороной и бизнес-авиацию. В сухумский аэропорт смогут прилетать и частные самолеты, у нас такие возможности есть, поскольку территория аэропорта это позволяет. И чтобы было желание к нам прилетать, аэропорт будет обеспечен самым передовым навигационным оборудованием.
– Интересно узнать, насколько обновленный сухумский аэропорт будет отличаться от аэропорта, построенного в начале 60-х годов?
– Строительно-монтажные работы аэровокзала аэропорта будут серьезно отличаться от того, что мы сегодня имеем. В обновлённом аэропорту необходимо будет разместить таможню и другие специальные службы. Аэровокзал, построенный в 1962 г., является объектом историко-культурного наследия и подлежит серьёзной реконструкции, там будет размещаться бизнес-класс. Что касается аэровокзала, построенного в 1984 г., стоит вопрос о его сносе и строительстве современного аэровокзального комплекса.
– Взлетно-посадочная полоса будет реконструироваться?
– В связи с тем, что мы ее 27 лет не использовали, она подлежит серьезной реконструкции. Это заложено в проектно-сметной документации. С общего объема вложений инвестора в аэропорт около 40 % приходится на взлетно-поса-дочную полосу. Цифры я озвучивать не могу, потому что ими на сегодня располагает только инвестор.
– За 27 лет простоя аэропорта страна потеряла много специалистов. И восполнить эти потери за короткое время нелегко. Какие специалисты нужны, чтобы аэропорт заработал полноценно? И как планируете решать проблему недостающих кадров?
– Профессиональный уровень сотрудников сухумского аэропорта в советское время был очень высоким. Этот опытный профессиональный инженерно-технический наземный персонал в принципе остался, подтягиваются и молодые. Многие молодые люди скоро заканчивают лётные вузы и вузы наземного базирования. Мы их всех берем на учет. Есть также специалисты, работающие во многих аэропортах мира. Мы с ними тоже поддерживаем связь. Готов и ос-новной состав технического оснащения аэропорта, диспетчерской службы. Больших проблем в этом плане не будет.
– И когда же аэропорт всё-таки заработает?
– На ремонтные работы уйдет минимум 1,5 года. Примерно через 2 года он будет введён в эксплуатацию. Это, конечно, нашим заингурским соседям не понравится. Им пора понять, что Абхазия признанная и независимая страна. Мы никогда не были в системе воздушного пространства Грузии, и не собираемся в ней быть. Я им предложил бы спокойно отнестись к возобновлению работы аэропорта. Думаю, для них так будет лучше. Мы в любом случае аэропорт восстановим. Оттого, что собака лает, караван не перестанет идти. Советую нашим соседям не быть похожими на эту собаку, которая лает на идущий караван.
– Есть у Абхазии перспективы для создания отечественных авиакомпаний?
– У Абхазии всегда была своя авиакомпания. Она располагала собственным лётным отрядом и лётными аппаратами. Это были самолеты советского производства ТУ-154 и др. Лётный отряд у нас был опытным, профессиональным. Конечно, в перспективе будем создавать свою авиакомпанию. Но это не станет первоочередной задачей аэропорта, но в перспективе, это возможно. Летающие аппараты, аэробусы, как известно, стоят больших денег, но мы будем искать возможности их приобрести.
– Когда начнутся строительные работы?
– Идет юридическое оформление взаимоотношений между государством и частным инвестором. Этот процесс будет не долгим. На это понадобится примерно 2 месяца. Инвестору не будет передана взлетно-посадочная полоса, так как она государственная собственность. После четкого определения правовых взаимоотношений с инвестором, начнутся строительные работы.
– Часто замечаю, что над Абхазией летают самолеты. Должны ли они платить Абхазии за то, что перелетают через нашу территорию?
– В начале нашего интервью я отметил, что Абхазия находится на Великом шелковом пути. Через нас пролетают самолеты с Севера на Юг, с Юга на Север, с Востока на Запад и с Запада на Восток. К счастью, мы являемся активно используемым воздушным пространством. За полеты, которые осуществляются свыше 9000 метров над землей, нам, к сожалению, никто платить не будет. Но мы можем использовать аэропорт как промежуточный, запасной. Мы примем любой борт, любой страны, любой авиакомпании, потому что техническое оснащение нашего аэропорта будет позволять это. Поэтому, добро пожаловать всем, желающим прилетать в Абхазию. У нас амбициозные планы по аэропорту, т. к. у него большие перспективы.
– Какие возможности откроются с началом работы аэропорта?
– В первую очередь аэропорт создаст комфорт для туристов. Я уверен, увеличится поток туристов, желающих прилетать в Абхазию. К нам часто будут прилетать бизнесмены, которые захотят создавать здесь инвестиционные проекты. Сегодня мир стал глобальным, высокоскоростным, поэтому бизнесмен не может тратить много времени для поездки в другую страну и в другой город. Иногда в день он посещает несколько городов и даже стран, поэтому для развития инвестиционных проектов в Абхазии очень важно возобновление работы аэропорта. К тому же восстановление аэропорта важно для развития транспортной инфраструктуры. Аэропорт можно использовать в различных проектах. Этими возможностями мы располагаем. Что касается сельского хозяйства, и на него аэропорт может повлиять положительно. В советское время, когда работала Киндгская птицефабрика, нам привозили цыплят самолетами. Это было очень удобно.
К сожалению, сегодня мы не можем охватить весь объем возможностей аэропорта, но должны понимать, он необходим, иначе серьезно отстанем от многих стран. Аэропорт будет развивать Абхазию во многих направлениях.
– С какими городами в первую очередь Сухум наладит авиасообщение? Наши братья из Южной Осетии интересуются, будет ли авиасообщение между Сухумом и Владикавказом (в самой Южной Осетии, как известно аэропорта нет)? Даже шутят, когда заработает аэропорт, будут каждые выходные прилетать в Абхазию. И какой пассажиропоток наша страна готова будет принимать?
– Очень приятно, что наши братья горят желанием прилетать в Абхазию. Мы их всегда ждём! Нами уже закладываются определенные рейсы. Конечно, в первую очередь мы наладим авиасообщение с Владикавказом, Нальчиком, МинВодами, с центральными городами России – Москвой, Санкт-Петербур-гом, Казанью. Какой-то объем пассажиропотока из Сочи мы заберём себе, как было в советское время. Во времена СССР даже вертолеты летали из Адлера в мой родной город Ткуарчал. Интерес был, люди летали. И снова будут летать. Думаю, летом мы сможем принимать до 3 000 пассажиров в сутки, зимой – около 1 000.

Говорится же, что все хорошо забытое – старое, со временем возвращается и становится модным, так будет и в случае с нашим аэропортом.
Для справки:
РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г.Ардзинба» расположен в 18 км от Сухума, в поселке Бабышир. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 3,65 км, что позволяет принимать все типы гражданских и военных самолетов массой до 130 тонн.
Сухумский аэропорт в 1,5 раза длиннее сочинского аэропорта, а в советское время являлся одним из самых длинных аэропортов в СНГ. Он располагает аэродромом первого класса, имеет одну искусственную взлетно-посадочную полосу с усиленным бетонным покрытием. Аэро-порт строился под все типы советских самолетов в начале 60-х годов прошлого столетия и был запущен в 1962 году, он обеспечивает посадку пассажиров с двух сторон, из-за чего выгодно отличается от сочинского аэропорта.
В конце 60-х годов сухумский аэропорт принимал самый большой пассажирский самолет ТУ-114. В 80-х была увеличена толщина бетонного покрытия аэродрома аэропорта, что позволило принимать самолеты ИЛ-76 (грузовой) и ИЛ-86 (пассажирский). В середине 80-х годов была увеличена протяженность взлетной полосы, которая также служила запасной площадкой для аэропортов Еревана, Тбилиси, Баку, Минвод, Сочи, Симферополя, Ростова. Т.е. сухумский аэропорт был всепогодным, всесезонным и самым удобным аэропортом на Кавказе. В советский период терминал аэропорта в пиковое для Черноморского побережья летнее время мог принимать до 5-6 тысяч пассажиров в сутки. Аэропорт в основном был ориентирован на пассажиропоток.
В годы Отечественной войны народа Абхазии оба здания аэровокзала и гостиница аэропорта были повреждены, а взлетно-посадочная полоса заминирована. В 1993 г. аэропорт был закрыт. К 2000 г. полосу полностью разминировали. Старое здание аэровокзала отремонтировали и аэропорт стали использовать для осуществления внутренних полётов.
Вопросы задавала собкор
газеты «Южная Осетия»
в Сухуме Эсма АРДЖЕНИЯ