В ближайшие годы в Южной Осетии будут реконструированы два аварийных мостовых перехода и построят один крупный
«Старый мост» в Цхинвале включен в Инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2020-2022 гг. Один из знаковых объектов городской транспортной инфраструктуры ждет реконструкция.
Как нам сообщили в пресс-службе Минстроя, в этом году российские специалисты проведут изыскательские работы, исследуют техническое состояние моста и приступят к разработке проектной документации. А ремонтные работы начнутся в следующем году и будут завершены в течение двух лет.
Этот мостовой переход, возведенный через р. Лиахву на ул. 13 Коммунаров, называют «Старым» не только по причине ветхости. Он появился гораздо раньше своего «собрата», расположенного на ул. Московская, который, в свою очередь, в народе окрестили «Новый». Хотя и его состояние нельзя назвать удовлетворительным, особенно это касается металлических перил, которые, кажется, вот-вот отвалятся. Но сейчас горожан больше всего беспокоит состояние «Старого моста», оно не выдерживает никакой критики.
Верой и правдой больше века
Любопытную историю его строительства нам поведала начальник отдела охраны памятников архитектуры Министерства культуры Нелли Табуева. Основательный каменный мост был возведен в 1903 году на месте разваливавшегося деревянного перехода. «Когда в Цхинвале построили новый мост, он вызвал всеобщую радость. По этому поводу в городе устроили праздник, даже столы накрыли. На мероприятие тогда прибыли и чиновники из Гори. Событие подробно освещалось в источниках», – рассказала Н. Табуева.
Мост имел большое значение для развития торговых отношений, но в то время был рассчитан на гужевой транспорт, поскольку автомобили в те годы были редкостью в Цхинвале. Тем не менее, надо отдать должное тогдашним строителям. Сооружение возвели крепкое. Неслучайно оно служит уже больше века.
Но время свое берет. Несущие конструкции моста теряют былую прочность, на проезжей и тротуарной части образовались опасные для пешеходов и автомашин ямы и провалы. Пару лет назад их покрыли асфальтом, когда ремонтировали ул. 13 Коммунаров, но почему-то тротуары оставили в таком состоянии. Поверхностный ремонт немного улучшил вид моста, однако его положение остается неудовлетворительным и по-прежнему вызывает тревогу.
Сохранится исторический облик
Аварийное состояние «Старого моста» давно стало притчей во языцех у цхинвальцев. СМИ республики на протяжении последнего десятилетия неоднократно поднимали злободневную тему, пытаясь «подтолкнуть» местные власти к решительным мерам и сохранить исторический объект. Мост ассоциируется в сознании горожан с образом старого Цхинвала и в какой-то степени последним рубежом обороны города в дни военной агрессии Грузии в начале 1990-х гг.
Городские власти все эти годы ссылались на нехватку средств, ведь на капремонт моста нужны значительные финансовые ресурсы. Все, на что сподобилась мэрия – частичный ремонт и введение ограничений на движение большегрузного транспорта, чтобы снизить нагрузку на пошатнувшуюся конструкцию.
Цхинвальцы ждали, когда разрушающееся с каждым годом сооружение внесут в Инвестпрограмму и, наконец, он туда попал. На ремонтные работы заложено 147 млн рублей.
Теперь на повестке дня встал другой вопрос. Что предполагает реконструкция, каким «Старый мост» предстанет после завершения мероприятия?
При всем желании сооружение сложно назвать шедевром архитектуры. Можно сделать мост в ретро-стиле, но придать ему более эстетичный вид. Впрочем, многие представители городской общественности, в том числе Нелли Табуева, просят сохранить именно исторический облик моста, как один из элементов архитектуры старого Цхинвала.
По всей видимости, так и будет. В Министерстве строительства нам сказали, что реконструкция моста предусматривает укрепление несущих конструкций и расширение проезжей части, но общий вид сооружения останется прежним. «Исторический облик моста будет сохранен», – заверили в главном строительном ведомстве республики.
Еще два моста
В рамках Инвестпрограммы в ближайшие годы предстоит капитально отремонтировать еще два крупных моста в республике. Один расположен в поселке Дзау. Он связывает райцентр с селением Бузала и другими населёнными пунктами района. Объект был построен в 60-70-х годах прошлого столетия, но значительно пострадал во время землетрясения в 1991 г. С тех пор он не был отремонтирован и сегодня представляет серьезную опасность. Даже появлялись разговоры о его дальнейшей непригодности.
Российские специалисты по приглашению районных властей обследовали аварийную конструкцию и вынесли заключение, что мост нужно капитально отремонтировать и он прослужит еще много лет. В Инвестпрограмме на реконструкцию сооружения заложено 115 млн рублей. Старт реализации мероприятия запланирован на 2021 год.
Через год после этого на автомагистрали Гуфта-Квайса начнется строительство еще одного большого железобетонного мостового перехода. Стоимость этого проекта составит более 140 млн руб.
В.ТЕДЕЕВ