Цхинвал благоустраивается больше десяти лет. Строятся разные объекты, зоны отдыха, ремонтируются улицы. Облик города постепенно меняется в лучшую сторону. Однако положительные перемены в основном локализуются в окраинных частях столицы.
В северной части города построены целые микрорайоны. Новые жилые комплексы появились в районе 12-ой школы, в микрорайоне ЦАРЗ. В центре Цхинвала изменения заметны вокруг главной площади столицы, которую украсили роскошное здание театра, обновленный правительственный комплекс, фасады жилых зданий и разных объектов. Скоро во всей красе предстанет вновь построенный отель «Ирыстон».
Два разных мира центра столицы
Однако центр города не ограничивается только главной площадью. Всего в двух шагах от нее в сторону восточной части взору открывается мрачный пейзаж разрухи. Будто через волшебное зеркало попадаешь в темный мир. Единственный пятиэтажный жилой корпус на пересечении улиц Таболова и Х. Гаглоева возвышается среди развалин и трущоб. Даже некогда популярный среди цхинвальской детворы магазин «Детский мир» являет собой печальное зрелище с обвалившейся крышей и разбитыми окнами. Никто не может ответить, сколько еще времени этот памятник безответственности будет устрашать своим видом прохожих и гостей столицы?
В прошлом году ул. Х.Гаглоева, к долгожданной радости местных жителей, наконец заасфальтировали. Дышать стало легче, прохожие больше не ломают ноги, спотыкаясь на колдобинах, не тонут в огромных лужах. Но… обветшавшие, заброшенные дома сводят на нет позитивные впечатления от нового дорожного покрытия.
Улица-призрак
Люди, впервые оказавшиеся в этой зоне города, особенно в верхней части ул. Х. Гаглоева, могут ощутить себя в Чернобыле. На каждом шагу полуразвалины… Среди таких «шедевров» выделяется длинный двухэтажный дом, наполовину сотканный из досок. Когда-то в нем проживало около восьми семей, если не больше. Жили дружно, вместе отмечали праздники и дни рождения. Теперь свет по вечерам периодически горит только в одной квартире на первом этаже. На ее окнах нашиты доски и целлофаны. В аварийном здании осталась жить одна женщина, подвергая себя нешуточной опасности. Остальные разъехались кто куда, потому что жить в разваливающемся доме страшно. Часть строения обвалилась, подняться на второй этаж невозможно. Крыша вся в дырах, она не менялась со времени постройки дома. В дождь заливает оба этажа. Несколько лет назад тут в полуподвальных помещениях часто тусовались алкоголики, теперь даже они стали реже наведываться сюда. Это место уже ни на что непригодно.
Самое любопытное – на внешней стене дома красуется табличка с надписью: «Объект архитектурного заповедника. Охраняется государством. Не подлежит сносу». Прохудившийся дом на курьих ножках, трясущийся при любом ветре, вот-вот рухнет, но его, видите ли, нельзя сносить. А если, не дай бог, он обрушится и повлечет за собой человеческие жертвы, понесут ли ответственность те «мудрые» люди, что повесили уморительную табличку?
Грусть наводят и другие стоящие рядом постройки. Многие давно заброшены и тоже долго не продержатся. Под одним домом когда-то функционировал хлебный магазин. Жители округи покупали здесь главный продукт питания в блокадные 1990-ые годы, выстраиваясь в длинные очереди. Уже много лет помещение с обломанной дверью остается без присмотра, там находят приют в непогоду разве что бродячие собаки.
Напротив пятиэтажки чередой выстроились «прилепленные» друг к другу дома с еще одним заброшенным магазином и пивным баром. Одним словом, улица-призрак. Она идеально подходит для съемок фильма ужасов, тут и готовые декорации, и щемящая душу атмосфера.
Бывшая улица Тельмана переименована в честь прославленного танцора Хазби Гаглоева и заслуживает большего внимания со стороны местных властей. В соседних улочках также хватает покосившихся убогих строений. Некоторые напоминают старые сарайчики. Где-то продолжают жить люди, деваться им некуда.
Летом здесь прогуливались российские журналисты, снимали кадры и удивлялись, что в Цхинвале, в восстановление которого столько лет вкладывают миллиарды, все еще можно увидеть столь мрачную картину.
Расчистить и построить дома, скверы, игровые площадки…
В городской администрации заверяют, что владельцам заброшенных домов (почти все они имеют хозяев) направляются уведомления о необходимости приведения в порядок имущества в течение определенного срока. В противном случае закон предусматривает изъятие участка у нерадивого собственника. Такие заявления мэрия делала и раньше, однако, воз и ныне там. Никаких мер не принимается. Непонятно, как долго эти дома-призраки будут портить городской пейзаж. Пока сами полностью не разрушатся, и кто-то не пострадает? Впрочем, даже находящееся в собственности государства имущество пребывает в запущенном состоянии. Наглядный пример – бывшие торговые объекты: «Детский мир», «Фарн» и другие.
Жильцам ветхих домов следует предоставить квартиры в новостройках. А все это «кладбище» старых построек нужно пустить под бульдозер. На освободившихся участках можно построить новые двух-трехэтаж-ные жилые объекты, скверики, детские площадки. Здесь детям вообще негде проводить досуг.
Безусловно, отрадно, что в Цхинвале появились новые микрорайоны, но город следует развивать от центра, а не с окраин. В любом случае, нельзя его оставлять без внимания.
А.БАГАЕВ