Продавец обязан обеспечить наличие четко оформленных ценников
Человек, пришедший в магазин с намерением приобрести понравившийся товар, ориентируется на маркировку товара, в частности на – ценник. Именно ценник позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося в реализации товара.
Согласно Закону «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия», Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников. На продовольственных товарах они должны содержать: наименование, сорт, цену за единицу товара, цену за вес. Если это сыпучие товары, указывается цена за один килограмм, если штучные – цена за 1 шт., если товар реализуется в бутылках – указывается цена за одну бутылку и т.д. При продаже вин и пива в розлив в ценнике должны указываться наименование и цена за один литр и 0,1 литр (в отношении вин).
Ценники, прейскуранты, меню являются не только обязательным атрибутом, но и дополнительным рекламным инструментом. Нет информации о стоимости товара, услуг – нет продаж.
Ценники могут размещаться на любом носителе. Это может быть бумага, грифельная доска, стенд или световое табло. На каждый товар устанавливать ценник – не обязательно. Товар можно разделить по группам. Но на ценнике в обязательном порядке должны быть указаны: наименование, цена за единицу товара или веса. В случае если товар расфасован не производителем, а самим продавцом непосредственно на предприятии торговли – во вкладыше или на упаковке обязательно следует указать: наименование, цену за один килограмм, вес, цену отвеса, дату производства, срок годности. Если на маркировке не будет указана цена за один килограмм, потребитель не сможет определить обвешивает его продавец или нет.
Обращаем очень серьезное внимание, как продавцов, так и потребителей на маркировку товаров, в частности на стеллажи с отсеками в продуктовых магазинах, в которых выкладываются к реализации весовые кондитерские изделия. Как правило, упаковочные коробки продавцами выбрасываются. Маркировка поставщика не сохраняется. На каждом отсеке с конфетами указана только цена за один килограмм. В этой связи, просим продавцов вырезать маркировку поставщика с коробки и сохранять ее в отсеке до окончания реализации товара, поскольку без указанной маркировки продавец не сможет доказать свежесть реализуемой продукции. Именно в ней содержится нужная информация для потребителя о товаре: наименование, ингредиенты, дата производства, срок годности и наименование о производителе. А покупателя призываем использовать свое право выбора, т.е. покупать товар в том магазине, где эта информация ему предоставляется.
В хозяйствующих субъектах общественного питания также потребителю обязаны предоставить информацию – ассортиментный перечень производимой продукции с указанием сведений о весе (объеме) порций готовых блюд, цены в рублях посредством меню, прейскурантов и т.д.
Маркировка скоропортящейся продукции, в том числе произведенной в готовых кухнях при магазинах (кремовые изделия, салаты в заправленном виде) в обязательном порядке должна содержать помимо вышеуказанной информации также время изготовления.
В хозяйствующих субъектах бытового обслуживания населения (парикмахерских, салонах красоты, ателье и т.д.) как и в медицинских учреждениях, оказывающих платные медицинские услуги, в удобном для обозрения потребителем месте исполнители обязаны установить прейскуранты с указанием перечня оказываемых услуг и их стоимости.
Следует знать, что отсутствие соответствующей маркировки, ценников на товар, услуги – является основанием для привлечения продавца к административной ответственности. Максимальный размер штрафа согласно ст. 14.15 КоАП РФ составляет тридцать тысяч рублей. Статья 14.16 КоАП РФ предусматривает за отсутствие ценников на алкогольной продукции штраф в триста тысяч рублей и конфискацию товара.
В последнее время и у нас участились случаи устных обращений потребителей на несоответствия цен на продукты питания на ценнике и чеке на кассе, о завышении кассиром стоимости в чеке на кассе. Речь идет о хозяйствующих субъектах, где установлены кассовые аппараты.
Чтобы не быть обманутыми в этой ситуации рекомендуем потребителям зафиксировать факт нарушения: сфотографировать ценник с ценой на приобретаемом товаре на мобильный телефон и затем сравнить его с ценой на чеке. При обнаружении несоответствия необходимо обратиться к руководителю торгового объекта с требованием возмещения разницы цены на товар. Также необходимо оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений.
Лицо, допустившее такое нарушение, наказывается в соответствии со ст. 14.7 и ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа за данное правонарушение составляет пятьдесят тысяч рублей.
К сожалению, все предприниматели в соответствии с Законом РЮО «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не позднее трех рабочих дней нами уведомляются о грядущих плановых проверках, в связи с чем в ходе надзорных мероприятий очень серьезных административных правонарушений не бывает выявлено. Следует обратить внимание также на то, что 11.06.2021 года вступили в силу поправки в вышеуказанный закон, согласно которым, плановые проверки хозяйствующих субъектов контролирующими органами, в том числе на соответствие санитарным нормам и правилам, требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей будут проводиться не чаще чем один раз в три года. До этого дня проводились один раз в год. Это означает, что если от вас, уважаемые наши потребители, не будут поступать заявления, жалобы по нарушениям ваших потребительских прав, нами хозяйствующие субъекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и т.д. будут проверяться только один раз в три года.
В связи с выше изложенным, обращаюсь ко всем гражданам нашей республики, в случае если в том или ином выше перечисленном хозяйствующем субъекте обнаружите нарушения, связанные с отсутствием информации о товаре, услуге, или обнаружите в торговом объекте товары с истекшими сроками годности, в том числе с информацией «на выпечку», не соответствующих образцам по качеству, без информации на русском языке, товары, продажа которых запрещена законодательством Республики Южная Осетия, требуйте, прежде всего, устранения вышеуказанных нарушений от продавцов. Если ваши требования игнорируются, требуйте Книгу отзывов и предложений. Опишите со всеми подробностями ситуацию, с указанием даты, времени инцидента. Книга отзывов есть в каждом хозяйствующем субъекте. Для получения письменного ответа на жалобу укажите свои контактные данные. Вам обязаны ответить в течение пяти дней от даты записи в Книге. Если спорная ситуация будет проигнорирована, вы вправе обратиться к нам, в Комитет Юго-Осетпотребнадзора по адресу:
г. Цхинвал, ул. Горького, 39. Контактный телефон: 8929 806 50 30.
Будьте уверены, нарушитель ваших потребительских прав понесет наказание, согласно законодательству нашей республики.
Ж. САНАКОЕВА, начальник управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора