Грамотная градостроительная политика и научный подход: главные факторы снижения напряженности на трассах
Недавно под руководством премьер-министра Геннадия Бекоева прошло заседание Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве. В повестке – вопросы обеспечения безопасности на дорогах, в их числе ход программы «Безопасный город».
«В последнее время наблюдается рост автотранспортных средств, но отсутствует культура вождения и отмечается пренебрежительное отношение водителей к правилам дорожного движения. Внедрение программы станет одним из решений устранений нарушений», – сказал начальник УГИБДД Алан Джиоев. По его словам, «Безопасный город» обеспечит оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах города в режиме онлайн.
Поднимался вопрос по рассмотрению Парламентом поправок в закон «Об административной и уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения», предполагающие увеличение штрафных санкций за нарушения ПДД. Обсуждались проблемы с нарушениями по установке дорожных знаков и нанесения дорожной разметки в Цхинвале. Бекоев поручил Администрации города устранить имеющиеся нарушения.
Редакция нашей газеты постоянно актуализирует вопрос безопасности дорожного движения. Мы предлагали конкретные пути решения проблемы, основанные не на выдумках, а НА СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ОПЫТЕ! Но наши предложения остаются вне поля зрения. Мы снова обращаем внимание компетентных структур на факторы, которые снизят количество ДТП и в целом разгрузят город от масштабного потока автомобилей.
Во-первых, исключительно ужесточением законодательства в области безопасности дорожного движения (увеличение штрафов) проблему НЕ РЕШИТЬ! Нынешние размеры штрафных санкций и без того внушительны, дело лишь за принципиальностью сотрудников УГИБДД. К примеру, приобретает массовый характер вид нарушения, когда водитель или рядом сидящий пассажир сажают на колени детей. Легкое торможение может привести к трагическим последствиям. С этим надо беспощадно бороться, в том числе масштабной агитацией. Инициатива должна исходить от УГИБДД.
Во-вторых, на многих дорогах города и трассах республиканского значения нет дорожной разметки. Дорожная разметка – вид информирования водителей и пешеходов об установленных режимах движения, ограничения, запретах. На многих улицах Цхинвала стерлась стоп-линия перед светофорами. Хотя и при ее наличии водители злостно-умышленно наезжают и даже переезжают через стоп-линию. Достаточно посмотреть, как тормозят перед стоп-линей во Владикавказе, не нарушая правил. Но практически каждый автовладелец Цхинвала, зная о жестких штрафах за наезд на стоп-линию, аккуратно тормозит перед ней… во Владикавказе! НО НЕ СЧИТАЮТ-СЯ С ЗАКОНАМИ И ПРАВИЛАМИ В ЦХИНВАЛЕ. Это стало массовым явлением!
В целом наши автовладельцы на территории России водят аккуратно, а в Цхинвале многие чувствуют себя вольготно, хамят сотрудникам автоинспекции. УГИБДД при поддержке правоохранительных структур надо жестче бороться с нарушителями ПДД, в число которых зачастую попадают и пешеходы. А отсутствие разметки – дорожным службам на заметку!
В-третьих, мы несколько раз поднимали вопрос освещения республиканских и даже городских трасс. Статистика во всех государствах подтверждает: на темное время суток приходится большое количество ДТП.
Исследования в Германии показали: освещение трасс снизило ДТП на 68%, летальных исходов на 45%, количество аварий упало на четверть.
«По официальной статистике ДТП в Великобритании, количество аварий на участках автомагистралей и крупных дорог, где освещение выключается на ночь, возросло за последние 7 лет. Количество жертв на неосвещенных участках дорог увеличилось на 88,2%. Фонари на них во время учитываемых ДТП были либо отключены ради экономии электроэнергии, либо не работали из-за неисправностей» – пишет авторитетный журнал «За рулем».
По данным ГИБДД России, на темное время суток приходится около трети ДТП и почти половина погибших. В 2018 г. произошло 168 тыс ДТП, из которых 57,3 тыс вечером и ночью. При этом погибли 18,2 тыс. человек, из них 8,8 тыс. в темное время суток. Из этого количества ДТП около 30% – прямое следствие не освещенности автомагистралей.
В-четвертых, не обеспечена бесперебойная работа светофоров. Об этом мы пишем часто, но светофоры как выходили из строя, так и продолжают. Это вопрос халатности либо приобретение устаревших моделей?
В-пятых, при восстановлении Цхинвала после августа-2008 имело место крайне бездарное проектирование улиц. В результате проезжие части сузились. Следовательно, уменьшились возможности маневра для водителей и в ситуации высокой плотности машин не удивителен рост ДТП.
Более того, на всех улицах города есть т.н. газоны, которые никакой, подчеркиваем, НИКАКОЙ, практической пользы не несут. Они лишь источник пыли и грязи. Никаких средств и усилий мэрии не хватит, чтобы на каждом газоне росла трава наподобие английского газона. Главный и единственный источник пыли и грязи в городе – указанные газоны!
Выход – ликвидировать эти элементы «архитектуры», оставив приствольный круг вокруг деревьев. Повторим, это не наше изобретение, а МИРОВОЙ ОПЫТ, КОТО-РЫЙ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ! Так решаются две задачи – проезжие части расширяются и увеличивается место для парковки автомобилей, город избавляется от источника грязи и пыли.
В-шестых, плотный автомобильный поток в городе можно уменьшить строительством развязок. Южные районы – ЦАРЗ, Гуджабар, Гафеза, конец ул. Героев и микрорайон «Шанхай» связать одной трассой. И жителям южной части не придется ехать в центр, чтобы попасть в другие районы.
Крайне важно построить дорогу из микрорайона бывшей Текстильной фабрики на берегу Лиахвы, с выходом на Транскам в район бывших сел Ачабет или Курта. Она снимет нагрузку с улицы 8 Июня, т.к. значительная часть автовладельцев, граждан, живущих к востоку от ул. 8 Июня, избавится от необходимости выезжать на улицу 8 Июня, чтобы выехать из города в северном направлении. Соответственно, уменьшится количество ДТП на улице 8 Июня и в целом по ней станет комфортнее ездить.
В-седьмых, инфраструктурное развитие. Продуманная градостроительная политика – это строительство необходимой инфраструктуры на окраинах: школы, детские сады, спортивные площадки, объекты здравоохранения, услуг быта, сервис, рекреационные зоны (скверы и места отдыха), культурные объекты. Окраины города не охвачены необходимой инфраструктурой. К сожалению, после 2008 г., с началом восстановления города, власти тогда не смогли или не захотели разработать грамотную градостроительную политику.
К примеру, в микрорайонах Московский и БАМ, где проживает несколько тысяч человек, нет мест отдыха, небольшого парка, отсутствуют другие инфраструктурные решения. В итоге жителям этих и других микрорайонов приходится выезжать за каждой мелочью в центр города, что увеличивает нагрузку на центр, возрастает поток автомобилей с ростом количества ДТП.
Указанные факторы в совокупности и стали детонатором формирования нынешней ситуации с безопасностью дорожного движения, нарушенной вследствие нервозности водителей, вызванной опять-таки вышеприведенными факторами. Ситуация требует научного подхода к решению, который мы, исходя из мирового опыта, и привели. Еще раз обращаемся с настоятельной просьбой к компетентным органам власти – принять во внимание все вышесказанное и реализовать. Результат не заставить себя ждать! Цхинвал станет комфортнее и безопаснее.
Лишь ужесточение законодательства и повышение штрафных санкций не приведет к позитивному и эффективному решению вопроса. Не хочется, чтобы наши предложения, повторим, на основе мирового опыта, остались гласом вопиющего в пустыне.
А. КАЧМАЗОВ