Завершена работа второй сессии

Состоялось седьмое заседание второй сессии Парламента 6-го созыва. Вел заседание Председатель Парламента Анатолий Бибилов.

Председатель парламентского Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Олеся Кочиева вынесла на обсуждение проект Закона «О признании утратившими силу Закона РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения» и Закона РЮО «О внесении изменений и дополнений в Закон РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения».

Она отметила, что этот вопрос обсуждался на заседаниях профильного Комитета и Президиума Парламента с участием представителей МВД РЮО. Все пришли к заключению, что законопроект надо доработать. В частности, определиться с размерами штрафных санкций с учетом местных реалий. Депутаты отклонили проект закона с тем, чтобы он был доработан и принят на первой послеканикулярной сессии Парламента.

По данному вопросу выступили депутаты Ю. Габараев, Д.Тасоев, Б.Тасоев, П. Гассиев, А.Козонов, Р. Валиева, А. Дьяконов, И. Мамиев.

Итоги обсуждения подвел Председатель Парламента А. Бибилов, который отметил два важных момента: в законопроекте не должно быть разночтений, чтобы каждый не мог трактовать его по своему усмотрению, и под действие закона должен подпадать каждый гражданин, неприкасаемых быть не должно.

Тем же Комитетом был вынесен на обсуждение проект Закона РЮО «О внесении изменений в Закон РЮО «О политических партиях». Было отмечено, что вопрос рассматривается согласно законодательной инициативе депутата В. Келехсаева. Ранее его инициатива рассматривалась на заседаниях профильного Комитета и Президиума Парламента. В пояснительной записке к проекту Закона говорится, что его принятие будет способствовать созданию и функционированию политических партий, которые действительно обладают серьезной поддержкой значительной части граждан РЮО.

Действующая редакция Закона РЮО «О политических партиях» устанавливает требование к политической партии иметь не менее 300 членов, при этом в районных региональных отделениях должно состоять не менее 30 членов, а в городских – не менее 180 членов. Данное количество представляется заниженным. Результатом действующего положения о численном составе партий стала регистрация большого количества политических партий, осуществляющих свою деятельность по формальному признаку от выборов к выборам.

Законопроектом предусматривается увеличение требуемого количества членов партий до 500, в том числе в районных региональных отделениях до 50 членов, а в городских – до 300 членов.

Законопроектом также предлагается повысить регистрационный сбор за государственную регистрацию политической партии до 20 минимальных размеров оплаты труда, а за государственную регистрацию регионального отделения политической партии – до 5 минимальных размеров оплаты труда.

В.Келехсаев объяснил, по какой причине он выступил с подобной инициативой. Его предложение поддержали депутаты Ж.Кочиева, Ю. Габараев, А. Козонов,       Р. Валиева, Б. Тасоев, Ф. Каджаев.

Но были и другие мнения. Так, депутат А. Плиев напомнил, что Россия пошла в этом плане по пути демократизации, сократив обязательную квоту числа членов партии с 50 тысяч до 500, а мы поступаем прямо наоборот. Он также отметил, что если есть бездействующие или деструктивные партии, то их отсевом должно заниматься Министерство юстиции, и в это ведомство следует направить соответствующий запрос. Он заявил, что фракция Народной партии не будет поддерживать этот законопроект. Эту же точку зрения поддержала депутат А. Плиева, добавив, что этот вопрос внутри партии не обсуждался.

Депутат Д. Тасоев согласен с тем, что есть неэффективные и неконструктивные партии, но их следует отсеивать другими существующими способами. И этим должно заниматься Министерство юстиции.

Депутат А. Дьяконов считает, что предстоит перерегистрация политических партий, и если новый закон будет принят, то все бросятся добирать численный состав, что может привести к очередному росту напряженности в обществе.

Депутат И. Кочиев выразил мнение, что практика показывает на то, что численный состав партий не влияет на эффективность работы. Он привел пример партии «Единство» и Компартию РЮО, которые имея в своих рядах тысячи членов, не смогли попасть в Парламент.

Полномочный представитель Президента РЮО в Парламенте РЮО М. Козаева сообщила, что не присутствовала на предварительных обсуждениях, и попросила повременить с принятием решения. Но это предложение не прошло.

Итоги дискуссии подвел А.Бибилов. Он выразил удивление по поводу того, что многие высказавшиеся по поводу проекта закона связывают его принятие со следующими парламентскими выборами. Но это не так. Следующие выборы пройдут по другой системе. Согласно пожеланиям избирателей, в будущий Парламент депутаты будут избираться по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Такое решение в скором времени будет принято. И тогда каждый гражданин, даже не входящий ни в какую политическую партию, сможет стать депутатом. Так будут соблюдены права всех граждан, некоторые из которых, не состоящие в партиях, ущемлялись в правах, не имея возможности баллотироваться в Парламент. К тому же народ против бездумного увеличения числа партий. Депутат   В. Келехсаев предложил противостоять этому путем увеличения квоты на число членов партий. Если у кого-то есть другие методы контроля, то они могут их предложить, и они будут рассмотрены. И не надо опасаться, что изменения в законе будут носить ограничительный характер. В партиях должно быть столько членов, чтобы влиять на общественное мнение. Характерен пример нигде не зарегистрированного Координационного совета, в который вошли более 20 партий и общественных организаций, некоторые из них объединяют только несколько человек. В то же время со стороны может показаться, что в этом совете представлено чуть ли не все югоосетинское общество. В данном случае речь идет об опасной тенденции.

Ранее в законе указывались лица, которые по профессиональной принадлежности не могли состоять в партиях. Это, прежде всего, работники правоохранительных органов и силовых структур. Сейчас сами ведомства будут вносить изменения в свои положения, где будет указана возможность или невозможность нахождения в составе политических партий сотрудников этих ведомств.

Большинством голосов (один – против, четверо – воздержались) законопроект был одобрен.

О. Кочиева предложила также внести изменения в структуру Президиума Парламента. Она напомнила, что на первом заседании сессии Парламента были избраны постоянно действующие Счетная комиссия и секретариат, и предложила избрать их председателей – депутатов П. Гассиева и Д. Парастаева – в состав Президиума Парламента.

По этому поводу возразил депутат Д. Тасоев. Он напомнил, что этот вопрос уже поднимался в прошлом году, но был снят вследствие несоответствия Постановлению Парламента. Сейчас Постановление не изменено, а вопрос опять поставлен, подчеркнул он.

Депутат И. Мамиев предложил внести изменения в Постановление Парламента и дополнить состав Президиума Парламента председателем Счетной комиссии и председателем секретариата. Большинство депутатов приняли это предложение (один – против, один – воздержался).

Председатель Парламентского комитета по бюджету и налогам Ж. Кочиева вынесла на обсуждение проект Закона РЮО «О внесении изменений в Закон РЮО «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Она отметила, что данный законопроект поступил из Правительства, состоит из 9 пунктов и был обсужден на профильном комитете и заседании Президиума Парламента. На них прозвучало много замечаний и предложений, которые были учтены при подготовке окончательного варианта документа.

Она отметила, что больше всего споров вызвал вопрос о сдаче в аренду помещений бюджетными организациями. Некоторые из них сдают пустующие площади, а собранные средства тратят на поощрение сотрудников и хозяйственные нужды, что не всегда законно. По ее подсчетам, от арендной платы должна поступать, как минимум, сумма бюджетным организациям в размере 7, 140 млн. рублей. Согласно выборочной проверке КСП, зафиксировано получение 2,4 млн. рублей. По ее мнению, необходим тщательный анализ арендных отношений и полный учет государственной собственности. Нет никакого контроля за выполнением арендных обязательств, в результате чего имеет место недополучение в бюджет. Поэтому следует всячески проанализировать ситуацию, исправить упущения, принять решение по унификации подходов в арендных отношениях.

По данному вопросу высказались депутаты Д. Тасоев, А.Дьяконов, И. Мамиев, министр финансов А. Хабалова, полномочный представитель Правительства в Парламенте М. Дзудцев. Итоги обсуждения подвел А. Бибилов. Он отметил, что со стороны Госимущества есть определенные недоработки. Многие строения не стоят на балансе, не определены балансодержатели. Давно не проводилась инвентаризация. Следует пока определить хозяев объектов, а потом говорить о доходах.

Прозвучало несколько предложений. По одному из них предлагалось оставить все как есть, то есть хозяева объектов получают арендную плату на свой расчетный счет и используют ее на свое усмотрение. По другому варианту, вся оплата переводится в бюджет и оттуда передается, по необходимости, самим ведомствам. Есть и третий подход, согласно которому балансодержатель какой-то процент от арендной платы отправляет в бюджет, а остальную часть использует в своих целях.

Парламентский Комитет предложил принять статью 85 Закона РЮО «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» в следующей редакции: «Национальный банк Республики Южная Осетия обслуживает счета бюджетов, осуществляет операции со средствами Государственного бюджета Республики Южная Осетия, государственных внебюджетных фондов Республики Южная Осетия, а также операции по обслуживанию государственного долга Республики Южная Осетия без взимания комиссионного вознаграждения».

Часть 4 статьи 90 изложена следующим образом: «Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами, со средствами от приносящей доход деятельности и средствами из иных источников через лицевые счета, открытые в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Информация о движении денежных средств на лицевых счетах в банке для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности за счет иных источников, является самостоятельным приложением к отчету об исполнении».

Депутаты единогласно поддержали данный законопроект.

В разделе «разное» депутат   Р. Тедеев сообщил, что ГУП «Вибромашина» передало в аренду часть своей территории, где началось строительство капитального здания офисно-торгового центра. При этом по данному вопросу нет никакого постановления Правительства. Вправе ли ГУП сдавать в аренду государственную землю? И что будет с капитальным зданием после того, как истечет срок аренды? Депутаты Д. Тасоев, А. Дьяконов, П. Гассиев сказали, что это произвол и что здесь необходимо оперативно навести порядок. Депутат А. Бибилов подчеркнул, что создается впечатление полной неподконтрольности. Каждый волен производить действия и проявлять инициативу не оглядываясь на закон и не имея на то разрешения. Кто-то проводит снос строений в Джеры дзуар, а кто-то строит фонтан у памятника К. Хетагурову. Повсеместно можно наблюдать частные пристройки к государственным строениям. На тротуарах возводят лестницы, тут же роются спуски в подвальные помещения. Подобному произволу следует положить конец. Решено продолжить обсуждение данного вопроса и сделать по нему предложения и рекомендации.

Первый заместитель Председателя Парламента И. Мамиев объявил о летних парламентских каникулах. Они начнутся 20 июля и завершатся 31 августа. Причем с 20 июля до 31 июля, по указанию Председателя Парламента, все депутаты должны провести работу со своими избирателями.

Председатель Парламента А. Бибилов сообщил о завершении работы второй сессии Парламента Республики Южная Осетия. Он подвел итоги парламентской деятельности, поблагодарил депутатов и аппарат Парламента за проделанную работу, а представителей Президента и Правительства и работников СМИ за присутствие на заседаниях Президиума Парламента и сессиях Парламента.

Информационно-аналитическое управление Парламента РЮО