Обсудили вопросы качества интернета и связи в Республике

После многократных обращений граждан ситуацию вокруг деятельности единственного оператора сотовой связи в Республике ЗАО «Остелеком» под контроль решил взять Парламент Южной Осетии.

В ходе встречи с депутатами гендиректору ЗАО «Остелеком» О.Савчуку пришлось отвечать на многочисленные неудобные вопросы, затронувшие самые разные аспекты деятельности компании, в частности, ценообразование и обоснованность тарифов, стоимость интернета и услуг связи, в том числе в роуминге, цена 4G-модемов.

Выступая перед депутатами, Олег Савчук рассказал об истории развития компании ЗАО «Остелеком», созданной в 2004 году и до 2008 года занимавшейся фактически эксплуатацией югоосетинского сегмента российской сети Мегафон.

На сегодняшний день у компании 53 тысячи активных абонентов. По словам Олега Савчука, одна активная sim-карта приносит компании в среднем 570 рублей в месяц, включая расходы на роуминг и интернет-трафик. 10 процентов от этой суммы перечисляются в бюджет Южной Осетии как НДС.

Выслушав выступление гендиректора ЗАО «Остелеком», депутаты перешли к вопросам.

Отдельно парламентарии остановились на роуминге, который также стал намного дороже. Роуминг для абонента сети Мегафон, который приезжает в Южную Осетию из России, стоит 49 рублей, для сравнения – звонок в Грузию обходится дешевле – 33 рубля. Столько же стоит роуминг в Абхазии.

«Когда осуществлялся переход на «929» обещали, что стоимость услуг связи будет дешевле и в целом для Республики лучше иметь своего оператора, но все изменилось в худшую сторону, – задал вопрос спикер Парламента А.Бибилов. – Связь и интернет стали дороже, роуминг тоже, а качество хуже. Раньше на территории Южной Осетии стояло 10 станций, сейчас более 100, то есть покрываемость значительно улучшилась, но тогда качества и связи, и интернета должны быть гораздо лучше».

«Вернуть «928» не ко мне вопрос», – ответил О.Савчук. Гендиректор ЗАО «Остелеком» заявил, что без создания собственного оператора в Южной Осетии не развивались бы сети новых поколений, не было бы новых станций, но стоимость услуг связи была бы дешевле.

«Кроме того, возврат к «восьмерке» сразу же обрушит доходы компании, – признался О.Савчук. – Естественно, компания не будет работать себе в убыток, потребуются кардинальные изменения структуры расходов. Встает вопрос, за чей счет будет меняться структура расходов. Давайте тогда уберем составляющую НДС, которые идут в бюджет РЮО, и все тарифы упадут сразу на 10 процентов, но бюджет не будет получать налогов».

Еще один нюанс касается дивидендов. Доля Правительства РЮО в компании составляет 25 процентов, но государство еще ни разу не получило дивидендов от принадлежащих ему акций.

Парламентарии сделали акцент и на другом актуальном вопросе – чем объясняется столь явная диспропорция в стоимости услуг связи и интернет-трафика в Южной Осетии и Российской Федерации.

Комментируя ссылки гендиректора компании на допрасходы, связанные с необходимостью оплаты потребляемой электроэнергии, закупки дизель-генераторов и дизтоплива, спикер Парламента отметил, что расходы компании не должны влиять на качество оказываемых услуг. У абонента должна быть устойчивая связь и комфортные цены.

«Мы спрашиваем, почему такая разница в ценообразовании в Российской Федерации и в Южной Осетии? Цены на электроэнергию и дизтопливо в РЮО сопоставимы с российскими, что-то дороже, что-то, наоборот, дешевле.

Во многих субъектах РФ эти накладные расходы еще выше, чем у нас, но интернет стоит дешевле, чем в Южной Осетии. В любом случае затраты не настолько высоки, чтобы мы за бешеные деньги покупали трафик. Откуда берется разница в ценах, которые особенно по стоимости интернет-трафика в разы превышают российские, 2100 рублей против 490, неужели расходы компании в Южной Осетии практически в пять раз превышают расходы на аналогичные услуги в РФ? И при этом качество значительно хуже. Это же вопиющая диспропорция, вызывающая вполне обоснованное возмущение людей. Понятно, что компания хочет зарабатывать деньги, но люди в чем виноваты?!», – сказал А. Бибилов.

Коснувшись темы привлеченных инвестиций и долгов по кредитам, на которые ссылался О.Савчук, А. Бибилов обратил внимание на следующее обстоятельство. «Изначально соотношение долей у Мегафона и Правительства Республики было 51 на 49 процентов акций, затем доля компании Мегафон увеличилась до 75 процентов, причем сделано было это для того, чтобы данный оператор сотовой связи был этим же инвестором и больше денег вкладывал на развитие связи, чтобы качество связи и интернета улучшалось. По крайней мере, этим объяснялось тогда такое решение», – заметил Председатель Парламента.

Депутат Петр Гассиев обратил внимание О.Савчука на данные соцопросов касательно работы компании ЗАО «Остелеком». «Пользуясь самыми современными технологиями опросов, мы провели свой соцопрос и даже с учетом статистических погрешностей 90 процентов клиентов недовольны работой «Остелекома».

Сомнения депутатов вызвали также статистические данные по численности абонентов. Как отметил А. Бибилов, если учитывать, что у каждого абонента в Южной Осетии как минимум по две sim-карты, данные компании о 53 тысячах абонентов представляются заниженными.

Сомнения еще больше усилились после информации, озвученной экономистом Геннадием Кокоевым. По его словам, согласно официальной статистике, число абонентов ЗАО «Остелеком» в 2012 году составляло 63 тысячи человек, в 2013-м – 39 тысяч, 2014-м зафиксировано более 67 тысяч абонентов. У депутатов возник вопрос, чем вызваны такие скачки по численности абонентов. «Чем вызван такой большой разброс по количеству абонентов по годам, вроде массового переселения абонентов у нас не было», – с иронией поинтересовался спикер Парламента.

«Эти факты не могут не вызывать определенные сомнения о соответствии деятельности ЗАО «Остелеком» Закону РЮО о статистике», – сказал в свою очередь Г. Кокоев.

Самое интересное, что О.Савчук оказался не в курсе подобной статистики, назвав это сюрпризом и обещав уточнить эти данные.

Г.Кокоев также отметил, что компания неоднократно отказывалась отвечать на запросы Парламента с просьбой обосновать тарифы на услуги связи и представить калькуляцию себестоимости. «Пусть даже у вас значительные расходы на электроэнергию – примерно 10 миллионов рублей в год. Но по статистическим данным от 2012 года доход компании составил 318 миллионов 561 тыс.рублей в год. При таких доходах 10 миллионов не такая сумма, чтобы существенно повлиять на стоимость услуг связи. Расходы на дизтопливо составляют всего около   1 миллиона рублей в год. Какие еще накладные расходы могут быть – управленческие? Тогда они должны быть гигантскими. Транспортные? То же самое, у Республики сравнительно небольшая территория, где не может быть больших расходов на транспорт. Поэтому представьте калькуляцию себестоимости, обоснование тарифов и тогда все станет на свои места», – резюмировал Г.Кокоев.

Ряд критических вопросов возник в связи с данными по прибыльности компании ЗАО «Остелеком». Так, в 2012 году компания «Остелеком» получила прибыль в размере 91 миллиона рублей. В 2013 году оператор сотовой связи уже показывал убыток в 22 миллиона рублей, в 2014 году убыток составил 80 миллионов рублей. Это при том, что объем оказываемых услуг последовательно увеличивался.

Участники встречи с парламентской стороны сочли ряд моментов в деятельности компании не соответствующими современным цивилизованным правилам поведения бизнеса. В частности, речь шла о списывании уже оплаченного трафика, некачественной учетной дисциплине ввиду отсутствия чеков и контрольно-кассовых аппаратов, а также терминалов. Все это создает поле для определенного рода злоупотреблений и превращает «Остелеком» в действительно закрытое акционерное общество.

Часть вопросов касалась качества связи и интернета в районах Республики. В частности, О.Савчука ознакомили с содержанием письма жителей села Бекмар, которые обратились в Парламент с жалобой на то, что раньше на вышке, обслуживающей село, стояло оборудование 3G, но затем ее сняли и поставили в другом месте. Гендиректор компании объяснил это тем, что оборудование пришло в негодность и его сняли, чтобы отремонтировать.

Подытоживая обсуждение, спикер Парламента констатировал, что на многие вопросы депутатов, связанные с деятельностью компании «Остелеком», чаще всего нет ответов.

«Но главное в другом, учитывая массовое недовольство граждан Республики, Парламент требует снизить тарифы на услуги связи и интернет-трафик. Душить пользователей неправильно и недопустимо», – подчеркнул А. Бибилов.

Информационно-аналитическое управление Парламента РЮО