Постановление Парламента Республики Южная Осетия
О Законе Республики Южная Осетия «Об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия»
Парламент Республики Южная Осетия постановляет:
1. Принять Закон Республики Южная Осетия «Об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия».
2. Направить настоящий Закон Президенту Республики Южная Осетия для подписания и опубликования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Парламента Республики Южная Осетия С. КОЧИЕВ
г. Цхинвал, 23 апреля 2014 г.
Закон Республики Южная Осетия
Об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия
Настоящий Закон определяет основы административно-территориального устройства Республики Южная Осетия, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Южная Осетия по решению вопросов административно-территориального устройства, порядок учета административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Административно-территориальное устройство Республики Южная Осетия
1. Республика Южная Осетия является унитарным государством, состоящим из административно-территориальных единиц, не обладающих государственным суверенитетом.
На территории административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия могут создаваться административно-территориальные образования.
2. Полномочия республиканских органов государственной власти Республики Южная Осетия распространяются на всю территорию Республики Южная Осетия. Полномочия местных органов государственной власти распространяются на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории соответствующих административно-территориальных образований.
Статья 2. Правовая основа административно-территориального устройства
Правовую основу административно-территориального устройства Республики Южная Осетия составляют Конституция Республики Южная Осетия, настоящий Закон, иные законы и подзаконные акты Республики Южная Осетия.
Статья 3. Принципы административно-территориального устройства
Административно-территориальное устройство Республики Южная Осетия основывается на принципах:
1) территориальной целостности Республики Южная Осетия;
2) обеспечения эффективного управления административно-территориальными единицами и административно-территориальными образованиями;
3) обеспечения условий для равномерного социально-экономического и культурного развития территорий, рационального использования природных и материальных ресурсов;
4) учета природно-географических условий и исторически сложившейся системы расселения граждан;
5) учета мнения населения в решении вопросов административно-территориального устройства.
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 4. Административно-территориальные единицы Республики Южная Осетия
1. Административно-территориальная единица Республики Южная Осетия – это часть территории республики, имеющая юридически закрепленные границы и наименование, представляющая собой отдельный населенный пункт или объединение населенных пунктов и территорий, на которые распространяются полномочия местного органа государственной власти.
2. Республика Южная Осетия в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия состоит из пяти административно-территориальных единиц:
1) город Цхинвал (столица Республики Южная Осетия);
2) Цхинвальский район (временное местонахождение органов власти района – город Цхинвал);
3) Дзауский район (административный центр – поселок Дзау);
4) Знаурский район (административный центр – поселок Знаур);
5) Ленингорский район (административный центр – поселок Ленингор).
Статья 5. Административно-территориальные образования
1. Административно-территориальное образование Республики Южная Осетия – это часть территории административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия, имеющая юридически закрепленные границы и наименование, которая представляет собой территорию населенного пункта или населенных пунктов, на которую распространяются полномочия органа местного самоуправления.
2. Административно-территориальное образование может создаваться на территории:
1) города районного подчинения;
2) поселка;
3) сельского поселения (объединения двух или более сёл);
4) села.
3. Административно-территориальному образованию, основанному на территории города районного подчинения или поселка, могут передаваться в административное подчинение села и территории, на которых не образованы органы местного самоуправления.
4. Административно-территориальное образование не может иметь в своем составе других административно-территориальных образований.
5. Административным центром административно-территориального образования является населенный пункт, который определен как место постоянного нахождения главы соответствующего органа местного самоуправления.
Статья 6. Границы административно-территориальных единиц, образований
1. Границей административно-территориальной единицы, образования является воображаемая линия, отделяющая на местности территорию одной административно-территориальной единицы или образования от территории другой.
2. Территория одной административно-территориальной единицы не может включать в себя территорию или часть территории другой административно-территориальной единицы. Территория одного административно-территориального образования не может включать в себя территорию или часть территории другого административно-территориального образования.
3. Границы административно-территориальных единиц и административно-территориальных образований отражаются в планах, картах, схемах и других документах, определенных законодательством Республики Южная Осетия.
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 7. Понятие и виды населенных пунктов
1. Населенный пункт – это часть территории Республики Южная Осетия с сосредоточенной застройкой, служащая постоянным местом проживания людей, имеющая юридически закрепленные границы и наименование.
2. В Республике Южная Осетия могут образовываться следующие виды населенных пунктов:
1) города республиканского подчинения;
2) города районного подчинения;
3) поселки;
4) села.
3. Не относятся к населенным пунктам:
1) небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав жителей или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (полевые станы, дома лесников, метеостанции и другие объекты);
2) одиночные дома.
Указанные объекты числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны территориально.
Статья 8. Города
1. Город – это населенный пункт с численностью населения свыше 5 тысяч человек, являющийся экономическим, научным и культурным центром Республики Южная Осетия.
2. К категории города может быть также отнесен населенный пункт с численностью населения менее 5 тысяч человек, если он имеет важное социально-экономическое значение, перспективу экономического развития и роста численности населения.
3. Городами республиканского подчинения признаются города, являющиеся наиболее крупными экономическими и культурными центрами Республики Южная Осетия.
4. Городами районного подчинения признаются города, являющиеся экономическими и культурными центрами районов Республики Южная Осетия.
Статья 9. Поселки
1. Поселок – это населенный пункт с преобладанием жителей, занятых в промышленности, строительстве, торговле, управлении, сфере культуры, финансов и услуг с численностью населения более 2 тысяч человек.
2. В отдельных случаях к поселку может быть отнесен населенный пункт с численностью населения менее 2 тысяч человек, если он имеет перспективу экономического развития и роста численности населения.
3. Поселки относятся к населенным пунктам городского типа. При необходимости поселок может быть отнесен законом Республики Южная Осетия к конкретному виду поселков (рабочих, курортных, дачных и других).
Статья 10. Села
Селами признаются населенные пункты с преобладанием жителей, занятых в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 11. Формы регулирования административно-территориального устройства
Формами регулирования административно-территориального устройства Республики Южная Осетия являются:
1) образование, объединение, разъединение, выделение, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц, административно-территориальных образований и населенных пунктов;
2) установление и изменение границ административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов;
3) определение и изменение административных центров административно-территориальных единиц и образований;
4) присвоение наименований и переименование административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов.
Статья 12. Полномочия Президента Республики Южная Осетия в сфере административно-территориального устройства
Президент Республики Южная Осетия:
1) назначает в соответствии с Конституционным законом Республики Южная Осетия от 23 августа 2006 года «О референдуме Республики Южная Осетия» республиканский референдум по вопросу изменения состава административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия, установленного статьей 3 Конституции Республики Южная Осетия, и другим вопросам административно-территориального устройства государства;
2) вносит на утверждение Парламента Республики Южная Осетия в порядке, предусмотренном статьями 17-22 настоящего Закона, предложения по всем вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия;
3) вносит на утверждение Парламента Республики Южная Осетия Перечень административно-территориальных образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия;
4) рассматривает предложения Правительства Республики Южная Осетия по вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия;
5) утверждает Положение о порядке ведения Реестра административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия.
Статья 13. Полномочия Парламента Республики Южная Осетия в сфере административно-территориального устройства
1. Парламент Республики Южная Осетия:
1) определяет общие принципы административно-территориального устройства Республики Южная Осетия;
2) инициирует в соответствии с Конституционным законом Республики Южная Осетия от 23 августа 2006 года «О референдуме Республики Южная Осетия» проведение республиканского референдума по вопросу изменения состава административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия, установленного статьей 3 Конституции Республики Южная Осетия, и другим вопросам административно-территориального устройства государства;
3) принимает решение об образовании, объединении, разъединении, выделении, преобразовании, упразднении административно-территориальных образований и населенных пунктов;
4) определяет и изменяет административные центры административно-территориальных единиц и образований, устанавливает и изменяет границы административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов, присваивает наименования и переименовывает административно-территориальные образования и населенные пункты;
5) утверждает Перечень административно-территориальных образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия. В указанном перечне отражаются по каждой административно-территориальной единице Республики Южная Осетия наименования входящих в них административно-территориальных образований и относящихся к ним населенных пунктов.
2. Решения Парламента Республики Южная Осетия по вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия принимаются в форме закона.
3. Парламент Республики Южная Осетия в течение 30 дней после вступления в силу закона по вопросу административно-территориального устройства направляет заверенные копии закона и документов, явившихся основанием для его принятия, в Правительство Республики Южная Осетия для внесения сведений, характеризующих административно-территориальную единицу, образование или населенный пункт в Реестр административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия.
Статья 14. Полномочия Правительства Республики Южная Осетия в сфере административно-территориального устройства
Правительство Республики Южная Осетия:
1) вносит Президенту Республики Южная Осетия или в Парламент Республики Южная Осетия в порядке, предусмотренном статьями 17-22 настоящего Закона, предложения по вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия. Перед внесением предложений организует изучение мнения населения, проживающего на соответствующей территории в случае, если мнение населения не изучено местными органами государственной власти или органами местного самоуправления;
2) вносит Президенту Республики Южная Осетия проект Перечня административно-территориальных образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия для рассмотрения и направления на утверждение в Парламент Республики Южная Осетия;
3) рассматривает предложения местных органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия, по результатам рассмотрения составляет заключение и вносит предложения Президенту Республики Южная Осетия или в Парламент Республики Южная Осетия;
4) обеспечивает ведение Реестра административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия;
5) информирует органы статистики, геодезии и картографии Республики Южная Осетия об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия.
Статья 15. Полномочия местных органов государственной власти в сфере административно-территориального устройства
Местные органы государственной власти Республики Южная Осетия:
1) вносят в Правительство Республики Южная Осетия или Президенту Республики Южная Осетия, либо непосредственно в Парламент Республики Южная Осетия в порядке, предусмотренном статьями 17-22 настоящего Закона, предложения по вопросам административно-территориального устройства района. Перед внесением предложений организуют изучение мнения населения, проживающего на соответствующей территории в случае, если мнение населения не изучено органами местного самоуправления;
2) рассматривают предложения органов местного самоуправления, предложения общественных объединений по вопросам административно-территориального устройства Республики Южная Осетия и его изменения, по результатам рассмотрения вносят предложения в органы государственной власти Республики Южная Осетия указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере административно-территориального устройства
Органы местного самоуправления Республики Южная Осетия вносят предложения по вопросам административно-территориального устройства в соответствующие местные органы государственной власти или в Правительство Республики Южная Осетия в порядке, предусмотренном статьями 17-22 настоящего Закона. Перед внесением предложений органы местного самоуправления организуют изучение мнения населения по рассматриваемым вопросам.
ГЛАВА 5. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 17. Основания для принятия решений по вопросам административно-территориального устройства
1. Предложения субъектов законодательной инициативы Республики Южная Осетия по вопросам административного устройства рассматриваются и принимаются Парламентом на основании документов, определенных в статьях 18-22 настоящего Закона.
2. Решения должны соответствовать принципам, установленным статьей 3 настоящего Закона.
Статья 18. Основной перечень документов, представляемых при внесении предложений по вопросам административно-территориального устройства
Основной перечень документов, представляемых при внесении предложений по вопросам административно-территориального устройства включает в себя:
1) проект закона Республики Южная Осетия по вносимому предложению;
2) пояснительная записка с обоснованием целесообразности вносимого предложения;
3) расчет затрат, связанных с реализацией вносимого предложения;
4) протоколы общих собраний или референдумов населения соответствующей территории по рассматриваемому вопросу;
5) решения соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления по вносимому предложению;
6) заключение Правительства Республики Южная Осетия по вносимому предложению.
Статья 19. Документы, представляемые при образовании или упразднении административно-территориальных образований и населенных пунктов, определении административных центров
1.При решении вопросов об образовании, объединении, включении, разъединении, преобразовании или упразднении административно-территориальных образований и населенных пунктов, определении и изменении административных центров помимо документов, указанных в статье 18 настоящего Закона, дополнительно представляются:
1) сведения об административно-территориальном образовании: размер территории, перечень входящих в него населенных пунктов, их площадь, численность населения, численность и характеристика предприятий и организаций. В отношении населенного пункта (пунктов) представляются сведения о размере территории, площади, численности населения, численности и характеристике предприятий и организаций;
2) предложения о наименовании вновь образуемого административно-территориального образования, входящих в его состав населенных пунктов, обоснование наименования;
3) характеристика предполагаемого административного центра, включающая сведения о его географическом положении, численности населения, наличии помещений для размещения органов местного самоуправления, состоянии путей сообщения и средств связи;
4) генеральный план и схематическая карта соответствующей территории с отражением предлагаемых изменений.
2. При упразднении населенного пункта также представляются сведения о времени и причине переселения жителей, ликвидации производственных и хозяйственных объектов в населенном пункте, а также состоянии оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений.
Статья 20. Документы, представляемые при изменении вида населенного пункта
При изменении вида населенного пункта (отнесении сельского населенного пункта к категории поселка или города, отнесении поселка к категории города, а также при преобразовании города или поселка в село) помимо документов, указанных в статье 18 настоящего Закона, дополнительно представляются:
1) сведения о размере территории, численности населения, структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде населенного пункта;
2) предложения о наименовании населенного пункта, их обоснование;
3) схематический план населенного пункта с указанием его границ.
Статья 21. Документы, представляемые при установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов
1. При установлении и изменении границ (черты) административно- территориальных единиц, образований и населенных пунктов, в том числе при включении в их состав других населенных пунктов, помимо документов, указанных в статье 18 настоящего Закона, дополнительно представляются:
1) сведения о соотнесении расширения черты города, поселка с генеральным планом развития города, поселка и намерении использования присоединяемых территорий;
2) сведения о размере территории, численности населения, структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде населенного пункта (пунктов);
3) схематический план населенного пункта с указанием его существующих и предлагаемых границ (черты).
2. При передаче территории одной административно-территориальной единицы, образования в другую, кроме того, представляются:
1) сведения о размере передаваемой территории, населенных пунктах, расположенных на ней, числе проживающего населения в каждом из них, наличии в них предприятий и организаций, социально-культурных учреждений, состоянии путей сообщения и расстоянии от населенных пунктов до соответствующего административного центра;
2) описание измененного участка границы и схематическая карта с обозначением на ней участка границы до и после ее изменения, всех передаваемых населенных пунктов и административных центров.
3. При включении населенного пункта в состав города, поселка дополнительно представляются данные об удаленности населенного пункта от города, поселка, размере его территории, землепользователях, численности и сферах занятости населения.
Статья 22. Документы, представляемые при присвоении наименований и переименовании административно-территориальных образований и населенных пунктов
1. При присвоении наименований и переименовании административно-территориальных образований и населенных пунктов, помимо документов, указанных в статье 18 настоящего Закона, дополнительно представляются сведения о размере территории населенного пункта, численности и национальном составе населения, наличии почтово-телеграфного учреждения и его наименовании.
2. При присвоении наименований административно-территориальным образованиям и населенным пунктам не допускается присвоение им уже имеющихся в Республике Южная Осетия наименований.
3. Административно-территориальное образование именуется, как правило, по наименованию ее административного центра. В тех случаях, когда населенные пункты объединяются в единый населенный пункт, за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований.
ГЛАВА 6. УЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ, ОБРАЗОВАНИЙ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Статья 23. Система учета административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов
1. В Республике Южная Осетия действует единая система государственного учета административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов.
2. Учет административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия осуществляются Правительством Республики Южная Осетия либо уполномоченным им органом путем внесения необходимых сведений в Реестр административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия.
3. Учету подлежат все административно-территориальные единицы, образования и населенные пункты Республики Южная Осетия, отраженные в Перечне административно-территориальных образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия.
4. Сведения о вновь образованных административно-территориальных единицах, образованиях и населенных пунктах вносятся в Реестр административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов не позднее двух месяцев со дня их образования.
5. Населенные пункты, которые вошли в состав других населенных пунктов, а также населенные пункты, из которых выехали жители, исключаются из учетных данных.
6. Копия Реестра административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия по состоянию на 1 января текущего года представляется Правительством Республики Южная Осетия в Парламент Республики Южная Осетия ежегодно до 1 февраля текущего года.
Статья 24. Перечень сведений, подлежащих учету в Реестре административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов
1. В Реестр административно-территориальных единиц, образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия вносятся следующие сведения об административно-территориальных единицах, образованиях:
1) наименование;
2) месторасположение;
3) площадь территории;
4) численность населения;
5) преобладающий род занятий населения;
6) наименование входящих в состав административно-территориальной единицы административно-территориальных образований и населенных пунктов, наименование входящих в состав административно-территориального образования населенных пунктов;
7) перечень производственных объектов, учебных заведений, расположенных на ее территории;
8) ссылка на правовой акт, которым образована административно-территориальная единица, образование, а также законов Республики Южная Осетия, вносящих изменения, касающиеся данной единицы, образования.
2. Сведения о населенных пунктах должны включать сведения, указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением пункта 6), а также расстояние от населенного пункта до административного центра.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Наименования и границы административно-территориальных образований и населенных пунктов Республики Южная Осетия, имевшие место до вступления в силу настоящего Закона, не подлежат изменению в связи с его принятием. Последующие изменения административно-территориального устройства осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Президенту Республики Южная Осетия и поручить Правительству Республики Южная Осетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
2. Поручить Правительству Республики Южная Осетия принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений настоящего Закона.
Президент Республики Южная Осетия Л.ТИБИЛОВ