Эхо Майдана в Грузии

Грузия продолжает славные традиции авангарда «революционного» движения на постсоветском пространстве. Все прошедшие после «революции роз» годы грузинские активисты оказывались в эпицентре протестных акций в странах бывшего СССР. Так было в Белоруссии, Украине, Киргизии, России и др.

«Демократизаторы» из Тбилиси, не стесняясь в методах, пытались направить по своим лекалам конфликтные ситуации, разумеется, действуя в интересах Соединенных Штатов. Причем на роль Троцкого грузинской «революции» явно претендовал Гиви Таргамадзе, видимо, плохо изучивший в вузе биографию первого экспортера революций, а точнее, ее завершение.

Нынешние грузинские власти, приведенные к политическому Олимпу стараниями олигарха Бидзины Иванишвили и все того же Госдепартамента, не слишком склонны к экспорту «революции», они предпочитают сосредоточиться на вывозе более традиционных грузинских товаров, дабы хоть как-то выйти из экономического коллапса. Однако активисты партии Михаила Саакашвили по инерции продолжают «экспортно-ориентированные действия». Не обошлось без них и на киевском Майдане, причем участие в схватках с «Беркутом» привело к гибели двоих членов «Национального движения». Тело одного из них – Давида Кипиани, на днях доставили в Грузию.

После победы радикалов в Киеве на Майдане появился и сам Саакашвили. Стремясь выйти из политического небытия, жеватель галстуков использует любой повод напомнить о себе, тем более в данном случае речь идет о личных связях бывшего грузинского президента с украинскими радикалами. С их помощью Саакашвили теперь постарается упрочить свои международные позиции. Судя по его громогласным заявлениям, какие-то должности ему все же предлагали. Похоже, Киев на некоторое время может превратиться в штаб-квартиру «Национального движения», туда на встречу с лидером партии потянулись партийные активисты. По словам одного из лидеров партии Георгия Барамидзе, делегация националов встретится с Михаилом Саакашвили, а также с новым правительством Украины и депутатами Рады. «Они хотят, чтобы мы поделились с ними нашим опытом по ряду вопросов, в том числе по борьбе с коррупцией и преступностью», – заявил Георгий Барамидзе.

Остается надеяться на остатки благоразумия у новой власти Украины, что они не вздумают перенимать опыт Грузии в деле решения этнополитических конфликтов. В противном случае раскол Украины, и без того весьма вероятный, станет вопросом ближайшего будущего.

В саму Грузию Саакашвили пока не рискует возвращаться, буквально недавно на нары отправился его ближайший соратник, серый кардинал режима Саакашвили Вано Мерабишвили. На допросы тащат и другого представителя окружения экс-президента Грузии Гиги Угулава. Вот и остается бывшему лидеру «революции роз» выступать на киевских площадях и грозить карами обидчикам из стана «Грузинской мечты».

Впрочем, его оппоненты из «ГМ» также солидаризировались с победившими последователями бандеровцев. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, которому выпала участь играть роль английской королевы в системе власти Грузии, трагическим тоном заявил, что Янукович перешел черту и применил силу против своего народа. Видимо, несмотря на желание улучшить отношения с Россией, что никак не вяжется с поддержкой украинских радикалов, в «мечтателях» все же возобладал инстинкт самосохранения и они поспешили вписаться в геополитический тренд Вашингтона, явно опасаясь участи Януковича. Тем более если учесть, что воодушевленные победой антироссийских сил на Майдане, Михаил Саакашвили и его сторонники открыто намекнули «Грузинской мечте» на возможное повторение подобного сценария в Грузии в ходе июньских выборов в органы местного самоуправления.

«Национальное движение» Михаила Саакашвили рассматривает июньское голосование как последнюю попытку реванша после поражения на выборах в парламент в 2012 году и президентских в 2013-м. Поэтому «националы» проводят параллели с украинскими событиями. «Уже началось преследование наших сторонников в регионах, задержаны по различным причинам активисты в Батуми, Хони, Душети. Если у народа отнимут право на свободное волеизъявление, то «Грузинской мечте» не поздоровится. После победы оппозиции в Киеве можно говорить о геополитических изменениях. Это стало новым импульсом для наших патриотов», – заявил один из идеологов ЕНД Нугзар Циклаури.

На апрель и май сторонники Саакашвили запланировали массовые демонстрации в Тбилиси и регионах.

Под геополитическими изменениями «националы», видимо, подразумевают новый виток напряженности в отношениях между Россией и Западом в связи с украинскими событиями и активизацию «ястребов» в США, в том числе из числа республиканцев, которые традиционно выступают за более жесткие действия против России.

Они же под аккомпанемент Майдана вновь поднимают вопрос об ускоренном принятии Грузии в НАТО. В письме госсекретарю США Джону Керри, подписанном недавно несколькими десятками парламентариев от демократической и республиканской партий, указывается, что США и их союзники достигли критической точки, в которой необходимо гарантировать значимость и жизнеспособность НАТО в будущем. Одной из таких гарантий как раз и является членство Грузии, а также Украины в альянсе. Конгрессмены хотят, чтобы Керри занял решительную позицию по членству Грузии в НАТО. «В то время как в заголовках СМИ доминирует тема волнений на Украине, в Вашингтоне конгрессмены потихоньку настаивают на том, чтобы администрация Барака Обамы заняла более агрессивную позицию по вопросу вступления Грузии в НАТО», – пишет The Washington Times.

В письме, датированном 5 февраля, звучит призыв к госсекретарю выступить за предоставление Грузии на саммите НАТО в сентябре 2014 года «плана действий по членству в НАТО».

Впрочем, «мечтатели» так же стараются держать руку на пульсе и не отставать от новых тенденций. Говоря о внешней политике в своем докладе, Георгий Маргвелашвили подчеркнул, что прозападный курс страны останется неизменным. Тбилиси по-прежнему стремится к интеграции в НАТО и Европейский союз. Что называется, не отходя от кассы, грузинский президент предложил депутатам проголосовать за отправку грузинского воинского контингента в Центрально-Африканскую Республику, где вскоре должна начаться миротворческая операция под эгидой ЕС. Депутаты от правящей коалиции и оппозиции солидарно проголосовали за это решение, хотя еще недавно «мечтатели» критиковали Саакашвили за отправку непропорционально большого воинского контингента в Афганистан.

Более того, случайно или нет, но почти одновременно с событиями на Украине делегация Грузии во главе с премьером Гарибашвили направилась в США, где провела ряд встреч, в том числе с президентом США Бараком Обамой и вице-президентом Джозефом Байденом.

Главными темами обсуждения на встрече были вопросы стратегического грузино-американского партнерства, интеграции Грузии в европейские и евроатлантические структуры. Ираклий Гарибашвили вновь поднял тему установки заграждений вдоль «линии оккупации» в Абхазии и Южной Осетии и поблагодарил США за четкую позицию в отношении этих процессов и осуждение действий российских «оккупационных» войск. Говоря об отношениях Грузии с ЕС и НАТО, премьер-министр Грузии подчеркнул, что до осени 2014 года Грузия подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а процесс интеграции в НАТО, по его же оценке, динамичен как никогда. Премьер-министр Грузии заверил президента и вице-президента США, что европейский и евроатлантический выбор Грузии пересматриваться не будет.

На фоне геополитических метаний Януковича, Гарибашвили не счел лишним в очередной раз заверить своих западных покровителей в полной лояльности новых властей Грузии. Судя по частоте подобных заверений, которые за последнее время звучат от деятелей «ГМ», свержение Януковича и угрозы «националов» вызвали в стане «мечтателей» определенную нервозность.

«НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ КРЕАТИВ»

Еще более «креативные» идеи содержались в докладе Маргвелашвили касательно Южной Осетии и Абхазии.

Маргвелашвили призвал их вместе строить демократическое государство. «Я хочу обратиться к главам марионеточных режимов Абхазии и Цхинвальского региона с призывом не идти против интересов своих народов. Не пытайтесь создать новые барьеры между народами, которых объединяет многовековая дружба и государственность. Наше единство было нарушено в результате многочисленных ошибок и вмешательства внешних сил. Сегодня перед абхазским и осетинским народами стоит реальная опасность утраты своей национальной самобытности и идентичности. Вы должны отказаться от изоляции Абхазии и Цхинвальского региона», – заявил Маргвелашвили, сам выступающий в роли опереточного президента, на чей отчет даже не удосужились прийти члены правительства Грузии.

Воспринимать без иронии слова марионетки Бидзины Иванишвили трудно. По логике бывшего гида и философа, пока осетины и абхазы десятилетиями подвергались геноциду, жили под непрерывными бомбардировками грузинской артиллерии, находясь в тотальной блокаде, их самобытности ничего не угрожало. Зато теперь, когда благодаря гарантиям безопасности со стороны России и финансовой помощи эти республики постепенно выходят из разрухи, перед ними, оказывается, возникла угроза потери национальной самобытности. «Декоративный» президент Грузии, разводя демагогию о барьерах и ошибках, даже не удосужился произнести термин «Южная Осетия». По сути, Маргвелашвили ничего нового так и не сказал, его речь касательно Южной Осетии и Абхазии стала вольным изложением неоднократно озвученных Саакашвили тезисов, правда, последний был куда более оригинален, выучив пару предложений на осетинском языке.

Маргвелашвили оказался не одинок по части абсурдности высказываний. Недавно нечто подобное озвучил госминистр по делам примирения Паата Закареишвили. Выступая в вашингтонском центре Карнеги, он заявил, что «связь Южной Осетии и Абхазии с Россией неестественна с исторической точки зрения», а «единственный ресурс, который есть у России в регионе сейчас, это колючая проволока».

Остается лишь посочувствовать югоосетинским переговорщикам, которым приходится иметь дело с деятелями, не совсем отдающими себе отчет в своих заявлениях. Согласно умозаключениям Закареишвили, многовековые попытки носителей идеологии персидских валиев подавить стремление южных осетин к независимости являются естественными с исторической точки зрения, а вот дружественные российско-осетинские отношения, насчитывающие сотни лет и уходящие корнями в сармато-аланскую эпоху, таковыми не являются.

Между тем, приход России на Кавказ и установление тесных связей с осетинскими обществами привело к тому, что последние получили возможность выйти из тесных ущелий на равнину, развивать свою экономику, образование, сформировать национальную интеллигенцию и интегрироваться на равноправной основе с российской элитой, в том числе военной. При этом в большей степени этими благами смогли воспользоваться, прежде всего, северные осетины, южным пришлось еще пару столетий оказывать ожесточенное сопротивление попыткам истребления или насильственной ассимиляции. В качестве иллюстрации можно привести тот факт, что в 19 веке численность осетин, проживавших по обе стороны Кавказского хребта, была примерно одинаковой, однако спустя 100 лет соотношение изменилось кардинально. Теперь на Севере Осетии проживает практически в десять раз больше осетин, нежели на юге, а разница в социально-экономическом положении является колоссальной. Это то, что касается «неестественных исторических связей» и «угрозы национальной самобытности».

А. ТЕДЕЕВ