Американские базы в Грузии?

9 сентября в Грузии одновременно завершились совместные учения стран НАТО с грузинскими подразделениями и выездной саммит Североатлантического альянса. В учениях «Agile Spirit-2016», которые стартовали 1 сентября, помимо американских и грузинских частей приняли участие представители вооруженных сил Турции, Украины, Болгарии, Румынии и Латвии.

Сценарий учений представлял собой отработку наступательных и оборонительных операций. Специально для этой цели США вновь осуществили переброску танков и БМП с территории Болгарии, а также впервые задействовали современные противотанковые комплексы и дальнобойные гаубицы.

Параллельно на саммите НАТО основное внимание было уделено обсуждению и утверждению новых программ сотрудничества с Грузией в военной сфере. Как отметил генсек альянса Йенс Столтенберг, в Грузии есть эксперты НАТО, которые работают над укреплением обороны страны, консультируют по вопросам кибер-безопасности и военной планировки.

Кроме того, генсек подчеркнул значимость Черноморского региона для интересов альянса, назвав его важнейшим для евроатлантической безопасности. «НАТО усилит свое присутствие в регионе и акватории Черного моря. Для союзников альянса весьма важно, чтобы у нас был тесный контакт со странами-партнерами, каковыми являются Украина и Грузия, и то, чтобы мы вели с ними диалог на тему, предполагающую увеличение нашего присутствия в регионе», – сказал Столтенберг.

В рамках реализации этой задачи США начинают новую программу подготовки грузинских солдат. Детали новой программы, подразумевающую проведение новых учений для грузинской армии, усиление обороноспособности Грузии, обсудили на этой неделе командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес и министр обороны Грузии Леван Изория.

По словам командующего Вооруженными силами США в Европе, «Соединенные Штаты рассматривают Грузию в качестве страны, которая уже стала частью евроатлантического сообщества, и оказывают ей всемерную поддержку в области безопасности. «Верю, что Грузия в действительности уже вошла в Европу. Думаю, что Грузия – европейская страна на восточном побережье Черного моря. Для Центральной Азии это проходные ворота в Европу. Она участвует в учениях и уже стала важной частью евроатлантического общества. США – лучший друг Грузии. Я представляю здесь войска Соединенных Штатов, и мы стараемся сделать все, чтобы Вооруженные силы Грузии улучшили собственные возможности», – сказал Б.Ходжес в интервью грузинскому бюро «Голоса Америки».

Для того, чтобы мессидж об усилении внимания США к Грузии быстрее дошел до адресата – России, командующий армии США в Европе посетил село Хурвалет Горийского района, непосредственно примыкающее к югоосетинской государственной границе. Вообще село Хурвалет может с полным правом претендовать на статус кавказской Мекки для западных политических туристов из-за количества посещений в течение последних нескольких лет. Для генерала Бен Ходжес это было первое паломничество и судя по всему, не последнее. «Я впервые посетил эту административную границу. Я рад, что на месте оперирует Миссия мониторинга ЕС. Вызывает удивление тот факт, что у Миссии нет возможности осуществлять мониторинг ситуации по ту сторону границы», – сказал Бен Ходжес, без обиняков обозначив предмет приложения дальнейших усилий Соединенных Штатов в отношении Южной Осетии. Дабы придать еще больше значимости хурвалетскому вояжу американского генерала, его сопровождала целая свита в составе уже упомянутого посла США в Грузии Яна Келли, главы Генштаба ВС Грузии, генерал-майора Вахтанга Капанадзе, представителей СГБ Грузии и других официальных лиц.

Грозные фанфары, предвещающие новые акценты в грузинской политике Вашингтона, прозвучали и с другой стороны Атлантического океана. Палата представителей конгресса США приняла в четверг резолюцию 660, которая призывает предоставить Грузии «возможности для обороны». За резолюцию проголосовало 410 депутатов, против высказались шестеро. Резолюция также призывает президента и правительство США поддерживать территориальную целостность Грузии, а также объявить о том, что Соединенные Штаты никогда не признают де-юре или де-факто Южную Осетию и Абхазию.

Подобная демонстративная поддержка прозападного курса Грузии со стороны НАТО была проявлена не просто для оказания давления на Москву. После неудавшегося переворота в Турции позиции США и Североатлантического альянса в этой стране заметно ослабли. Несмотря на устав НАТО, страна-участница альянса позволила себе достаточно борзо вести свою политику в ущерб интересам Запада. Информация о перемещении ядерных боеприпасов США с турецкой территории в Румынию после обострения отношений Белого дома с «султаном» Эрдоганом появилась не случайно и фактически означает, что США более не рассматривают Турцию как надежного стратегического партнера. В этой связи возникла необходимость сбалансировать ситуацию и сохранить свое присутствие в регионе. Первым кандидатом на роль «заместителя» Турции для альянса разумеется, является Грузия. Грузинские эксперты после событий в Турции уже прогнозировали усиление внимания Запада к своей стране. Разумеется, Грузия по своей значимости и потенциалу никак даже отдаленно не сможет компенсировать ослабление позиций США в Турции, но на безрыбье и рак рыба. Вероятнее всего, через некоторое время Вашигнтон сможет вновь обуздать своевольного «султана», либо довершить начатое в ходе очередного переворота, ну а пока грузинский плацдарм приобретает для НАТО новое значение. Как отметил посол США в Грузии Ян Келли, с учетом происходящих в регионе событий, для Вашингтона успех Грузии приобретает все большее значение. «Грузия приняла реально стратегическое и очень положительное решение, быть реальным контрибутором международной стабильности, и это показало, особенно для профессионалов сферы безопасности, насколько важна для нас Грузия как опора», – заявил американский посол, по традиции являющийся в Грузии своего рода смотрящим от Госдепа.

В сложившейся ситуации для США крайне важна убедительная победа прозападных сил Грузии в ходе предстоящих парламентских выборов. Сделать это будет проще, если убедить грузинского обывателя в том, что обещания о вступлении в НАТО хоть и из разряда прекрасного далека, но все же реальность. Именно в этом заключался основной мессидж заявлений натовских деятелей в ходе выездного саммита НАТО.

Особое внимание следует обратить на заявление нынешнего спикера грузинского парламента Усупашвили, который призвал США разместить свои базы в Грузии. Возможно, речь идет о предвыборной риторике и желании набрать дополнительные очки для своей Республиканской партии, шансы которой грузинскими экспертами оцениваются невысоко. Однако учитывая тесные связи Республиканской партии с определенными кругами в США, не исключен вариант целенаправленной подготовки общественного мнения, и не только в Грузии. Показателен также ответ посла США в Грузии Яна Келли, который не отмахнулся от подобного предложения, а заявил о намерении «детально изучить» призыв председателя парламента Грузии Давида Усупашвили разместить в стране военную базу США. При этом американский дипломат заметил, что США уже «активно представлены» в Грузии в Учебном центре НАТО и по другим программам укрепления обороноспособности страны.

Фактически вся логика развития сотрудничества Грузии с НАТО и США идет в направлении усиления военного присутствия западных стран на грузинской территории.

Логической концовкой этого процесса действительно может стать размещение американских баз в Грузии. Де факто они там уже присутствуют. К тому же это полностью вписывается в политику стратегического сдерживания России, которую Запад начал реализовывать за последние несколько лет. Наибольшая активность в этом вопросе проявляется в течение 2015-2016 годов в виде разворачивания новых подразделений США и стран НАТО в странах Прибалтики и Восточной Европы. Особый акцент ставится на усиление присутствия в Черноморском регионе, дабы не допустить полной гегемонии России на Черном море после возвращения Крыма под юрисдикцию РФ. Территория Грузии в этом плане занимает свое место.

К тому же следует учесть, что в случае одностороннего размещения баз США в Грузии не потребуется длительных и сложных согласований с такими союзниками по альянсу, как Германия и Франция, как в случае начала процедур по вступлению Грузии в НАТО. Зато эффект достигается почти такой же, поскольку наличие официальных американских баз делает несостоявшийся «маяк демократии» неприкосновенным для России и позволяет в значительной степени нейтрализовать тот стратегический выигрыш, который Москва получила в Кавказском регионе после успешного проведения операции по принуждению Грузии к миру и признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Конечно, принятие решения о размещении баз в Грузии создает для Вашингтона риск нового жесткого столкновения с Москвой на Кавказе и практически означает завершение периода относительной стабилизации региона. Но только так можно будет избежать дальнейшего роста российского влияния в странах Южного Кавказа, включая Грузию и Азербайджан и исключить перспективу их окончательного перехода в зону преимущественных интересов России. На фоне происходящего на Ближнем Востоке, такая перспектива с каждым годом кажется все более реальной.

В ситуации ускоренного наращивания американского военного присутствия протесты грузинского МИД по поводу российских учений «Кавказ-2016» являются ничем иным, как способом прикрыть планы альянса.

Напомним, что министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе назвал проведение широкомасштабных российских военных учений на Кавказе угрозой безопасности и фактором дестабилизации в регионе. Хотя, как показала многолетняя практика, основным фактором дестабилизации в Кавказском регионе прежде всего является политика США и их кавказских вассалов в лице грузинских властей.

Алан Тедеев