Заложить основу для будущих перемен

Руководство России заверило новую власть республики, что финансирование восстановительных процессов Южной Осетии будет осуществляться и впредь

Почти четыре месяца прошло со дня вступления в должность третьего президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова. Этот короткий по временным меркам период можно охарактеризовать как весьма сложный и непростой для нового президента и его команды. Однако уже сейчас стало очевидно, что республика за эти непростые и, без преувеличения, тяжелые месяцы переходного периода сумела заложить основу для будущих перемен не только в самом подходе к работе властных структур, но и в общественной жизни. Общество, уставшее от разбирательств и борьбы отдельных клановых группировок за сферы влияния, вместе с тем ожидающее от нового президента радикальных перемен, при этом понимало и то, что перемены эти должны быть взвешенными, продуманными и понятными для всего населения.

Главное и первостепенное требование, которое Леонид Тибилов ставил перед собой уже в ходе предвыборной кампании – консолидация общества, и именно с этого, точнее, с твердой решимости достижения внутриполитической стабильности, объединения в своей команде представителей практически всех политических сил, новый президент приступил к исполнению своих обязанностей. Это оказалось делом непростым, но возможным. 
Общество на протяжении нескольких месяцев – с осени прошлого года до конца марта текущего года – пережившее острый внутриполитический кризис, неизбежно грозивший выходом ситуации из-под контроля, с приходом к власти Леонида Тибилова постепенно вернулось к привычному укладу жизни. При этом сумев, конечно же, не без усилий нового главы республики, перевернуть столь неприятную страницу, ставшую уже историей, чуть было не поставившую под сомнение сам факт существования нашей государственности. Леонид Тибилов стал в этом смысле не только фигурой компромиссной, но и в какой-то степени спасительной – ему удалось заставить людей поверить в справедливость и настроить их на ожидание позитивных перемен.
Многие сегодня не перестают упрекать президента в недальновидности при подборе и расстановке кадров, ссылаясь на то, что его команда слишком разнонаправленна и разрознена. В этом, безусловно, есть определенная доля истины. Конечно, новому главе республики было бы гораздо проще, да и в какой-то степени логичнее, собрать вокруг себя исключительно своих, проверенных и надежных людей, и, можно предположить, что таковых в окружении Тибилова немало, однако этот факт стал бы прямым доказательством того, что пришедший к власти новый президент стал продолжателем так называемого принципа клановости. Этого глава республики принципиально постарался избежать.
Практически всем, демонстрирующим желание поработать во властных структурах, независимо от политических взглядов и принадлежности к тем или иным силам, была дана возможность проявить себя и показать результат. Какими будут эти результаты – покажут итоги деятельности каждого должностного лица, за которые не стоит сомневаться, президент затребует отчетность уже в ближайшем будущем. Однако какими бы не были результаты проведенной работы, никто не сможет упрекнуть Тибилова в том, что на все места, вплоть до секретарей в приемных, не говоря уже об ответственных должностях, он поставил своих родственников и близких людей.
Еще одним, также часто звучащим в адрес президента Тибилова упреком является мнение о том, что в его команде практически не представлены молодые и высокопрофессиональные специалисты. Между тем на ключевые посты исполнительных структур назначено немало молодых кадров. Фактически полностью «омолодился» руководящий состав МИД, Министерства образования и науки, Министерства экономического развития, молодые специалисты преобладают также на руководящих должностях Министерства финансов, Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций и т.д.
Но, пожалуй, самой болезненной темой в обществе и не менее обсуждаемой, чем кадровая политика действующего главы государства, является процесс восстановления республики. Груз проблем в этой сфере, который достался в наследство Леониду Тибилову, мягко говоря, тяжелый, но, как показывает практика последних недель, вовсе и не такой уж неподъемный. Как бы ни злорадствовали недоброжелатели новой власти и принципиальные скептики, факты движения вперед налицо.
При этом президент демонстрирует совершенно новый метод требований к работе подрядных организаций – проверка сроков исполнения работ стала обязательной в его рабочем графике. Возможно, именно контроль за соблюдением сроков исполнения работ позволил значительно воздействовать на темпы производимых работ. В городе, который почти два года копали и перекапывали бесконтрольно, когда фактически не осталось ни одной благоустроенной улицы, сегодня уже, наконец, налицо позитивные изменения. Завершено благоустройство улицы Рукской, в активную фазу вступили работы по восстановлению еще нескольких центральных улиц – на улице Московская и проспекте Алана Джиоева работа, без преувеличения, кипит. Строители обещают завершить благоустройство этих улиц в течении месяца. Конечно, глупо опровергать мнения о том, что позитивного пока мало, но, по крайней мере, сегодня у людей появляется уверенность в том, что начатые работы будут доведены до конца.
Главное – пошел процесс ликвидации того хаоса, в который на протяжении двух-трех последних лет планомерно приводился наш город и который, как бы всем нам не хотелось, невозможно устранить за какие-то несколько месяцев. Восстановление республики – процесс долгий, осложняющийся еще и тем, что параллельно с началом работ на одних объектах нужно проводить и так называемую работу над ошибками на других, где, казалось бы, уже завершены восстановительные работы. Периодически на стадии подготовки того или иного объекта к сдаче выясняется, что там присутствуют значительные недоделки, мешающие его полноценному функционированию.
Этому подтверждение – недавний пример с городской школой №12, когда на пороге нового учебного года школа, которую восстанавливают уже четвертый год и где, судя по оптимистичным заверениям подрядчиков, все работы выполнены на довольно высоком уровне, в реальности к эксплуатации оказалась попросту не готова. Напротив, при ознакомлении с качеством работ на месте был выявлен ряд недоработок и нарушений, которые, несомненно, теперь, после взятия объекта на особый контроль со стороны высшего руководства страны, будут устранены в кратчайшие сроки.
Подобный произвол, к сожалению, наблюдается не только в отношении отдельных объектов. На днях, во время очередного объезда президента по городу с целью ознакомления с темпами восстановительных работ, подрядчики заявили главе государства о вопиющих нарушениях, обнаруженных в процессе подготовки проспекта Алана Джиоева к асфальтированию.
Как выяснилось, на некоторых участках улицы подземные коммуникации не проложены вообще, при этом улица на этих отрезках перекопана вдоль и поперек, а в местах предполагаемого прохождения коммуникаций просто засыпана грунтом. Безусловно, обозначенные вопиющие нарушения придется устранять, а это процесс сложный и трудоемкий, который, не трудно предположить, окажет негативное воздействие и на своевременные сроки завершения работ на данном участке.
Такие факты досадными и ненамеренными, более того, единичными считать нельзя, поскольку, вероятнее всего, огласку получает не весь объем упущений, без которых, кстати, процесс восстановления, кажется, уже трудно представить. Это стало нормой. Своеобразной преступной нормой, оставленной в наследство прежними властями республики.
Руководство России заверило новую власть республики, что финансирование восстановительных процессов Южной Осетии будет осуществляться и впредь, однако средства на эти цели не будут, как прежде, поступать и расходоваться по прежней бесконтрольной схеме – финансирование, согласно договоренностям, будет осуществляться под конкретные проекты. Контроль же над целевым расходованием средств и темпами должен осуществляться местными структурами. Частые визиты высших должностных лиц РФ в нашу республику за последнее время, встречи на высоком уровне не только способствуют укреплению взаимоотношений двух государств и демонстрируют поддержку со стороны российских лидеров руководства Южной Осетии, вместе с тем заложена устойчивая основа для налаживания межведомственных связей между структурами двух государств. И это сотрудничество, несомненно, уже совсем скоро обозначит позитивные перемены в жизни нашего государства, нашей с вами жизни.