Качество – главное требование

Одним из главных критериев привлекательности любого города и комфортного в нем проживания прежде всего является облик улиц. Именно улицы принято считать лицом города. Какие бы красивые здания не возводились, общее впечатление всегда будет портить неприглядное состояние дорожно-уличной сети.

Улицы Цхинвала – тема давно злободневная, особенную остроту она приобрела после работ по реконструкции подземных инженерных коммуникаций, сопровождавшихся хаотичным разрытием улиц. Пыль столбом и непролазная грязь, казалось, стали вечными спутниками цхинвальцев. К радости горожан, ситуация постепенно выправляется. Благодаря финансовой поддержке России проводится поэтапный ремонт городских улиц.

В прошлом году по линии Инвестиционной программы содействия соцэкономразвитию РЮО в столице были благоустроены 10 улиц, ещё одна (ул.Мамсурова) при помощи руководства Северной Осетии. На этот год в желанный список Инвестпрограммы попали 7 городских транспортных артерий, среди них улица Осетинская, которую только в последний момент удалось включить в программу благодаря усилиям руководства Республики. В настоящее время на ней полным ходом идут ремонтные работы, они должны быть окончены до конца года.

В ближайшие дни будет полностью завершено благоустройство улицы Советская. В стадии завершения работы и на ул. Октябрьская, в настоящее время обустраивается проходящая посередине улицы аллея, она станет привлекательнее с пешеходными дорожками, выложенными брусчаткой, лавочками и ночным освещением. Благоустройство ул. Октябрьская дорожники обязывались закончить до 25 октября, но выполнить задачу в этот срок им оказалось не по силам.

Ранее были отремонтированы ул. Васо Абаева, Г. Джабиева, Московская и И. Харебова. Последнюю нельзя считать полностью благоустроенной, отрезок от ул. Сталина до ул. Х. Гаглоева (быв. Тельмана) почему-то остался за «бортом» восстановительных работ. В Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ обещают и данный участок привести в порядок, правда, пока неизвестно, когда это будет.

Уже определены улицы, которые будут благоустраиваться в 2016 году. Это ул. Комсомольская, Горького, В.Гаглоева, Интернациональная, Туганова, Хетагурова. В последующие годы руки строителей дойдут и до остальных улиц. Для полного решения проблемы работы остается довольно много, пока благоустраивается только центральная часть столицы, пыли и грязи здесь уже стало меньше, жители многих других улиц в ожидании своей очереди.

На благоустройство столичных улиц выделяются значительные финансовые ресурсы и цхинвальцы вправе требовать от строителей качественных работ. К сожалению, качество оставляет желать лучшего. Недоделки, ямки, трещины видны на ряде отремонтированных магистралей, где-то их больше, где-то меньше. Разумеется, не всегда всё будет получаться идеально, но нельзя допускать, чтобы уложенный асфальт уже через несколько месяцев эксплуатации начал разрушаться. На некоторых улицах вскоре после укладки асфальтного полотна пришлось проводить ямочный ремонт.

По мнению некоторых специалистов, одной из главных причин появившихся ямок и трещин является то, что улицы асфальтировались привозным материалом. В прошлом году ввиду того, что местный асфальтный завод трудился в основном на асфальтировку автодороги Дменис-Ленингор, для большей части городских улиц завозили асфальт из Северной Осетии. Во время длительной перевозки асфальтовая смесь расслаивается, к тому же она остывает, и в таком состоянии укладывать ее не рекомендуется. Необходимо соблюдать определённый температурный режим. Большую роль также играют и работы по подготовке основания под асфальт. В нынешнем году улицы в основном асфальтировались местным материалом. Будем надеяться, «сюрпризов» на них будет меньше.

Справедливые нарекания у горожан вызывает состояние отремонтированных тротуаров. На некоторых, например, на ул. Октябрьская, тротуары покрыты мелкозернистым асфальтом, он более удобен для пешеходов, а на ряде других улиц покрыты грубым асфальтом и неровно. Во время дождей образуются лужи, порой таких огромных размеров, что передвигаться по тротуару становится проблематично. Речь не только о заасфальтированных пешеходных зонах, но и о тех, которые отделаны брусчаткой или плиткой, во многих местах она просела и небезопасна для пешеходов. Почему-то указанные погрешности никто не торопится исправить, хотя, думается, для этого не требуется больших затрат. Надо просто снять плитку на отдельных участках, заново отсыпать дно песком, уплотнить и подровнять, а затем снова уложить плитки.

В соответствии с условиями договора подряда строительные организации, задействованные в работах по благоустройству улиц Цхинвала, несут полную ответственность за некачественно выполненные работы и обязаны исправлять допущенные дефекты на собственные средства, они несут гарантийные обязательства в течение двух лет. На ряде улиц недочеты устраняются, но, видимо, не всегда подрядчиков принуждают выполнять свои обязательства, а потом проходят сроки. К примеру, на половине ул. Героев (от ул. Московская до ул. И. Харебова) асфальт уложили в 2012 году, сегодня она пестрит ямками. Дефекты не были устранены в свое время, а гарантийные сроки уже прошли. Кто теперь будет исправлять допущенные ошибки на этой улице? Или она останется в таком виде, приходя в ещё более худшее состояние? Недочеты необходимо оперативно устранять, пока они не переросли в большие проблемы и не возникало необходимости в повторном полном ремонте спустя небольшое время. Министерство строительства как госзаказчик должно разобраться с этими вопросами.

Президент Леонид Тибилов и Председатель Правительства Доменти Кулумбегов постоянно требуют от руководителей подрядных организаций качественного выполнения работ, а от Минстроя и надзорных органов – осуществления каждодневного контроля. «Качество – наше главное требование. Соответствующие службы должны активно контролировать процесс именно во время работ, чтобы после их завершения не выявлялись грубые нарушения», – жестко сказал глава государства на одном из последних совещаний со строителями.

Генеральным подрядчиком   благоустройства улиц Цхинвала с 2014 г. выступает финансово-строительная компания ООО «Эверест» из Республики Татарстан, но непосредственно ремонтные работы в качестве субподрядчиков проводят местные строительные организации и фирмы. С них и спрос должен быть особый.

Надо понимать, что не всегда будет возможность капитально ремонтировать улицы. Столь объемные денежные средства на эти цели будут отпускаться не каждый раз, поэтому всем: подрядчику, простому рабочему и контролирующим службам необходимо со всей ответственностью относиться к своей работе, чтобы вновь укладываемые асфальтовые покрытия прослужили как можно дольше и благоустроенные улицы радовали цхинвальцев.

А. БАГАЕВ