Вывести образование на уровень мировых стандартов

Приоритетные направления развития системы образования Южной Осетии, ее сильные и слабые стороны были обозначены на пресс-конференции советника администрации президента России по вопросам образования и науки в РЮО Темины Казаховой. Встретившись с журналистами в пресс-центре Sputnik Южная Осетия, советник подчеркнула значимость образования для развития любого государства.

По ее словам, никакая страна не сможет успешно идти вперед, если уделять повышенное внимание обучению и воспитанию подрастающего поколения.

«Все, что мы вкладываем в наших детей, включая качественное образование, создает основу для развития государства в дальнейшем», – отметила Т. Казахова.

Оценивая состояние образовательной системы Южной Осетии на сегодняшний день, она обратила внимание журналистов на серьезное преимущество отечественного образования, заключающееся в сохранении определенных элементов советской системы.

«Речь, прежде всего, идет об отношениях в формате «учитель – ученик», и о том воспитании подрастающего поколения, которое родители проводят вместе с учителями. Это имеет очень большое значение. Возможно, такая ситуация сложилась благодаря тому, что современные гаджеты не так быстро дошли до Южной Осетии», – сказала Темина Казахова.

Вместе с тем советник подчеркнула необходимость создания современной нормативно-правовой базы в сфере образования Южной Осетии, которая позволит придать должную динамику процессам развития, приблизив югоосетинские образовательные стандарты к мировым.

«Если мы настроены на то, чтобы привести образование в Южной Осетии в соответствие со стандартами мировой образовательной системы, то необходимо развивать и совершенствовать нормативно-правовую базу», – отметила Казахова.

С этой целью в 2017 году в Южной Осетии был принят новый закон «Об образовании» с учетом тех корректировок, которые предусмотрены новыми российскими государственными стандартами.

Акцент при выработке современной нормативно-правовой базы ставится на повышении качества образования, а также на инклюзивном образовании, которое должно позволить детям-инвалидам обучаться в общеобразовательных учреждениях вместе с другими детьми.

Темина Казахова сообщила и о планах по введению в Южной Осетии дистанционного образования для детей-инвалидов. По ее словам, такие программы доказали свою эффективность в Северной Осетии.

«В законе об образовании прописана доступность образования для всех детей. Мы много говорили о возможности дистанционного образования для этой категории учащихся, но была проблема с интернетом. Сейчас надеюсь, вопрос решится, и мы к этому вернемся», – сказала она. Советник напомнила, что учителя обязаны уделять должное внимание обучению детей с ограниченными возможностями.

Роль труда в образовании

Темина Казахова на пресс-конференции обратила внимание и на фактор дополнительного образования, включая трудовое обучение, хорошо развитое в советское время.

«Дополнительное образование в значительной мере упущено. Надо восстановить трудовое обучение, лагеря труда и отдыха, когда дети сами выращивали продукты на участках для школьной столовой, сажали деревья, помогали что-то строить. Совместная деятельность объединяет детей и дает возможность почувствовать пользу труда», – отметила Т. Казахова.

Она подчеркнула, что следует обратить внимание и на среднее специальное образование, которое потеряло свое актуальность после развала СССР. Однако за последние годы вновь отмечается тенденция к его возрождению, появились новые программы, пропагандирующие необходимость среднего специального образования.

«В Южной Осетии на сегодня востребованы каменщики, плиточники, повара, кондитеры и другие специальности. С этим есть проблемы, выпускники школ в основной своей массе идут в вузы, но, получив высшее образование, не могут потом трудоустроиться. Среднее специальное образование может им в этом помочь. Имея навыки рабочих специальностей, всегда можно прокормить семью. Этот момент надо снова восстановить», – сказала Темина Казахова.

По ее словам, с этой целью серьезное внимание уделяется развитию Цхинвальского многопрофильного колледжа, которое оснащено всем необходимым и может дать молодежи качественное образование по многим профессиям.

Однако большой проблемой для колледжа является отсутствие общежития, поскольку большинство студентов приезжают из сел. «Открытие общежития будет способствовать увеличению числа желающих поступить в это образовательное учреждение», – полагает Т. Казахова.

Лимиты по востребованным специальностям

Свое отражение нашла также проблема трудоустройства выпускников российских вузов из Южной Осетии, многие из которых, возвращаясь на родину после пяти лет обучения, не могут получить работу по специальности.

 «К сожалению, не все возвращаются, потому что те специальности, которые они там получают, пока не востребованы на рынке труда в Южной Осетии. Министерство образования в связи с этим провело мониторинг, выделив некоторые востребованные в стране специальности. Это и ветеринарные врачи, агрономы, строители, программисты, психологи и другие. Нами внесены соответствующие предложения, и думаю, в этом году республика получит целевые места по этим направлениям в российских вузах», – сказала советник.

Она добавила, что выпускники российских вузов, получив достойное образование, должны внести свой вклад в развитие Южной Осетии, усилить ее интеллектуальный потенциал, который играет не менее важную роль, чем природные богатства.

Признание дипломов и научных званий

В течение двух десятков лет достаточно серьезной проблемой для сферы образования и науки Южной Осетии были трудности, связанные с признанием дипломов и квалификаций, полученных в республике, на территории России.

В 2018 году давняя проблема, похоже, нашла свое окончательное решение.

12 апреля 2017 года министрами образования и науки России и Южной Осетии, Ольгой Васильевой и Натали Гассиевой было подписано соглашение о взаимном признании образования и квалификаций. Соглашение предусматривает, что документы об образовании, полученные в Южной Осетии, признаются на территории России, а их обладатели имеют право на продолжение обучения и трудовой деятельности в России, и наоборот.

«Министерствами образования двух стран в течение двух лет проведена большая работа по подписанию соглашения о признании документов. Процесс завершен, теперь решаются организационные вопросы. Это даст возможность студентам ЮОГУ работать в России», – отметила Темина Казахова.

Алла ГЕРГАУЛОВА