/Сохраняя сельскую школу – сохраняем село

Сохраняя сельскую школу – сохраняем село

Проблемы малокомплектных сельских школ в Южной Осетии продолжают оставаться актуальными, требуя неординарных подходов и пристального внимания не только со стороны профильного ведомства, но и органов власти, а также общества в целом. От ситуации в этом вопросе во многом зависит не только качество образования в сельских районах республики, но и будущее села как такового. Еще один фактор связан с теми процессами, которые происходят в образовательной сфере РЮО, затрагивая как структурные моменты, так и содержание школьных программ, включая введение новых образовательных стандартов.

В основе преобразований декларируется стремление избавиться от обезличенности школы и создать максимально благоприятные условия для развития способностей ребенка. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

В городских школах осуществить необходимые изменения значительно проще, нежели в сельских. По ряду причин, в малокомплектных сельских школах труднее обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, не в последнюю очередь из-за недостаточно материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д.

При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах в разы выше, чем в городских.

Малокомплектные школы: день сегодняшний

Чтобы узнать, как обстоят дела в новом учебном году в малокомплектных школах Южной Осетии, и как на них отражается процесс оптимизации, мы посетили ряд из них, включая Гуфтинскую и Хвцевскую средние школы.

По словам директора Гуфтинской школы Греты Тедеевой, здесь на сегодняшний день обучается 20 детей. С целью сокращения расходов, используется советская практика классов-комплектов, когда проводятся совместные уроки для 1 и 3-х классов, а также 2 и 4-х.

«Начальные классы — это класс-комплекты, там насчитывается восемь детей. Наши учителя начальных классов очень даже неплохо справляются со своими задачами. Хотя совмещать классы, конечно, нереально трудно. Они умудряются, несмотря на то, что классы разные и, естественно, программы тоже, за один урок опросить, объяснить новое задание, закрепить новое задание», — говорит Грета Тедеева.

По аналогичной схеме работают и другие малокомплектные школы как Дзауского, так и остальных районов Южной Осетии.

Оптимизация также выразилась в объединении часов рисования, труда и музыки для разных классов.

Кроме того, при школе открыли разновозрастную дошкольную группу, где за малышами от полтора годика до шести присматривают двое воспитателей. «Думаю, это большой плюс, поскольку дети, которые ходят в детский сад, пойдут затем в нашу школу. Всего в садике сегодня 11 детей», — отмечает директор.

Причины нехватки контингента в малокомплектных школах носят разный характер. Где-то объективно нет больше детей, а в ряде сел речь идет о субъективном факторе. Так учащихся в Гуфтинской школе могло бы быть заметно больше, но значительная часть родителей предпочитает отводить свое чадо в городские школы, ссылаясь на то, что в Цхинвале более подходящие условия для развития ребенка. Такая же ситуация в Хвцевской и ряде других средних общеобразовательных заведениях района.

Впрочем, в Гуфтинской школе созданы неплохие условия для разностороннего развития учащихся. На средства оптимизации в качестве экспериментальной площадки открыт кабинет электроники и электротехники. Детям, обучающимся в этом экспериментальном классе, будут выдавать соответствующие свидетельства или сертификат. Функционирует и компьютерный класс, правда, без подключения к интернету, тем не менее, даже в этом случае дети смогут постичь азы компьютерной грамотности.

В школе есть интерактивная доска, что позволяет проводить открытые уроки и презентации.

В качестве дополнительного образования при школе работает кружок «Умелые руки», где дети занимаются бисером, вышивкой и др.

Параллельно в самой школе у учащихся есть возможность посещать школьные предметные кружки, в числе которых кружок осетинского языка и литературы, где кружковцы готовят сценки по произведениям осетинских классиков и проводят различного рода мероприятия на осетинском языке. В прошлом году в школе был открыт и кружок математики, который очень увлеченно посещали дети с математическим уклоном. В этом году в планах школы открытие кружка английского языка.

Пара кружков функционирует и в другой малокомплектной школе Дзауского района – Хвцевской. Здесь дети могут посещать кружок Дзауского ДДТ «Умелые руки», а также школьный хор. Кроме того, при школе есть тренажерный зал. В Хвцевской школе на сегодняшний день обучается 18 учащихся из сел Хвце, Мугут, Кроз и Стыр Фаз, из них 4 первоклашек, хотя когда-то контингент школы составлял 80 учеников. Теперь же школе приходится работать по класс-комплектам, проводя совместные уроки сдвоенным классам.

Несмотря на наличие компьютеров, доступа к интернету в школе до сих пор нет. Впрочем, районная администрация обещала решить эту проблему. Руководство школы во главе с директором Георгием Кабисовым также ждет обещанной интерактивной доски.

Говоря о перспективах школы, директор предлагает воспользоваться уже апробированной в Южной Осетии моделью – «школа-детский сад». По его прикидкам, в детский сад, в случае его открытия, пойдут около 15 детей дошкольного возраста, которые затем устроятся в Хвцевскую школу.

Больше чем школа

Размышления о судьбе сельской школы стары как сама школа. Исторически сложилось, что на селе школа всегда означала больше чем просто место, где дети получают образование.

Помимо удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей через повышение качества образования, на сельской школе лежит миссия по сохранению ценностей сельского социума и самой ее будущности. В этом солидарны все работники образования, опрошенные нами.

«Поэтому образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу деревенской культуры в рамках единого национального образовательного пространства. Не будет преувеличением сказать, что речь идет о национальной проблеме, соответственно, усилия по сохранению и развитию сельской малокомплектной школы должны носить общенациональный, государственный характер», — уверены директора посещенных нами школ.

В частности, они сослались и на слова премьер-министра Эрика Пухаева, который не так давно отметил, что малокомплектные школы в селах Южной Осетии не будут закрываться. «Если в селе пять учеников, школа будет работать, потому, что если ученик уйдет из образовательного учреждения, за ним село покинут и его родители. А мы должны возрождать села, улучшать условия проживания сельских жителей», — подчеркнул премьер.

Видимо, в свете подобной политики есть целесообразность избегать попыток максимального   «удешевления» стоимости обучения в сельских школах, учитывая их социально-культурные функции, — считают руководители школ, в которых мы побывали, поэтому, напротив, основные усилия должны быть сконцентрированы на использовании современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, чтобы обеспечить должное качество образования в условиях сельского социума.

 Более того, преподаватели этих школ уверены, что в перспективе, при должном подходе, сельская школа может стать центром работы с молодежью, с учетом наличия библиотеки и спортзала, а также ресурсов дополнительного образования.

Иными словами, для того, чтобы остановить отток детей из сельских школ, необходимо превратить учебу в них в не менее интересный процесс, чем в городских образовательных учреждениях. Художественные студии или экспериментальные площадки как в случае с Хетагуровской и Гуфтинской школами, движение в правильном направлении — дружно подчеркивают директора этих образовательных учреждений, поскольку учащиеся с большим интересом участвуют в работе студии и экспериментальной площадки. В качестве меры содействия развитию дополнительного образования при сельских школах они предлагают внедрить практику регулярных поездок писателей, поэтов, историков и других творческих и научных деятелей для проведения открытых лекций в формате свободного диалога.

Говорить о необходимости в 21 веке подключить школы к интернету, думается, не стоит. Это позволит создать сеть школьных сайтов, которые будут наполняться контентом с участием самих детей. С помощью школьных веб-ресурсов учащиеся могут рассказать, в том числе через фотографии, об истории своей школы, родного села, сегодняшней жизни и многое другое, а также поддерживать связь со сверстниками из других учебных заведений.

И. Тедеева