Сфера образования за 25 лет существования РЮО. Основные тенденции и актуальные акценты

25 лет, прошедшие со дня провозглашения Республики Южная Осетия стали серьезнейшим испытанием для всего населения РЮО и наложили отпечаток на каждой сфере жизнедеятельности. В полной мере сказанное относится к образовательной системе Южной Осетии. То, что удалось сделать простым учителям, работникам сферы образования обычно называют одним емким словом – подвиг. И заслуга педагогов именно в том, что несмотря на все старания агрессора, стремящегося войной и блокадой низвести Южную Осетию до уровня Сомали, очаги просвещения не угасли в нашей Республике. Окончание активных боевых действий после ввода миротворческих сил, сняло угрозу непосредственного уничтожения образовательных учреждений Южной Осетии, по которым артиллерийские удары наносились в числе первых, но блокада и связанная с ней разруха в 90-е годы стали для сферы образования тяжелым экзаменом.

Роберт Гаглойты, директор ЮОНИИ, возглавлявший образовательное ведомство Республики в конце 90-х – начале 2000-х, назвал этот период настоящим испытанием на выживание для всех работников сферы образования и образовательных учреждений Южной Осетии. Многолетнее отсутствие газоснабжения, регулярные перебои с электричеством заставили школы Республики вернуться к эпохе печек-буржуек и дровяному отоплению. «Правительство старалось обеспечить потребности школ в дровах, но их не хватало. Многие родители часто сами приносили дрова из дома, помогали чем могли. Учащиеся сидели на уроках в теплых пальто, шапках и перчатках. Катастрофически не хватало школьного инвентаря, учебников и методической литературы и многого другого, даже школьный мел стал дефицитом. Но учебный процесс не прерывался, разве что во время сильных обстрелов, которым подвергались и здания образовательных учреждений. Окна многих школ были изрешечены пулями, осколками, либо выбиты взрывной волной. На стенах были отметины и пробоины от пуль и снарядов. Но учителя вместе с учащимися стойко переносили все лишения. И взрослые, и дети понимали, что время военное, и надо выстоять», – вспоминает Роберт Гаглойты.

По его словам, чуть позже в Республике начала действовать международная гуманитарная организация ЮНИСЕФ, которая оказала немалую помощь сфере образования Южной Осетии, регулярно выделяя тетради, ручки, карандаши, одним словом, почти все необходимые канцелярские принадлежности.

«На заседаниях Правительства я часто касался финансовых вопросов, отмечая предельно низкую оплату труда учителей, прежде всего сельских педагогов. Много говорилось о необходимости увеличения учебных часов по родному языку, нехватке в школах учителей-предметников и других проблемных вопросах», – говорит Роберт Гаглойты.

Разумеется, о каких-то образовательных реформах, о новой концепции образования в те годы велись только разговоры, хотя было понятно, что старая советская общеобразовательная система не соответствовала требованиям времени. Время перемен пришло значительно позже, когда после начала стабильного финансирования сферы образования со стороны России появилась возможность обеспечить нормальное функционирование образовательных учреждений всех уровней и задуматься о перспективах, вникнуть в происходящие вокруг процессы, осмыслить новые модели образования и попытаться примерить их к условиям Южной Осетии. Некоторая стабилизация ситуации произошла в 2000-е годы, но затем начался новый этап агрессии со стороны Грузии в 2004-2008 годах, когда целенаправленно из танков, тяжелых артиллерийских систем и РСЗО «Град» наносились удары по школам, библиотекам, детским садам и университету. Многие здания были сожжены и разрушены до основания. Казалось бы, от такого удара система образования РЮО никогда не оправится, но такой мрачный исход был предотвращен.

После признания независимости Южной Осетии со стороны России в материально-технической составляющей сферы образования начался настоящий ренессанс. По всей Республике построены и продолжают строиться новые, оснащенные по современным стандартам здания школ и детских садов, включая отдаленные районы.

В бюджет республики в рамках реализуемых инвестпрограмм каждый год закладываются серьезные средства на строительство новых учебных учреждений, реконструкцию и капремонт существующих. На ближайшие годы также запланирован значительный объем работ по строительству и капитальному ремонту дошкольных и средних образовательных учреждений.

Серьезное внимание уделяется и приведению школ в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами, для этого в первую очередь предпринимаются меры по обеспечению школ питьевой водой, решаются вопросы оборудования всех школ пищеблоками, чтобы обеспечить вопрос питания детей.

С каждым годом все больше школ по уровню оснащенности и условиям обучения приближаются к современным стандартам. Наращиваются объёмы финансовых вложений в восстановление образовательных учреждений, улучшение их материально-технической базы. Большинство школ оснащены компьютерами, интерактивными комплектами, методическими пособиями для учителей. Ещё несколько лет назад таких возможностей попросту не было.

В бюджете РЮО на текущий год, как и в предыдущий, предусмотрены средства на такое приоритетное направление, как техническая модернизация школ, приобретение нового оборудования и оргтехники. Процесс технического оснащения затрагивает и дошкольные учреждения.

Серьезная помощь со стороны России оказывается и по линии повышения квалификации преподавательских кадров. Различные курсы, семинары и тренинги как в российских образовательных центрах, так и собственно в Южной Осетии, при помощи приглашаемых специалистов, стали обычным явлением.

Реализация всех намеченных планов, несомненно, позволит создать действительно современные условия для ведения полноценного образовательного процесса в основной массе образовательных учреждений, отодвигая времена разрухи в сфере образования в далекое прошлое.

«Параллельно модернизации материально-технической базы идет процесс поиска наиболее эффективной модели образования, которая могла бы отвечать как национальным интересам, так и современным образовательным стандартам, – говорит министр образования Натали Гассиева. – Предпринимаются целенаправленные попытки внедрения новых организационных форм и методов работы, проводится апробирование ряда методологических новшеств. Среднему и высшему образованию в Южной Осетии предстоит решить актуальную проблему сохранения и упрочения позиций осетинского языка и адекватно реагировать на современные вызовы, обеспечивая подготовку конкурентоспособных кадров для основных отраслей народного хозяйства».

С целью создания системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию личности, в республике, во многих школах внедряется профильное обучение. Профили обучения определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с федеральным базисным учебным планом, а также исходя из образовательных потребностей обучающихся и существующего социального заказа. Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы, сделать выпускников конкурентоспособными при поступлении в выбранные ими вузы – таковы главные цели профильного обучения.

Еще одним новшеством стала новая система аттестации. Как известно, каждые пять лет педагоги Республики обязаны проходить аттестацию. За последние годы Министерство образования кардинально пересмотрело подходы к проведению аттестации, изучив российскую практику и на основании новых подходов разработало свое собственное положение. В частности, создан Центр оценки качества образования.

Этот центр призван стать реальным инструментом независимой оценки качества образования, создав внешний многоуровневый мониторинг оценки качества образования, способствующий повышению управляемости и мобильности развития образовательных систем и внедрения новой системы аттестации педагогических и руководящих кадров, с учетом результатов срезов учащихся.

Серьезные усилия за последние годы направлены на укрепление позиций родного языка и его дальнейшее развитие. Эта задача является важнейшей составляющей национальной политики государства. После многих лет вынужденного промедления в решении языковой проблематики, сохранению и пропаганде осетинского языка в Южной Осетии начало уделяться повышенное внимание. При правительстве работает специальная Комиссия по развитию языка, в которую помимо членов правительства вошли представители научной и творческой интеллигенции Республики, ученые-лингвисты, депутаты Парламента, преподаватели осетинского языка и литературы. Комиссия, прежде всего, занимается определением приоритетов политики государства в языковой сфере.

Однозначно позитивную роль в укреплении позиций родного языка сыграла реализация государственной программы сохранения и развития осетинского языка. В рамках этой программы издается как учебная, так и художественная литература на осетинском языке, книги об истории Осетии, регулярно проводятся мероприятия в образовательных учреждениях Республики, в том числе в детских садах, где внедряется специальная программа «Малусæг». Речь также идет о разработке словарей, составлении методических пособий по осетинскому языку, в том числе для дошкольных образовательных учреждений и многое другое.

Всего в 2015 году на реализацию программы развития осетинского языка выделено 5 миллионов рублей.

Примечательно, что поддержка программ развития осетинского языка предусмотрена и в подписанном в марте текущего года Договоре о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией, а это позволяет надеяться на дальнейшую реализацию программы.

Показателем того, что все усилия последних лет по модернизации и повышению качества образовательного процесса в Республике не напрасны, являются успехи югоосетинских школьников на международных конкурсах и фестивалях.

И это не единичные исключения, достаточно привести несколько фактов за последние два-три года. Так, 32 школьника из Южной Осетии приняли участие в заочной олимпиаде по русскому языку, литературе и МХК, проводимой Краснодарским министерством образования и науки для учащихся школ с русским языком обучения из иностранных государств, 11 школьников стали победителями и призерами.

Впервые участница, представлявшая Южную Осетию на международном детском конкурсе «GooD luck» – Цховребова Мария, стала серебряным призером, обеспечив себя образовательной поездкой в Гонгконг. Традиционным становится успех школьников из Южной Осетии, направляемых на международный конкурс творческих инициатив и открытий «Леонардо», учредителем которого являются ведущие вузы РФ.

Команда детей ДДТ стала победителем в интеллектуальной игре «Зондабитæ», посвященной юбилею Коста Хетагурова во Владикавказе.

Учащийся 10 класса Цхинвальской средней школы №1, победитель республиканского конкурса научно-практических работ «Шаг в науку» А. Гагиев, направленный в город Краснодар для участия в интеллектуальном соревновании молодых исследователей, проводимой в рамках российской научно-социальной программы «Шаг в будущее», стал дипломантом 2 степени и включен в состав Национальной делегации РФ для участия в Европейской научной выставке «Экспонаука» в Бельгии.

Подобные примеры показывают, что задача по выстраиванию современной, конкурентоспособной модели образования в Южной Осетии не является недостижимой целью.

Между тем, значимость эффективной системы образования в современном мире только возрастает. Успехи Советского Союза во многом были связаны с созданием системы массового образования, способной выпускать высококвалифицированных инженеров, физиков-ядерщиков, космонавтов и др.

Быстрое развитие государств, которые еще полвека назад считались третьесортными, в том числе Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня и др., в первую очередь связано с широким использованием современных инновационных технологий, которыми невозможно овладеть, не создав мощную образовательную базу, выпускающую хорошо подготовленные кадры. Схожие задачи сегодня стоят перед Южной Осетией. Для быстрого роста экономики Республики необходимы современные подготовленные кадры, особенно если речь идет о высокотехнологичных инновационных производствах. Поэтому успешное развитие системы образования в Южной Осетии станет одним из фундаментов экономического успеха.

Понимание этого на уровне руководства республики существует. Как неоднократно отмечал глава республики Леонид Тибилов, путь становления Южной Осетии лежит через развитие образования, а потому этой жизненно важной сфере должно придаваться приоритетное значение.

А. ГЕРГАУЛОВА