Новый учебный год – в новых условиях

В комфортных условиях после завершения ремонта начался новый учебный год для студентов и учащихся музыкального училища им. Ф.Алборова и музыкальной школы №1. Сейчас верится с трудом, что еще каких-то год-два назад здание восстанавливалось с трудом после августа 2008 г. Процесс восстановления проходил под неусыпным контролем министра культуры Махарбега Кокоева. Неоднократное инспектирование, неравнодушное и активное отношение к происходящим ремонтно-восстановительным работам сказались весьма благотворно на работе строителей. Теперь здесь уровень комфорта приближен к максимально высокому.

Как говорится, «свежо предание, да верится с трудом». Вспоминаются нелегкие времена, когда тяжело было всей республике, что уж говорить о музыкальной школе. Бывало так, что для проведения открытого академического концерта в зале устанавливались дровяные печки, которые в ветреную погоду нещадно дымили. Но никогда ни один из выступающих учеников не прекращал своего выступления. Как это удавалось маленьким артистам, знают только они сами. 

 О значении музыкальных школ в области эстетического воспитания сказано немало. Это широкое поле деятельности в области музыкальной культуры всегда было востребовано жителями Цхинвала и республики.

«Большую роль в музыкально-эстетическом воспитании молодежи в Южной Осетии играла расширенная сеть музыкальных школ и студий», – так написано в учебнике истории, изданном в 1990 г. Выпускники музыкальных школ в 1982 г. создали камерный оркестр под руководством Леонида Чехоева. Оркестр пользовался огромной популярностью и успешно гастролировал. В 1985 г. стараниями педагога, композитора Феликса Алборова был открыт органный зал, где на великолепном инструменте, помимо приезжих артистов виртуозно играла выпускница музыкальной школы №1 Нина Сланова. Многие из учеников школ стали выпускниками консерваторий бывшего Союза. До начала агрессии со стороны Грузии в Южной Осетии каждый родитель считал своим долгом дать ребенку музыкальное образование. Этим объяснялось высокое отношение к искусству, которым всегда гордились не только цхинвальцы, но и вся республика. Учителей музыки любили, с ними считались, занятия контролировались, концерты проходили на «браво» и «бис».

В одночасье изменившийся мир поменял и наши стереотипы. Важно было одеть, обуть, накормить. В течение многих лет музыкальное образование слегка сдало свои позиции. К сожалению, на музыкальное образование стали смотреть как на «остаточное явление» (посмотрим, попробуем, там видно будет).

Музыкальные школы в условиях выживания стали мобильны. В стенах школы открываются новые факультеты, независимо от наличия инструмента. Несмотря на то, что контингент учащихся музыкальных школ оставляет желать лучшего (имеется в виду численность), стараниями дирекции и педагогов создаются все условия для нормальной работы. На память приходят слова академика В.Ф. Миллера о стремлении осетин к просвещению. Слегка перефразировав, они характерны и для теперешней ситуации. В частности, он пишет: «Заинтересовавшись осетинами сначала только с историко-этнографической стороны…Я во время моих поездок по Осетии вынес самые отрадные впечатления. Я увидел перед собою народ живой, способный, интеллигентный, бодрый несмотря на тяжелые условия существования, стремящийся к просвещению». Немало потрудившись на благо Осетии, основатель музыкальной школы и педагог, композитор Б.Галаев тоже считал, что музыкальное воспитание, стремление к ней, участие в ее проявлениях, будь то народная песня и танец, или классическое искусство, есть непременное условие духовного развития осетин. Кто-то скажет «не до жиру, быть бы живу», но ведь есть разумное, доброе, вечное. Живут и творят, даруя слушателям счастье – В.Гергиев, С.Адырхаева, В.Джиоева и многие другие.

Есть Григорий Тадтаев из молодых, одаренных и перспективных. С непременными призами с большого числа фестивалей и конкурсов возвращается студент Ростовской консерватории Сармат Дудаев.

К сожалению, многие музыканты в городе и в районах пока лишены нормальных условий работы. Есть вопросы, требующие положительных ответов не только в музыкальных школах, но и других учреждениях культуры и искусства. Работа в этом направлении интенсивно ведется. Надеемся, что в скором времени проблемы организационного характера останутся в прошлом не только у работников культуры.

Новая положительная энергетика завершенного ремонта обязательно принесет хорошие плоды не только учителям музыки, но и жителям нашей столицы. Условия для успешной работы созданы. Теперь важней всего сосредоточить усилия в одном направлении ученикам, педагогам, родителям.

Тамара КОТОЛОВА