Многоуровневая система подготовки специалистов в условиях национального региона

Многоуровневая система образования, удачно сочетающая интересы личности и потребности общества в квалифицированных кадрах, предпочтительна при относительно стабильном состоянии экономики. В условиях же нестабильности в период проведения реформ она становится не только предпочтительной, но и единственно возможной в силу своей вариативности.

Поскольку понятие многоуровневой подготовки достаточно ново, то в педагогической литературе оно рассматривается в одном аспекте: уровень как ступень образования. Схема многоуровневой подготовки в вузе предполагает творческий рост, начиная с получения аттестата о среднем образовании до присуждения степени доктора наук. Необходимо эволюционное становление новой образовательной системы в рамках традиционной, согласованное со структурной перестройкой экономики. Следует ожидать, что в переходный период полное удовлетворение спроса на квалифицированных специалистов потребует от вуза выхода за рамки государственных образовательных стандартов. Главной целевой установкой должна быть подготовка конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться к рыночной среде.

Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова (ЮОГУ) на данном этапе переходит на международную систему образования. Переход главного ВУЗа нашей молодой страны на многоуровневую систему образования продиктован современными реалиями.

После признания независимости Республики Южная Осетия правительством РФ в августе 2008 года, одной из наиболее важных государственных задач, стоящих перед образовательной системой страны, было ее реформирование и создание новой нормативно-правовой основы для ее деятельности. Принятие закона «Об образовании» обеспечило на государственном уровне правовую основу модернизации образования, определило на среднесрочный период меры, направленные на коренные изменения системы национального образования. Объективная необходимость и наличие основополагающих нормативно-правовых условий позволяют кардинально диверсифицировать и дифференцировать всю систему профессионального образования Республики Южная Осетия. В соответствии с этим в педагогической технологии должен систематически осуществляться эволюционный процесс, учитывающий потребности сегодняшнего дня, вытесняющий устаревшие традиционные методы и формы работы, вырабатывающий наиболее оптимальный подход к организации учебно-воспитательного процесса с учетом специфики национальной школы и культурной среды; необходимо активнее повышать интеллектуальный потенциал молодежи, создавать учебно-подготовительные базы для воспроизводства молодых научных кадров. Это означает наличие знаний о различных аспектах жизни человека, навыков творческого владения интеллектуальным и физическим инструментарием, способности взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях, то есть нужна многоуровневая новая технология, которая бы учитывала все аспекты и последствия послевоенного периода в регионе, и ее необходимо разработать.

Новая технология должна отвечать целому ряду требований (экономическим, дидактическим, психологическим и др.) и преследовать следующие цели: во-первых, реагировать на изменения ситуаций на рынке труда и корректировать модель специалиста, т.е. быть не громоздкой и подвижной. Во-вторых, быть демократичной в своих принципах, содержании, организации учебного процесса. В-третьих, новая технология должна обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов. В-четвертых, она должна поднять уровень исследовательской работы педагогов. Южная Осетия, как суверенное государство, правомочно создать свою национальную систему аттестации научных и научно-педагогических работников. Настало время, когда необходимо формировать свою академию наук, центральный аттестационный орган, диссертационный совет и т.д. В пятых, новая технология должна изменить преподавателя: поднять его педагогическую культуру и развить творческий потенциал.

Реализация многоуровневого профессионального образования предполагает адекватные организационно-педагогические методы, способствующие ее целенаправленному управлению, и требует от руководства создания соответствующих условий. Это, прежде всего, организационные условия, т.е. финансовое и материально-техническое обеспечение; создание компьютерных сетей различного по назначению уровня; обеспечение современными информационными технологиями, коммуникационными средствами; кадровое обеспечение и т.д.

Наибольших усилий от руководства учебного заведения требует развертывание педагогических условий реализации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Одним из главных педагогических условий является принятие педагогическим коллективом модели непрерывного многоуровневого профессионального образования и наличие у коллектива мотивационной, операционной и рефлексивной готовности к выбору методов обучения и способов взаимодействия в образовательном процессе, адекватно реализующих цели профессионального образования. Для формирования такого подхода необходимо обучить преподавателей, других участников педагогического процесса управленческой деятельности в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов, которые бы в свою очередь готовили студентов к будущей профессии. Подготовка таких специалистов носит характер социальной защиты выпускника при быстрых изменениях в экономике и обществе. Таким образом, вуз ставит своей целью, развить и подготовить творчески способных студентов, подготовить их к осуществлению многофункциональной деятельности в различных сферах народного хозяйства, сформировать в них творчески мыслящих специалистов.

Хочется отметить, что в предвыборной программе действующего президента Южной Осетии Тибилова Леонида Харитоновича красной строкой подчеркивалось, что «…особое внимание – молодежной политике, оказывать ей всестороннюю поддержку…». Полностью с ним солидарна, национальная специфика воспитания нашей молодежи всегда базировалась на позитивном историческом опыте старших поколений и лучших поликультурных традициях, на соблюдении обычаев, приобщении молодого поколения к духовной и материальной культуре этноса. Однако утеряны многие жизненнонеобходимые ценности, требующие корректировки.

В школьном образовании необходимо провести ряд модернизационных преобразований. Их главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, т.е. современная школа должна отвечать требованиям времени и называться «Школой нового поколения», что означает компьютеризацию школ: дети должны получить возможность раскрыть свои способности; подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Необходимо выявлять и поддерживать одарённых детей и молодёжь, вести с ними соответствующую работу. Особо значимо поднять на должный уровень престижность и статус осетинского языка.

Надо возобновить участие школьников во Всероссийских конкурсах и олимпиадах, в творческих и спортивных соревнованиях, принимать участие в проектах, форумах по работе с детьми в таких, как российско-австрийский, российско-финляндский проекты, в международных конференциях. Нужно восстановить молодежный центр «ЦЭК-ИР-ЗОНД И К0», который удачно функционировал в предыдущие годы. Этот Центр призван решать многие жизненно важные проблемы нашего общества через студенческие и школьные бригады (благоустройство улиц, ремонт дорог, досуг, строительство жилья и другие услуги).

Необходимы профилактические программы. Следует вести непрерывную экономическую подготовку подрастающих поколений по четырехступенчатой системе:

1 – обучение детей азам экономической культуры в условиях семьи и в детских садах;

2 – обучение детей экономической грамоте в начальных и средних классах через отдельные учебные дисциплины;

3 – формирование специфической экономической культуры в процессе профессиональной подготовки личности, в старших классах, колледжах, ПТУ, ТУ, спецкурсах и техникумах;

4 – формирование экономической культуры средствами воспитания, образования и обучения личности ведущему роду деятельности, избранной профессии через вуз (аспирантуру, докторантуру), ФПК, ПК, РЦ и производство.

В последнее время стало модным поступление выпускников в вузы Российской Федерации по направлениям, в результате, после окончания учебы, они, порой, не возвращаются в родные места. Считаю необходимым, во-первых, поднять уровень преподавания в местном вузе; во-вторых, открывать необходимые для нашего государства специализации с приглашением преподавателей – специалистов из ближнего, а если понадобится, то и из дальнего зарубежья. Это обойдется намного дешевле (как для семейного бюджета, так и для государства), чем отправлять абитуриента за пределы родины.

Ключевой фигурой в школе является учитель, по возможности нужно стимулировать учительство морально и материально; необходимо наладить интеграционные связи, осуществлять обмен опытом, систематически проводить повышение квалификации и переквалификации учителей, пополнять школы новым поколением преподавателей. Для этого необходимо, чтобы:

– общеобразовательные школы принимали участие в международных проектах, а учителя – в международных стажировках;

– проводились конкурсы среди педагогического корпуса по примерной тематике (частично проводятся): «Учитель года», «Воспитатель года», «Преподаватель года в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования», «Мастер года», «Педагог-психолог года»…;

– систематически осуществлялся процесс квалификации и переквалификации учителей школ, преподавателей вуза – можно поблочно: естественный, гуманитарный, экономический блок, юриспруденция.

– заключались соглашения о сотрудничестве со странами дальнего и ближнего зарубежья, расширялась география международного сотрудничества;

– создавались на промышленных и сельскохозяйственных объектах учебно-производственные цеха для молодежи.

Республика Южная Осетия богата природными ресурсами, но их нужно использовать рационально, для чего необходимо на экономическом факультете ЮОГУ наладить двухпрофильную подготовку студентов-экономист и учитель по экономике. Сегодня на факультете ПМНО наряду с другими дисциплинами студенты изучают методику преподавания экономики в начальных классах, однако они не имеют возможность на педпрактике проводить пробные уроки экономики в начальных классах, в виду того, что они были изъяты из учебной программы. Следует возобновить экономическую учебу на всех ступенях в общеобразовательной системе.

В системе образования, как и в других структурах, много проблем, которые ждут своего решения, но надо начинать хотя бы с того минимума конгломерата вопросов, которые выше рекомендованы.

Татьяна ДЖАГАЕВА, доктор педагогических наук