Информатика становится ведущей дисциплиной

Урок с новыми технологиями

«Ничто в мире не дает любящему науку человеку столь приятного и сильного чувства самопознания, как постоянная работа мысли», – этими словами великого мыслителя И.Г. Фихте начала открытый интегрированный урок по русскому языку и информатике учительница школы №6 г.Цхинвала Ирина Тибилова. Урок проводили совместно преподаватель русского языка и литературы Инна Зубко и учительница информатики Ирина Тибилова. Урок был посвящен информационной деятельности человека.

Кабинет «Русского мира» был открыт в рамках югоосетинско-российского сотрудничества в области развития преподавания русского языка и литературы в Южной Осетии, при непосредственном посредничестве Посольства РФ в РЮО совместно с фондом «Русский мир» на базе школы №6. Кабинет оснащен всеми необходимыми информационно-коммуникативными технологиями для преподавания русского языка.

На мероприятие были приглашены Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РЮО Эльбрус Каргиев, советник посла Сергей Виноградов, преподаватели-русисты ЮОГУ, представители Министерства образования и Института повышения квалификации учителей, администрация и преподаватели школы №6. Основной целью урока было показать интеграцию предметов, нетрадиционные формы проведения урока; активизировать познавательную деятельность учащихся по предметам: русский язык, информатика и ИКТ; использовать проблемный метод в обучении; дифференцированный и личностно-ориентированный подход к учащимся; использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении; развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с информационными процессами; формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Методом проведения урока стала эвристическая беседа с элементами проблемного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийная презентация) и личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Основной акцент в ходе урока был сделан на информационной деятельности человека, а также систематизировании ранее полученных знаний по теме «Редактирование и форматирование текста», а по русскому языку внимание присутствующих было сосредоточено на грамматической связи предложений в тексте.

По словам учителя русского языка, у древней лингвистики и относительно молодой науки информатики много общего. «Например, язык – это знаковая система (буквы), а самой крупной единицей языка является текст. Мы живем в мире текстов. Они нас окружают. Мы читаем, слушаем, изучаем, создаем. Текст – это наша речь», – обратилась к учащимся Инна Зубко.

«Мы свяжем информатику с русским языком, – отметила И. Тибилова. – Информация – фундаментальное понятие. Определить его исчерпывающим образом через какие-либо более простые понятия невозможно. К тому же в разных областях знания информация понимается по-разному: в обыденной жизни, в технике, в теории связи, в документалистике, в лингвистике, в философии, в кибернетике, в теории информатики. Информация нужна людям для того, чтобы принимать правильные решения, и для этого надо знать свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность. Информационная деятельность непосредственно связана с видами речевой деятельности в русском языке, и выражается в сборе, обработке, хранении и передаче информации. Виды речевой деятельности представляют собой сбор языкового материала, создание текста в устной или письменной форме, сворачивание текста, выявление авторской позиции, интерпретация текста, запись текста на носитель и слушание, чтение текста».

На вопрос учителя, с какими предметами можно связать информатику, учащиеся 11 класса ответили, что информатику можно связать с различными предметами, так как XXI век – век высоких технологий, и информатика становится одной из ведущих дисциплин.

Учительница русского языка предложила учащимся текст, в котором необходимо разобрать основные признаки и далее продолжить работу и разобрать грамматическую связь предложений в тексте. «Надо работать над собой, чтобы быть успешными», – пожелала в конце урока ученикам Инна Зубко.

А. ДЖИОТЫ