Экзамен на профпригодность

Завершился очередной, 2016-2017 учебный год. Для учителей музыки в школах и музвоспитателей в детских садах в этом учебном году, как впрочем и в предыдущем, прошли аттестационные испытания. Аттестация призвана подтвердить профессиональное мастерство и профпригодность учителей музыки в школе и музвоспитателей в детских садах. Аттестация проходит в два этапа. Это открытый урок и тестирование по предмету, который они преподают и второй – мониторинг педагогической деятельности учителей и воспитателей, в котором планируется проверить уровень знаний, успеваемость и т.д.

Как известно, тематическое планирование музыкальных занятий в общеобразовательной школе и детских садах значительно разнится. Но есть общий критерий оценки качества преподавания воспитания – это соответствие основам музыкального образования и воспитания, а также комплексный подход к воспитанию у детей музыкальных знаний и навыков как в школе, так и в детских садах. Поскольку аттестация затрагивает самые разные возрастные группы детей приблизительно от 2-3 до 13-14 лет, то, соответственно от учителей музыки и воспитателей требуется особый подход к каждой возрастной группе. К примеру, в 2-3 года дети активно приобщаются к разным видам музыкальной деятельности, у них появляется эмоциональная отзывчивость на содержание песни. Кроме того, у малышей возникает устойчивый интерес к пению, движению под музыку и т.д.

Другое дело школьники 12-13 лет, у которых уже есть определенные музыкальные предпочтения, навыки и знания. Здесь нельзя ограничиваться только интересом к пению. Для учителей музыки в школах уроки пения представляют более обширный объем тематического и музыкального материала. И в таком случае дети должны получить знания, которые затрагивают музыкальную литературу, отчасти нотную грамоту, основы хорового исполнения и т.д.

Аттестация выявила достаточно позитивную тенденцию в работе учителей музыки как в школах, так и в детских садах. Следует отметить хорошо организованную и достаточно активную подачу музыкального материала в детских садах, а также интересные познавательные уроки в среднеобразовательных школах. Как отметила председатель экспертной группы для учителей музыки в школах и детских садах, педагог музыкального училища Фатима Босикова, есть еще некоторые аспекты, которые хотелось бы улучшить, но, в общем и целом к аттестации учителя музыки готовы. «Занятие музыкой – это один из самых важных элементов в развитии и воспитании ребенка. К тому же ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Поэтому крайне важно, чтобы музыкальный воспитатель в детском саду или учитель музыки в школе был заинтересован в личностном и профессиональном росте. Аттестация не проводится только для того, чтобы проверить уровень профессионального мастерства учителей или, к примеру, для того, чтобы подтвердить свою квалификацию или скажем перейти на другую повыше. Она должна способствовать тому, чтобы учителя музыки для более успешной и компетентной работы смогли получить необходимую методическую помощь», – отметила Ф.Босикова.

В экспертную группу также вошли педагог теории музыки музыкального училища им.Ф.Алборова Марина Кулумбегова и педагог музтеоретических дисциплин детской музыкальной школы №1 им. Г.Тедеева Тамара Котолова. Ф.Босикова также отметила, что к открытым занятиям и аттестационным испытаниям все участники отнеслись добросовестно. Следует отметить, как в детских садах во время открытых занятий детишки как-то особенно выделяют учителя музыки. Это заметно по тому, как они идут на контакт с ним, с каким желанием и интересом участвуют в выполнении заданий и т.д. Таким образом, следует констатировать то, что развитие важных профессионально-педагогических умений и навыков в области музвоспитания и образования, преодоление трудностей и проблем, связанных с ними, является немаловажным, а зачастую и главным итогом аттестаций. В свою очередь, подобный мониторинг оценки качества преподавания обязательно будет иметь свой позитивный эффект. А предмет музыки как никакой другой внесет свою лепту в нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения нашей Республики.

Мария Мулдарова