Российские и югоосетинские политики, дипломаты, эксперты, историки обсудили российско-югоосетинские взаимоотношения. Круглый стол прошел в Югоосетинском госуниверситете, организаторами выступили ЮОГУ и Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ). Мероприятие приурочено к 26 августа – к очередной годовщине признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией.
Как отметила модератор мероприятия Ирина Бекоева, в рамках сотрудничества между двумя вузами идет тесное сотрудничество, совместно проводятся различные мероприятия. По ее словам, тема круглого стола «Россия и Южная Осетия: историческая память и вызовы глобализации» представляет огромный интерес. «История взаимоотношений насчитывает важные моменты, которые отразились на современной динамике отношений между нашими странами. Одним из ключевых является признание независимости Южной Осетии со стороны России в 2008 году. Это послужило фундаментом для сотрудничества между странами», – подчеркнула она.
СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ
Госсоветник Президента Константин Кочиев зачитал приветственный адрес главы государства участникам и организаторам круглого стола.
«Мероприятие проходит в преддверии нескольких знаковых дат: 275 лет назад в Россию было направлено осетинское посольство, итогом деятельности которого стало присоединение Осетии к России. В этом году отмечается 250-летие этого события. Через несколько дней Южная Осетия будет отмечать очередную годовщину признания независимости.
Признание Россией независимости РЮО стала важнейшей вехой в истории страны, актом установления исторической справедливости и воплощением защищаемых Россией фундаментальных принципов международного права.
За минувшие годы сложилась модель доверительных взаимоотношений, отвечающая интересам двух стран и задачам поддержания международной и региональной безопасности и стабильности. В условиях стремительных, глобальных перемен крайне напряженной обстановки в мире важно беречь и сохранять нашу общую историческую память и опираться на нее в поисках ответов на вызовы современности», – говорится в приветственном адресе Алана Гаглоева.
ГЛАВНЫЙ ИТОГ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Советник-посланник посольства РФ в РЮО Александр Журов подчеркнул, что признание независимости РЮО со стороны России повлекло за собой подписание двух базовых договоров – один в сентябре 2008 г., другой – в марте 2015 г.
«Договор о союзничестве и интеграции реализовали в полной мере. За прошедшие 16 лет были достигнуты весомые результаты практически по всем направлениям пунктов Договора. Был заключен ряд секторальных соглашений, которые позволили нам углубиться во взаимодействии по конкретным отраслям и сферам», – отметил он.
По мнению дипломата, за эти годы был создан прочный фундамент для сохранения мира и безопасности в Южной Осетии, недопущения новой агрессии, либо каких-то террористических и экстремистских выходов со стороны общих противников.
«Народ Южной Осетии с уверенностью смотрит в будущее. Дети ходят в школу, созданы возможности для занятия спортом и т. д. Это главный итог нашей совместной работы за 16 лет. Надеюсь, так будет оставаться и в дальнейшем», – сказал Журов.
НАДЕЖНЫЙ ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ
Министр иностранных дел Ахсар Джиоев подчеркнул, что августовские события 2008 года оставили глубокие раны в сердцах людей, но вместе с тем они привели к признанию Россией Южной Осетии, они стали закономерным итогом многолетней борьбы народа за свободу и независимость.
«Всемерное развитие двусторонних интеграционных связей между Южной Осетией и Россией, между нашими народами – исторически обусловленный процесс. Особенно это актуально в условиях глобальных изменений, происходящих во всем мире.
Сегодня Россия столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны коллективного Запада, а точнее – с агрессией, которая еще больше усилилась после начала специальной военной операции. В этих условиях для нас важно сохранить стабильность, а это возможно только имея надежного гаранта безопасности. Для Южной Осетии это Российская Федерация», – отметил министр.
Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Южная Осетия дорожит вниманием и поддержкой руководства России и лично президента Путина, а существующие межгосударственные связи, охватывающие практически все сферы, являются ярким показателем взаимного уважения и дружбы между странами.
МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Ректор ЮОГУ Вадим Тедеев рассказал о сотрудничестве с СКФО и о межвузовской работе. В этом году в университете провели более 30 конференций и круглых столов, и большая часть из них организовано совместно с СКФО. «И в этом большая заслуга ректора СКФО Дмитрия Беспалова. С Дмитрием Николаевичем у нас сложились не только хорошие рабочие отношения, но и теплые дружеские», – отметил ректор ЮОГУ.
Касаясь непосредственно темы круглого стола, Тедеев выразил слова благодарности руководству России за важный шаг – признание независимости Южной Осетии.
«Сегодня республику признало шесть стран – членов ООН, и это большое достижение», – подчеркнул ректор.
По словам Дмитрия Беспалова, развитие отношений между государствами имеет исторические корни. Он отметил вклад университетского сообщества России в развитие образования и науки Южной Осетии. Проведена большая работа в разработке нормативно-право-вой базы сферы образования, реализуются программы, направленные на повышение квалификации различных специалистов, в том числе и для госслужащих, профессорско-преподавательского состава, учителей – специалистов в разных областях сферы образования. Эта работа будет продолжена.
«ЮОГУ и СКФУ подписали несколько договоров о сотрудничестве, в рамках которых идет тесное межвузовское взаимодействие», – отметил Беспалов.
Важным и необходимым межвузовское сотрудничество назвал и Почетный ректор ЮОГУ, первый президент РЮО Людвиг Чибиров. В период, когда бурно развивается мировая наука, нельзя замыкаться в собственных рамках. И в этом деле по мнению экс-президента ЮОГУ выбрал правильное направление – активно налаживаются международные контакты и связи. «Это направление является одним из главных факторов для развития университета в целом», – считает Людвиг Чибиров.
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Игорь Зозуля, зам. директора по научной работе Гуманитарного института СКФУ, выступил с докладом «Сотрудничество России и Южной Осетии в сфере образования».
Он напомнил, что российско-югоосетинское гуманитарное сотрудничество имеет длительную историю и на качественно новый этап они вышли после признания Россией независимости РЮО. «Решение о признании обеспечило осетинам право на сохранение своей национальной идентичности. За прошедшие годы республика провела масштабную работу по становлению в качестве независимого государства, параллельно расширяла международные контакты для укрепления авторитета в мире», – отметил он.
Зозуля пояснил, что в рамках Договора Россия взяла на себя обязательства по оказанию помощи в развитии образования и науки, в том числе и в разработке и принятии правовых актов, вопросах повышения квалификации работников образования и т.д. По его словам, между правительствами России и РЮО также подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, предусматривающее взаимное признание образования.
«Это способствовало расширению связей в области образования, документ предоставил возможность югоосетинским специалистам быть востребованными в России, и наоборот», – уточнил он.
НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Доцент кафедры Всеобщей истории ЮОГУ Белла Гаглоева в докладе «Узловые проблемы истории взаимоотношений народов Кавказа и России в 1920-30-х гг.XX в.: достижения и спорные вопросы» отметила, что после слома старой системы и февральской революции в 1917 г. власть перешла в руки Временного правительства, а на местах суверенитет народов России был сосредоточен во временных органах власти – Национальных советах.
«Не стала исключением и Осетия, где создается единый орган управления всей Осетией, и в ней секция Южно-Осетинский национальный совет, первым председателем которого становится Рутен Несторович Гаглоев. Причём Временное правительство официально подтвердило, что является сторонником федеративного переустройства государства. Рассматривались и вопросы о возможном изменении границ уездов и губерний. И в докладе комиссии по введению земского самоуправления З.Д. Авалова обосновывала возможность присоединения к Терской области закавказских территорий, населенных осетинами», – подчеркнула докладчик.
Что касается Северного Кавказа, то здесь при создании административной системы и управлении местными народами Российская империя практически сама создавала будущие контуры автономизации. Именно в условиях и в рамках заложенного российскими властями административно-террито-риального деления запускался и шел сам процесс формирования и консолидации наций на Северном Кавказе. По мнению Гаглоевой, Осетия из-за удобства была разделена на уезды, где северная часть управлялась наместником в Ростове, южная часть из Тифлиса.
«Однако социалистическая революция в октябре передала власть Советам народных комиссаров. В условиях гражданской войны в России и сложной геополитической ситуации в мире Совет народных комиссаров первым в истории человечества юридически и политически закрепил право на самоопределение и суверенность народов посредством Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г., вплоть до отделения от нее и образования самостоятельного государства», – сказала историк.
Под влиянием иностранных держав первыми о форме взаимодействия объявил в апреле 1918 г. Закавказский сейм (Грузия, Арме-ния, Азербайджан) и начался механизм отделения от России этих республик.
Тогда же создается Горская республика, куда вошли семь самостоятельных штатов, выделенных по национальному признаку и объединенных по конфедеративному принципу на территориях Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабардино-Черкесии и т. д. На юге граница должна была определиться по соглашению с Закавказским правительством на основе исторических докладных на имя императора.
«Причем в Лозанне на Парижской мирной конференции 1919 года делегация Горской республики уточнила, что в состав входит и Южная Осетия, а границы, между Абхазией и Грузией определены по р. Ингур, на северо-востоке Кума. Записка по данному вопросу была подготовлена председателями Национального совета Южной Осетии юристами И. Плиевым и И. Собиевым, соратником Р. Гаглоева. Политическое объединение Осетии рассматривалось в тесной связи с решением вопроса общего политического устройства всего Российского государства. Такое же заявление сделал на заседании межведомственной комиссии член Национального Совета А. Тибилов. Должно быть создано государство одной единой Осетии на основе объединения Южной и Северной Осетии, и в будущем они должны присоединиться к Российской федеративной республике. Об этом также заявлено делегатами от Южной Осетии Б. Кочиевым и Л. Газзаевым президиуму Первого съезда народов Востока в г. Баку 5 сентября 1920 г. Таким образом на севере и на юге уже существовала группа интеллигенции членов Совета, взявшая на себя ответственность за будущее развитие Осетии», – отметила Гаглоева.
Еще один интересный доклад «Роль России в становлении государственности Южной Осетии» представил госсоветник Президента Вячеслав Гобозов.
Он сделал небольшой экскурс в историю российско-югоосетинских взаимоотношений, напомнил, что Москва имела право вмешаться в процессы, происходящие вокруг Южной Осетии. «Как правопреемник Российской империи и Советского Союза она не могла не ощущать определенной исторической и правовой ответственности за разделение Осетии. Ведь Осетия вошла в состав России как единое национально-территориальное образование, а на Северную и Южную была поделена уже позже усилиями царской администрации и большевистских вождей. Очевидно, что как ответственное государство, Россия не могла при этих условиях самоустраниться от событий, происходящих в Южной Осетии. Именно этот фактор, а не мифические рассуждения об экспансионистской сущности российской политики, определял, по моему мнению, в основном алгоритм действий России, начиная с 90-х годов прошлого века», – подчеркнул политик.
По словам Гобозорва, после августа 2008 года роль России в становлении государственности Южной Осетии претерпела качественные изменения. Отношения Москвы и Цхинвала вышли на новый этап, приобретя статус межгосударственных. «Соответственно, появилась необходимость поиска и формирования такой модели российско-южноосетинских взаимоотношений, которая учитывала бы новые реалии. Формально эти отношения развиваются достаточно приличными темпами: подписаны большой договор и десятки соглашений в различных сферах, установлены тесные контакты между соответствующими ведомствами, Россия активно участвует в развитии государственности Южной Осетии практически во всех сферах.
Роль России в становлении государственности Южной Осетии трудно переоценить», – считает он.
С докладами выступили и другие участники круглого стола.
А. ДЖИОТЫ