Примерные правила работы предприятий розничной торговли

Постановление Правительства Республики Южная Осетия

Об утверждении Примерных правил работы предприятий розничной торговли

В соответствии с Законом Республики Южная Осетия «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия» Правительство Республики Южная Осетия постановляет:

Утвердить прилагаемые:

1. Примерные правила работы предприятий розничной торговли;

2. Основные требования к работе мелкорозничной сети.

Председатель Правительства Республики Южная Осетия Р. Хугаев

Цхинвал, 13 ноября 2013 года

 

Примерные правила работы предприятий розничной торговли

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем предприятия)   независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.

3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами,   обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки,   оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.

4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется уставом.

5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.

6. Режим работы государственным предприятиям торговли устанавливается по решению местных органов государственной власти.   Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.

7. В предприятиях при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.

За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.

8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, руководитель заблаговременно уведомляет об этом потребителей с помощью специальных объявлений.

9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органом, уполномоченным в сфере метрологии. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.

Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже

11.Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.

12. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.

13. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства,   санитарные правила,   нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

14. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.

15. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды, другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).

III. Продажа товаров

16. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы.

17. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.

18. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты (декларации соответствия), выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию,   удостоверяющие качество товаров,   их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов.

В соответствии с Законом Республики Южная Осетия “О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия” предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.

19. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно.

Не расфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.

20. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами, -контрольные метры.

21. Продажа товаров, облагаемых акцизами, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными органами в установленном порядке.

22. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля), осуществляется с соблюдением также и этих правил.

23. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

24. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).

25. При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

26. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст. 25 Закона “О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия”. В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст. ст. 18 – 21 этого Закона.

27. Продовольственные товары,   купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность,   жирность, бактериологическое обсеменение,   наличие посторонних примесей,   солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту.

IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания

28. Товары, поступившие в не расфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пакеты, коробки и т.д.

На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки.

29. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.

30. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре – оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.

31. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.

32. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

33. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

V. Права и обязанности покупателя

34. Покупатель имеет право:

на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;

проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью   работника   магазина,   а   также   правильность   показания весоизмерительных приборов;

требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;

вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.

35. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами, действующими в Республике Южная Осетия, при выборе и покупке товара покупатель обязан:

соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;

   производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;

при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;

набирать товары только в инвентарную тару;

возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.

VI. Информация покупателей

36. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:

   указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;

   фамилия и инициалы работников торгового зала – на их рабочих местах или нагрудных знаках;

перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;

порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом, – схема разруба мяса по сортам;

телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.

37. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией.

VII. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам

38. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами санитарного надзора, а в продовольственных предприятиях также и специальными санитарными правилами для таких предприятий.

39.   Работники в продовольственных предприятиях проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.

VIII. Контроль за работой предприятия

40. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона Республики Южная Осетия “О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия”.

41. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлении служебного удостоверения или надлежаще оформленных документов (приказов, распоряжений и т.д.).

42. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.

43. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки.

44. За невыполнение и нарушение настоящих Правил, работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия.     Контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии.

45. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ СЕТИ

I. Общие положения

1. К мелкорозничной торговой сети относятся:

стационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы);

передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.)

2. Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения уполномоченного государственного органа и в отведенном им месте.

Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане – предприниматели.

3. Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий – примерки и т.д.), продукции массового питания (хлебобулочные,   кондитерские и кулинарные изделия,   полуфабрикаты, бутерброды и др.).

4. Запрещается продажа через мелкорозничную сеть скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.

Часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником.

5. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в которой указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.

На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.

II. Требования к помещению и оборудованию

6. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующее скоропортящимися товарами – средства охлаждения. Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах метрологической службы.

7. В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны   быть   покрыты   линолеумом,   клеенкой,   пластиком   или   другими водонепроницаемыми материалами.

8.   Лотки должны быть обеспечены складными подставками.   Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

III. Порядок продажи товаров

9. На все продаваемые в мелкорозничной сети товары должны быть документы, указывающие их источник поступления, а также сертификаты (или декларация соответствия) качества.

10. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием наименования товара, сорта и цены.

11. Запрещается мелкорозничная торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.

12. Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов.

13.   Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.

14. Продажа товаров, облагаемых акцизами, может осуществляться только при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право торговли ими.

15. Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной сети производится с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники мелкорозничной сети должны быть ознакомлены.

16. При обслуживании покупателей работники мелкорозничной сети обязаны выполнять требования Примерных правил работы предприятий розничной торговли.

IV. Санитарные требования

17. Работники мелкорозничной торговой сети обязаны:

содержать мелкорозничное предприятие, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;

предохранять товары от пыли, загрязнения, а продовольственные товары должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой, марлей или другой белой тканью;

строго соблюдать правила личной гигиены.

18. Работники мелкорозничных торговых предприятий, торгующих продовольственными товарами, должны иметь допуск к работе органов санитарного надзора.

19. Запрещается допуск в палатки киоски, авторазвозки посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.

20. Контроль за работой предприятий мелкорозничной сети осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством в пределах своей компетенции и в установленном порядке.