Постановление Правительства Республики Южная Осетия

Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правительство Республики Южная Осетия постановляет:

1. Утвердить Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Южная Осетия Джиоеву А.А.

Председатель Правительства Республики Южная Осетия Р. ХУГАЕВ

Цхинвал, 28 августа 2013 года

 

Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое Положение регулирует деятельность государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое Положение является примерным.

Настоящее Положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

На основе настоящего Типового Положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Учреждение), разрабатывает свой Устав, который утверждается Учредителем.

1.2. Основные задачи Учреждения:

– создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

– обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

– освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

– обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

– охрана прав и интересов воспитанников.

1.3. Содержание и обучение воспитанников в Учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

1.4. Деятельность Учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

1.5. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Республики Южная Осетия, конституционными законами, Законом Республики Южная Осетия «Об образовании», другими, действующими на территории Республики Южная Осетия законами, иными нормативно-правовыми актами Республики Южная Осетия, настоящим Типовым Положением.

2. Организация деятельности Учреждения

2.1. Учреждение создается Учредителем и регистрируется в порядке, установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2.2. Статус учредителя определяет организационно-правовую форму Учреждения.

Учредителем государственного Учреждения может быть государственный орган исполнительной власти в сфере образования.

Учредительными документами Учреждения являются решение Учредителя (Договор с Учредителем) о его создании, а также Устав Учреждения, утверждаемый Учредителем.

2.3. Отношения между Учредителем и Учреждением определяются Договором, заключаемым между ними в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2.4. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у Учреждения с момента его государственной регистрации, а право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных действующим в Республике Южная Осетия законодательством – с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

2.5. Учреждение как юридическое лицо имеет Устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

2.6. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Республики Южная Осетия “Об образовании”.

2.7. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в порядке, установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

3. Организация обучения и воспитания

3.1. Организация обучения и воспитания в Учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым Учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

3.2. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в Учреждении.

3.3. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные Учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным Учреждением и Учреждением.

3.4. В Учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

разновозрастные (не более 8 человек);

одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек).

Количество общеобразовательных классов в Учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности).

В Учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку, в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11 классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

В Учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

3.5. В Учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном Учреждении.

3.6. Учреждение с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

3.7. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

3.8. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности.

В Учреждении не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

3.9. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных Учреждениях, Учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных Учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

4. Участники учебно-воспитательного процесса, работники Учреждения, их права и обязанности

4.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются воспитанники и педагогические работники.

4.2. В Учреждение принимаются:

– дети-сироты;

– дети, отобранные у родителей по решению суда;

– дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

4.3. В Учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

4.4. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно Учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

4.5. На каждого ребенка, определяемого в Учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют:

– решение государственного органа исполнительной власти в сфере образования о направлении в Учреждение;

– направление в Учреждение, выданное Учредителем или ведомством, в ведении которого находится Учреждение;

– свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии – заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

– медицинские документы о состоянии здоровья;

– документы об образовании (для детей школьного возраста);

– акт обследования условий жизни ребенка;

– сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

– справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;

– опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

– документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;

– пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями));

– заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

4.6. При выпуске или переводе в другое Учреждение воспитаннику выдаются:

– свидетельство о рождении (паспорт);

– справка о пребывании в учреждении;

– документы о состоянии здоровья;

– документ об образовании (для детей школьного возраста);

– сведения о родителях или близких родственниках;

– документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.

4.7. Права и обязанности воспитанников определяются Уставом Учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами.

4.8. Воспитанники Учреждения имеют право на:

– бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

– защиту своих прав и интересов;

– уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

– удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

– защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

– развитие своих творческих способностей и интересов;

– получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

– отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

4.9. Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка Учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

4.10. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за Учреждением органом исполнительной власти в сфере здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников Учреждения входят:

– наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

– организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

– медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

– осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и вне учебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения;

– профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья;

– работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.

4.11. Психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

4.12. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации Учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Администрация Учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в Учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.

4.13. Порядок комплектования персонала Учреждения регламентируется его Уставом. Для работников Учреждения работодателем является данное Учреждение.

4.14.На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в Учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

4.15. Отношения между работниками и администрацией Учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству, действующего на территории Республики Южная Осетия.

4.16. Работники Учреждения имеют право на участие в управлении Учреждением в порядке, определенном Уставом Учреждения, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.17. Педагогические работники Учреждения имеют право:

– свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников;

– повышать квалификацию, с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в Учреждениях повышения квалификации;

– на социальные льготы и гарантии, установленные действующим в Республике Южная Осетия законодательством, а также на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам Учреждения.

4.18. Педагогические работники Учреждения периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств его Учредителя.

4.19. Учреждение устанавливает:

– ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Отраслевой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения Аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда;

– распределение должностных обязанностей.

4.20. Учредитель устанавливает по согласованию с Министерством финансов Республики Южная Осетия предельную штатную численность Учреждения.

4.21. Учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание Учреждения.

5. Управление Учреждением

5.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом Республики Южная Осетия “Об образовании”, настоящим Типовым Положением и его Уставом.

5.2. Управление Учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждения являются Совет Учреждения, Попечительский Совет, общее собрание, Педагогический Совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом Учреждения.

5.3. Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Наем (прием) на работу директора государственного Учреждения осуществляется в порядке, определяемом его Уставом, и в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

5.4. Директор Учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, Трудовым Договором (контрактом) и Уставом Учреждения.

6. Имущество и средства Учреждения

6.1. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном действующим на территории Республики Южная Осетия законодательством, закрепляет его за Учреждением.

Объекты собственности, закрепленные за Учреждением, находятся в оперативном управлении этого Учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и действующим на территории Республики Южная Осетия законодательством.

Земельные участки закрепляются за государственным Учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

6.2. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за Учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных действующим на территории Республики Южная Осетия законодательством.

6.3. Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью Учреждения в этой части осуществляется собственником (уполномоченным им органом).

6.4. Деятельность Учреждения финансируется его Учредителем в соответствии с Договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:

– собственные средства Учредителя;

– бюджетные и внебюджетные средства;

– имущество, закрепленное за Учреждением собственником (уполномоченным им органом);

– кредиты банков и других кредиторов;

– средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

– другие источники в соответствии с действующим на территории Республики Южная Осетия законодательством.

6.5. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Южная Осетия.

Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования Учреждения за счет средств его Учредителя.

6.6. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим Уставом и действующим в Республике Южная Осетия законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность.

6.7. Учреждение должно быть обеспечено в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации воспитательно-образовательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников.

6.8. Не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у Учреждения или зачтены Учредителем в объем финансирования следующего года.

6.9. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством.