Закон Республики Южная Осетия «О некоммерческих организациях»

Постановление Парламента Республики Южная Осетия

О Законе Республики Южная Осетия «О некоммерческих организациях»

Парламент Республики Южная Осетия постановляет:

1. Принять Закон Республики Южная Осетия «О некоммерческих организациях».

2. Направить настоящий Закон Президенту Республики Южная Осетия для подписания и опубликования.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Парламента Республики Южная Осетия С. КОЧИЕВ

г. Цхинвал, 14 мая 2014 г.

Закон Республики Южная Осетия

О некоммерческих организациях

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Республики Южная Осетия, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Законом и иными законами.

3. Настоящий Закон определяет порядок создания и деятельности на территории Республики Южная Осетия структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

4. Положения настоящего Закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Республики Южная Осетия структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Республики Южная Осетия.

5. Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

6. Действие пункта 7 статьи 2, статей 15 – 23, 25 – 27, 32 – 34, абзаца третьего пункта 1 статьи 40 настоящего Закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

7. Действие статьи 16, пунктов 1, 2 – 4 статьи 19, статей 26 и 27, абзаца первого пункта 2 статьи 28 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 34, пунктов 3, 4, 16, 20 и 23 статьи 40 настоящего Закона не распространяется на бюджетные учреждения.

8. Действие настоящего Закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, местные органы государственной власти, если иное не установлено законом.

9. Действие пункта 7 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 40 настоящего Закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, бюджетные учреждения.

10. Действие пункта 7 статьи 2 настоящего Закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Республике Южная Осетия, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 37 настоящего Закона.

4. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законами.

5. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Республики Южная Осетия в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

6. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Республики Южная Осетия через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение – отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Закона.

Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Республики Южная Осетия со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Закона.

7. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного партнера, в настоящем Законе понимается югоосетинская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от югоосетинских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники).

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Республики Южная Осетия и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных законом.

4. Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного партнера обязана осуществлять финансовую деятельность через банковские учреждения Республики Южная Осетия.

5. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на осетинском или русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

2. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

3. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

5. Включение в наименование некоммерческой организации, за исключением общественных объединений, имеющих статус республиканских и централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Республики Южная Осетия на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, официального наименования Республика Южная Осетия или Осетия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования Республика Южная Осетия или Осетия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Республики Южная Осетия в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.

2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Глава II. Формы некоммерческих организаций

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными законами.

4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Законом Республики Южная Осетия «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Южная Осетия».

Статья 7. Фонды

1. Для целей настоящего Закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться законами о таких фондах.

Статья 8. Государственная корпорация

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Республикой Южная Осетия на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Республики Южная Осетия, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Республики Южная Осетия, а Республика Южная Осетия не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным законом.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Республики Южная Осетия о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Республики Южная Осетия информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Республики Южная Осетия вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или публикуется в республиканских периодических печатных изданиях с учетом требований законодательства Республики Южная Осетия о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных действующим в Республике Южная Осетия гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

4. Законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее – высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Республики Южная Осетия устанавливает порядок участия членов Правительства Республики Южная Осетия и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Республики Южная Осетия.

Законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

5. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Республики Южная Осетия вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.

6. Решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственной корпорацией в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

7. Орган, уполномоченный в сфере финансового контроля и иные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

8. Положения настоящего Закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Статья 9. Государственная компания

1. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Республикой Южная Осетия на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании закона.

2. Законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

3. Имущество, переданное государственной компании Республики Южная Осетия в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено законом.

4. Государственная компания не отвечает по обязательствам Республики Южная Осетия, а Республика Южная Осетия не отвечает по обязательствам государственной компании, если законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

5. Государственная компания использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном законом, предусматривающим создание государственной компании.

6. В законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

7. Законом, предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании (далее – высший орган управления государственной компании).

В состав высшего органа управления государственной компании могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Республики Южная Осетия устанавливает порядок участия членов Правительства Республики Южная Осетия и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных компаний.

К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (далее – стратегия деятельности государственной компании), если иное не установлено законом, предусматривающим создание государственной компании;

утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной компании;

принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственный бюджет Республики Южная Осетия.

Законом, предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной компании вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности указанных комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

8. Годовая бухгалтерская отчетность государственной компании подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании.

Годовой отчет государственной компании, публикуемый с учетом требований законодательства Республики Южная Осетия о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной компании, иную предусмотренную законодательством Республики Южная Осетия информацию и быть утвержден не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Правительство Республики Южная Осетия вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной компании, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной компании размещается на официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или публикуется в республиканских периодических печатных изданиях с учетом требований законодательства Республики Южная Осетия о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной компании решения о его утверждении, если законом, предусматривающим создание государственной компании, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” должны быть размещены стратегия деятельности государственной компании, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной компании.

9. Инвестирование временно свободных средств государственной компании осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Республики Южная Осетия вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной компании, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной компании, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной компании, порядок их предоставления и раскрытия.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной компании, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной компании определяются высшим органом управления государственной компании. Высший орган управления государственной компании вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной компании.

10. Решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственной компанией в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

11. Орган, уполномоченный в сфере финансового контроля и иные государственные органы в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.

Статья 10. Некоммерческие партнерства

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено законом.

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Статья 11. Частные учреждения

1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с гражданским законодательством Республики Южная Осетия.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с гражданским законодательством Республики Южная Осетия.

Статья 12. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Республикой Южная Осетия для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Республики Южная Осетия полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, созданного Республикой Южная Осетия, в случае, если иное не установлено законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Южная Осетия или Правительства Республики Южная Осетия, осуществляются соответственно уполномоченным государственным органом исполнительной власти.

3. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами и уставом.

4. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с гражданским законодательством Республики Южная Осетия. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Республика Южная Осетия.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народа Республики Южная Осетия, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным законом.

5. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 31 настоящего Закона.

6. Для целей настоящего Закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Республики Южная Осетия. Виды такого имущества могут определяться органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении государственных служб и агентств, подведомственных этим органам, органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Республики Южная Осетия или Правительство Республики Южная Осетия, в отношении бюджетных учреждений, находящихся в их ведении.

7. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

8. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

9. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законами.

(Окончание в следующем номере.)