Закон Республики Южная Осетия

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия

(Продолжение. Начало в №136)

Глава III. Финансирование мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия

Статья 13. Источники финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия

1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия являются:

1) республиканский бюджет;

2) местные бюджеты административно – территориальных единиц Республики Южная Осетия;

3) внебюджетные поступления.

2. В целях обеспечения использования выделенных средств целенаправленно на мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия могут создаваться целевые бюджетные фонды в составе республиканского бюджета и бюджетов административно- территориальных единиц Республики Южная Осетия.

Статья 14. Основания предоставления льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

1. В целях привлечения дополнительных финансовых средств на сохранение объектов культурного наследия предусматривается специальная система льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.

Физические и юридические лица, являющиеся владельцами объекта культурного наследия на праве аренды и вкладывающие свои средства в работы по сохранению указанного объекта, предусмотренные статьями 39 -43 настоящего Закона, имеют право на льготы при установлении ставки арендной платы.

Характер и размер указанных льгот, порядок их предоставления определяются законодательством Республики Южная Осетия, а также нормативными правовыми актами местных органов государственной власти.

2. Некоммерческие организации, владеющие объектом культурного наследия на праве аренды, имеют право на компенсацию произведенных ими затрат или части затрат на работы по сохранению указанного объекта за счет включения установленной арендной платы в стоимость произведенных затрат.

Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды.

3. Физические и юридические лица, являющиеся собственниками объекта культурного наследия, включенного в Государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта республиканского значения, и производящие за свои средства установленные настоящим Законом необходимые работы по его сохранению, имеют право на компенсацию произведенных ими затрат. Размер компенсации определяется в соответствии с Законом Республики Южная Осетия «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия» на основании программы охраны объектов культурного наследия.

Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Республики Южная Осетия.

Глава IV. Государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, и единый Государственный реестр объектов культурного наследия

Статья 15. Единый Государственный реестр объектов культурного наследия

1. В Республике Южная Осетия ведется единый Государственный реестр объектов культурного наследия (далее – Реестр ), содержащий данные об объектах культурного наследия.

2. Реестр представляет собой банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов, методов и формы ведения Реестра.

3. Реестр является основным источником информации при создании земельного кадастра, градостроительного кадастра, иных банков данных или информационных систем, использующих (учитывающих) информацию об объектах культурного наследия и их территориях.

Статья 16. Порядок ведения Реестра

1. Ведение Реестра возлагается на государственный орган охраны объектов культурного наследия Республики Южная Осетия.

2. При регистрации объекта культурного наследия государственным органом охраны объектов культурного наследия в Реестр вносятся следующие данные:

1) регистрационный номер объекта культурного наследия, присваиваемый ему при регистрации данного объекта в Реестре;

2) сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в Реестр;

3) номер и дата решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в Реестр;

4) вид объекта культурного наследия;

5) наименование объекта;

6) время возникновения или дата создания объекта культурного наследия, даты основных изменений данного объекта и (или) дата связанных с ним исторических событий;

7) место нахождения объекта;

8) категория объекта;

9) описание особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для внесения его в Реестр и не подлежащих изменению (далее – предмет охраны);

10) описание границ территории объекта культурного наследия;

11) фотографическое изображение объекта культурного наследия.

3. Положение о едином Государственном реестре объектов культурного наследия утверждается Правительством Республики Южная Осетия.

4. Сведения, указанные в части два настоящей статьи, за исключением фотографических изображений ансамблей и достопримечательных мест, подлежат официальному опубликованию.

Статья 17. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр

1. Государственный орган охраны объектов культурного наследия Республики Южная Осетия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих историко-культурную ценность, рекомендуемых для включения в Реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

2. Объекты, представляющие историко – культурную ценность, в отношении которых вынесено заключение историко-культурной экспертизы о включении их в Реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в государственный орган охраны объектов культурного наследия Республики Южная Осетия, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 19 настоящего Закона.

3. Данные об объектах, представляющих историко – культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению утверждаются государственным органом охраны объектов культурного наследия. Указанные документы являются частью Реестра и подлежат бессрочному хранению.

4. Государственный орган охраны объектов культурного наследия или орган государственной власти Республики Южная Осетия, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (в дальнейшем – соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), в трехдневный срок направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 19 настоящего Закона, с предложением о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр .

5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия о решении органа государственной власти о включении данного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе включить данный объект в Реестр в течение десяти дней со дня принятия решения органом государственной власти.

6. Объекты археологического наследия относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка, на котором обнаружен объект археологического наследия, в течение трех дней со дня обнаружения данного объекта.

7. Включение выявленных объектов культурного наследия в Реестр осуществляется с учетом общественного мнения.

8. В Реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента событий, связанных с ними, прошло не менее сорока лет.

9. Включение объектов культурного наследия в Реестр осуществляется:

для объектов культурного наследия республиканского значения – Правительством Республики Южная Осетия по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия при согласовании с местными органами государственной власти Республики Южная Осетия. В случае угрозы утраты или нанесения невосполнимого ущерба выявленному объекту культурного наследия и при отказе местного органа государственной власти Республики Южная Осетия включить указанный объект в Реестр либо в случае включения в Реестр объекта археологического наследия согласование с местными органами государственной власти Республики Южная Осетия не проводится; для объектов культурного наследия местного значения – в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

Статья 18. Паспорт объекта культурного наследия

На объект культурного наследия, включенный в Реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается утвержденной Правительством Республики Южная Осетия формы паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектами культурного наследия.

Статья 19. Документы, представляемые для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр

Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия либо физическое или юридическое лицо представляет в орган государственной власти:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр;

2) заключение историко-культурной экспертизы;

3) сведения об объекте культурного наследия, указанные в подпунктах 4-11 части 2 статьи 16 настоящего Закона;

4) сведения о собственнике объекта культурного наследия;

5) сведения о владельце земельного участка, на котором расположен объект археологического наследия;

6) сведения о результатах публичного обсуждения вопроса о включении объекта культурного наследия в Реестр.

Статья 20. Особо ценные объекты культурного наследия

Правительство Республики Южная Осетия может принять решение о признании объекта культурного наследия республиканского значения, включенного в Реестр, особо ценным объектом культурного наследия народа Республики Южная Осетия.

Объект культурного наследия, состоящий в Реестре и включенный в Список Всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народа Республики Южная Осетия в приоритетном порядке.

Статья 21. Порядок внесения объектов культурного наследия в Список всемирного наследия

Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам Всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном международной Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.

На основании заключения историко-культурной экспертизы предложения о включении в Список всемирного наследия объектов культурного наследия из числа объектов культурного наследия республиканского значения и документация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направляются в Комиссию по делам ЮНЕСКО в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

Статья 22. Исключение объекта культурного наследия из Реестра

Исключение объекта культурного наследия из Реестра производится Правительством Республики Южная Осетия по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы и обращения соответствующего местного органа государственной власти Республики Южная Осетия в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Статья 23. Порядок изменения категории объектов культурного наследия

1. Изменение категории объектов культурного наследия республиканского значения производится Правительством Республики Южная Осетия по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия республиканского значения.

Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия республиканского значения, учитывается в Реестре как объект культурного наследия местного значения в случае согласия местного органа государственной власти Республики Южная Осетия, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

2. Изменение категории объекта культурного наследия местного значения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия.

Статья 24. Сроки принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр

Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе о включении такого объекта в Реестр должно быть принято органом государственной власти в срок не менее двух месяцев со дня поступления в государственный орган охраны объектов культурного наследия или в местный орган государственной власти Республики Южная Осетия, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 19 настоящего Закона.

Статья 25. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия

1. Граждане и юридические лица вправе получать в соответствующих органах охраны объектов культурного наследия информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в Реестр.

2. Порядок оплаты услуг по предоставлению информации, указанной в части первой настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.

Сведения, опубликованные в Реестре, или сведения, изложенные в заключении историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия, предоставляются безвозмездно собственнику объекта культурного наследия, внесенного в Реестр, собственнику выявленного объекта культурного наследия, а также собственнику земельного участка, в границах которого расположен объект культурного наследия, внесенный в Реестр.

Статья 26. Отличительные знаки и надписи на объектах культурного наследия

Соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны установить отличительные знаки и выполнить соответствующие надписи на объектах культурного наследия, включенных в Реестр. Надписи выполняются на государственных языках Республики Южная Осетия.

 

Глава V. Историко-культурная экспертиза

Статья 27. Историко-культурная экспертиза

1.    Историко-культурная экспертиза проводится в целях:

обоснования внесения объекта культурного наследия в Реестр;

определения категории объекта культурного наследия обоснования изменения категории объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из Реестра;

определения соответствия проектов зон охраны объектов культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемой землеустроительной, земляной, строительной, мелиоративной, хозяйственной и иной деятельности требованиям сохранения объектов культурного наследия, а также в случае отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народа Республики Южная Осетия или к объектам Всемирного наследия.

2. Заключение историко-культурной экспертизы может быть обжаловано в суд.

Статья 28. Принципы историко – культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза основывается на принципах:

1) научной обоснованности, объективности и законности заключений историко – культурной экспертизы;

2) презумпции потенциальной опасности для объектов культурного наследия любой намечаемой хозяйственной деятельности;

3) обязательности соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия при проведении историко-культурной экспертизы;

4) достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко – культурную экспертизу;

5) независимости;

6) гласности;

7) участия общественных объединений и религиозных организаций.

Статья 29. Объекты историко-культурной эксперизы

Объектами историко-культурной экспертизы являются:

1) объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Закона;

2) земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;

материалы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в Реестр;

3) материалы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из Реестра;

4) материалы, обосновывающие изменение категории объекта культурного наследия;

5) материалы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народа Республики Южная Осетия либо к объектам Всемирного наследия, либо к историко-культурным заповедникам;

6) градостроительная и проектная документация, градостроительные регламенты в случаях, установленных настоящим Законом;

7) документация, обосновывающая землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, которые способны оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия.

Статья 30. Финансирование и порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы

1. Историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.

2. Историко-культурная экспертиза проводится при условии оплаты заказчиком ее проведения в соответствии с договором о проведении историко-культурной экспертизы.

3. Организации и лица, которые могут привлекаться в качестве экспертов, порядок проведения историко-культурной экспертизы, порядок определения размеров оплаты историко-культурной экспертизы, перечень представляемых экспертам материалов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований, проводящихся в рамках данной экспертизы, определяются Правительством Республики Южная Осетия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 31. Заключение историко-культурной экспертизы

1. Заключение историко – культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

2. Заключение историко – культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в части первой статьи 30 настоящего Закона, а также для принятия решений по объектам историко – культурной экспертизы, указанным в статье 29 настоящего Закона. В случае несогласия с выводами историко – культурной экспертизы орган охраны культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия

Статья 32. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия

1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их уничтожения, разрушения, нарушения установленного порядка их использования и предотвращения других действий, причиняющих вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

2. Мероприятия по охране объектов культурного наследия включают в себя:

1) государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, и ведение Реестра;

2) проведение историко – культурной экспертизы;

3) согласование в случаях и в порядке, установленных настоящим Законом, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов и решений органов исполнительной власти и местных органов государственной власти об отводе земель и изменении их правового режима в соответствии с требованиями настоящего Закона;

4) контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия;

5) разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия выдачу в случаях, установленных настоящим Законом, разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

6) выдачу в случаях, установленных настоящим Законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

7) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

8) установку отличительных знаков и соответствующих надписей;

9) контроль за состоянием объектов культурного наследия;

10) иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Законом к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Статья 33. Зоны охраны объектов культурного наследия

1. В целях сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

2. Охранная зона устанавливается на территории, в границах которой применяется особый режим использования земель, запрещающий любое строительство и хозяйственную деятельность, в целях обеспечения сохранности данного объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, за исключением специальных мер, направленных на сохранение (регенерацию) историко – градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается на территории, в границах которой вводятся ограничения на новое строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующей застройки.

Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается на территории, в границах которой вводится режим запрещения или ограничения хозяйственной деятельности, нового строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, озера, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

3. Границы зон охраны объекта культурного наследия и режимы содержания данных зон (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народа Республики Южная Осетия и объектов культурного наследия Республики Южная Осетия, внесенных в Список всемирного наследия) утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия местным органом государственной власти Республики Южная Осетия по согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия республиканского значения, и в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия.

4. Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия и требования к режимам содержания зон охраны объекта культурного наследия определяются Правительством Республики Южная Осетия.

Статья 34. Особенности проектирования и проведения земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. Проекты проведения земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.

2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ, направленных на обеспечение сохранности данного памятника или ансамбля и (или) его территории.

3. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к застройке на территории достопримечательного места определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, включаются в правила застройки и вносятся в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с градостроительным законодательством Республики Южная Осетия.

4. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:

– для объектов культурного наследия республиканского значения – по согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия;

– для объектов культурного наследия местного значения в соответствии с законодательством и уставами административно-территориальных единиц.

Статья 35. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при производстве земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы производятся при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, представляющих историко- культурную ценность.

В случае обнаружения на данной территории при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, в проекты указанных земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены мероприятия по обеспечению сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в Реестр в порядке, установленном настоящим Законом, а действие землеустроительной, градостроительной документации и градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменения после включения выявленных объектов в Реестр.

2. До установления зон охраны объекта культурного наследия, внесенного в Реестр , указанных в статье 33 настоящего Закона, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории, непосредственно связанной с территорией указанного объекта культурного наследия, производятся при наличии в составе перечисленных выше работ мероприятий по обеспечению сохранности данного объекта культурного наследия, получивших положительные заключения историко – культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

3. Финансирование указанных в первой и второй частях настоящей статьи мероприятий по обеспечению сохранности обнаруженных объектов, представляющих историко-культурную ценность, либо объектов культурного наследия, производится за счет физических и юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ.

4. Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, указанных в первой и второй частях настоящей статьи, осуществляется по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 36. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, представляющих опасность для объектов культурного наследия

1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.

Исполнитель работ обязан проинформировать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия об обнаруженном объекте.

2. Указанные в части первой настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может представлять собой угрозу сохранности объекта культурного наследия, должны быть немедленно остановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

3. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, или угрозы сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объекта культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.

Работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, представляющего историко – культурную ценность, либо по изменению характера работ, представлявших собой угрозу сохранности объекта культурного наследия, осуществляются за счет средств заказчика работ, указанных в части первой настоящей статьи.

Статья 37. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

В случае угрозы сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в его зонах охраны ограничивается или запрещается в порядке, установленном местным органом государственной власти Республики Южная Осетия.

Статья 38. Контроль за состоянием объектов культурного наследия

Органы охраны объектов культурного наследия обязаны контролировать состояние объектов культурного наследия, включенных в Реестр, и проводить один раз в год обследование состояния и фиксацию объектов культурного наследия в целях разработки текущих и перспективных программ по сохранению данных объектов культурного наследия.

Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия

Статья 39. Сохранение объекта культурного наследия

Сохранение объекта культурного наследия включает в себя консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление для современного использования, а также научно – изыскательские и проектные работы, связанные с сохранением объекта культурного наследия.

Статья 40. Консервация объекта культурного наследия

Консервация объекта культурного наследия – комплекс научно-изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до наших дней облика указанного объекта.

Статья 41. Ремонт памятника

Ремонт памятника – комплекс научно – изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника, включенного в Реестр, без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Статья 42. Реставрация памятника или ансамбля

Реставрация памятника или ансамбля – комплекс научно – изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и сохранения эстетической и исторической ценности объекта культурного наследия.

Статья 43. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования – комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без нанесения вреда его историко – художественной ценности и сохранности, в том числе реставрация представляющих историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Статья 44. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при наличии письменного разрешения, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и под контролем указанного органа.

2. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдается:

1) для объекта культурного наследия республиканского значения -республиканским органом охраны объектов культурного наследия;

2) для объекта культурного наследия местного значения – в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с заданием, выдаваемым соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Задания на выполнение всех видов работ на объектах культурного наследия религиозного назначения выдаются с учетом мнения религиозных организаций.

4. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению проектно – изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Указанные лицензии выдаются в установленном законом порядке.

5. Работы по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Строительные нормы и правила применяются в работах по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения объектов культурного наследия.

6. Физические и юридические лица, ведущие разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами по сохранению данного объекта и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществляющие научное руководство указанными работами, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия комплект отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах.

8. Работы по сохранению объекта культурного наследия принимаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия как выполненные только вместе с комплектом отчетной документации в порядке, установленном республиканским органом охраны культурного наследия.

9. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Южная Осетия, разрешения («открытого листа») на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия сроком не более чем на один год.

10. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные и антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Республики Южная Осетия.

11. Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация подлежат передаче на хранение в государственный Архив Республики Южная Осетия в порядке, установленном Законом Республики Южная Осетия «Об архивном деле в Республике Южная Осетия».

Статья 45. Обязанности физических и юридических лиц по обеспечению режима использования территории объекта культурного наследия

Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Законом, земельным законодательством и иными законами Республики Южная Осетия.

Статья 46. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой исторической, научной, художественной, градостроительной или иной общественной значимости утраченного объекта культурного наследия и при наличии достаточных научных данных, необходимых для воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств республиканского бюджета принимается Правительством Республики Южная Осетия по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом исполнительной власти Республики Южная Осетия, с учетом общественного мнения, а также с учетом мнения религиозных организаций соответствующей конфессии в случае воссоздания объекта культурного наследия религиозного назначения.

Глава VIII. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия

Статья 47. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, включенными в Реестр, и выявленными объектами культурного наследия

1. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Законом, а также действующим в Республике Южная Осетия гражданским, градостроительным и земельным законодательством.

2. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в Реестр или выявленного объекта культурного наследия, учитывая невосполнимость утраты объекта культурного наследия.

3. Отнесение объекта культурного наследия к одной из категорий, установленных статьей 4 настоящего Закона, или изменение его категории не является основанием для прекращения права собственности на указанный объект культурного наследия.

Статья 48. Особенности пользования, владения и распоряжения земельным или водным участком, в пределах которого находится объект археологического наследия

В случае, если в пределах земельного или водного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного или водного участка пользуется, владеет или распоряжается принадлежащим ему участком с соблюдением условий, установленных настоящим Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.

Статья 49. Объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, собственности местных органов государственной власти

1. Отнесение объектов культурного наследия, включенных в Реестр, к республиканской собственности или к собственности местных органов государственной власти Республики Южная Осетия, осуществляется по соглашению между уполномоченным органом государственной власти Республики Южная Осетия и соответствующим местным органом исполнительной власти административно- территориальной единицы Республики Южная Осетия, на территории которой расположен объект культурного наследия.

До подписания данного соглашения объекты культурного наследия остаются в республиканской собственности.

2. Исключительно в республиканской собственности находятся объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народа Республики Южная Осетия.

3. Перечень объектов культурного наследия, находящихся в республиканской собственности и не подлежащих отчуждению, утверждается Правительством Республики Южная Осетия по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия.

4. Перечни объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из собственности местных органов государственной власти Республики Южная Осетия, утверждаются в соответствии с нормативными правовыми актами местных органов государственной власти.

Статья 50. Порядок и основания отчуждения объектов культурного наследия из республиканской собственности и собственности местных органов государственной власти

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия или восстановления художественной, архитектурной, градостроительной, исторической, научной или иной ценности объекта культурного наследия, находящегося в республиканской собственности или собственности местных органов государственной власти, по представлению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в период до 2014 года может осуществляться отчуждение из республиканской собственности и собственности местных органов государственной власти только тех объектов культурного наследия, которые разрушены более чем на сорок процентов.

2. Объекты культурного наследия, находящиеся в республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных во второй и третьей частях статьи 49 настоящего Закона, могут передаваться в собственность местных органов государственной власти Республики Южная Осетия в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.

Объекты культурного наследия, находящиеся в республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных во второй и третьей частях статьи 49 настоящего Закона, могут передаваться в собственность местных органов государственной власти, собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия.

3. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям, зарегистрированным в установленном законом порядке.

4. Объекты археологического наследия, объекты культурного наследия, состоящие в Реестре и включенные в Списки Всемирного наследия, историко-культурные заповедники являются собственностью Республики Южная Осетия и приватизации не подлежат.

5. Перечень объектов культурного наследия, находящихся в республиканской собственности и не подлежащих приватизации, порядок отчуждения объектов культурного наследия, находящихся в республиканской собственности, ограничения при приватизации объектов культурного наследия, находящихся в республиканской собственности, а также основы приватизации объектов культурного наследия, находящихся в собственности местных органов государственной власти, устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.

Продолжение в след. номере