Об утверждении Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпании политическим партиям и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях
На основании статей 50-55 Конституционного Закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия постановляет:
1.Утвердить Инструкцию о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпании политическим партиям и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях (прилагается).
2. Опубликовать Инструкцию в официальных государственных печатных изданиях РЮО.
3. Контроль за соблюдением норм Положения возложить на председателя Контрольно-ревизионной службы ЦИК РЮО К.Т. Карсанова.
Председатель ЦИК РЮО Б. В. ПЛИЕВА
Секретарь ЦИК РЮО К. И. АВЛОХОВА
Цхинвал, 14 апреля 2014 г.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний политическим партиям и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция издана в соответствии с требованиями Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» и регламентирует порядок и условия использования государственных средств массовой информации (далее – СМИ) для проведения предвыборной агитации.
1.2. Должностные лица, находящиеся на государственной службе и зарегистрированные кандидатами в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, не должны в период предвыборной агитации пользоваться преимуществом своего служебного положения для ограничения права других кандидатов на равные условия доступа к СМИ, а также использовать выступления, пресс-конференции и интервью по вопросам служебной деятельности для прямой агитации в пользу своей кандидатуры, критики предвыборных программ своих соперников.
1.3. Государственные СМИ, их должностные лица в период предвыборной агитации обязаны обеспечивать равные условия доступа кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия к СМИ, а также воздерживаться от проявлений какого-либо предпочтения тому или иному кандидату при участии его в агитационных предвыборных мероприятиях.
1.4. Кандидаты в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, политические партии, при проведении предвыборной агитации через СМИ несут установленную законом ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.
1.5. В настоящей Инструкции используются следующие термины:
предвыборная агитация через СМИ – деятельность граждан Республики Южная Осетия, кандидатов в депутаты Парламента РЮО, политических партий и других участников избирательного процесса по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов;
виды предвыборной агитации – выступление, интервью, пресс-конференция, “горячая линия”, дебаты, “круглый стол”, политическая реклама, показ телеочерков, видеофильмов (за исключением художественных) о кандидате;
выступление – личное обращение (монолог) кандидата в депутаты Парламента РЮО, представителя политической партии к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
интервью – ответы кандидата в депутаты Парламента РЮО, представителя политической партии, избирательного блока на вопросы, заданные им журналистами государственных СМИ в ходе личной встречи;
пресс-конференция – изложение кандидатом в депутаты Парламента РЮО, представителем политической партии предвыборной программы перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов;
«горячая линия» – ответы кандидатов в депутаты Парламента РЮО, представителей политических партий на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;
дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов в депутаты Парламента РЮО, представителей политических партий по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах партий;
«круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами в депутаты Парламента РЮО, представителями политических партий и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;
политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах в депутаты Парламента РЮО с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов;
информационная программа – телерадиопрограмма, периодически транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и новостях;
государственная телерадиокомпания – телерадиокомпания любой организационно-правовой формы, учредителем (соучредителем) которой является орган государственной власти;
периодическое печатное издание с государственным участием – печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого является орган государственной власти, государственное предприятие, учреждение, организация, либо издание, которое финансируется полностью или частично (на 15%) за счет средств бюджета Республики Южная Осетия;
II. Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний
2.1. Политические партии, выдвинувшие республиканский список кандидатов, зарегистрированные Центральной избирательной комиссией РЮО в установленном порядке, для проведения предвыборной агитации вправе использовать государственную телерадиокомпанию.
2.2. Установление порядка предоставления эфирного времени политическим партиям на каналах государственной телерадиокомпании и контроль за его соблюдением осуществляется Контрольно-ревизионной службой (далее КРС) при ЦИК РЮО в соответствии с законами о выборах и с учетом основных положений настоящей Инструкции.
2.3. Политические партии, участвующие в выборах депутатов Парламента РЮО, имеют право на предоставление им бесплатного и платного эфирного времени на каналах государственной телерадиокомпании на равных основаниях (продолжительность предоставляемого эфирного времени, время выхода в эфир, размер и порядок оплаты эфирного времени, иные условия).
2.4. Политические партии вправе получить платное эфирное время на каналах государственной телерадиокомпании.
2.5. Государственная телерадиокомпания должна публично объявить (декларировать) размер оплаты предоставляемого эфирного времени.
В период проведения выборов телерадиокомпания вправе устанавливать иной размер оплаты эфирного времени в случае изменения соответствующих государственных регулируемых цен и тарифов.
2.6. Основанием для предоставления политической партии бесплатного эфирного времени на каналах Государственной телерадиокомпании является письменное заявление уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока, на имя руководителя Государственной телерадиокомпании, представленное непосредственно в телерадиокомпанию.
2.7. Бесплатное эфирное время политическим партиям, выдвинувшим республиканский список кандидатов на каналах Государственной телерадиокомпании, предоставляется в соответствии с утверждаемыми Центральной избирательной комиссией РЮО графиками.
Графики предоставления эфирного времени с указанием вида предвыборной агитации, конкретной даты и времени выхода в эфир составляются руководством Государственной телерадиокомпании по результатам жеребьевок, проводимых Центральной избирательной комиссией РЮО среди уполномоченных представителей политических партий, в присутствии членов Центральной избирательной комиссии РЮО, представителей Государственной телерадиокомпании. Указанные графики утверждаются Центральной избирательной комиссией РЮО. После утверждения графика заявления кандидатов на предоставление им бесплатного эфирного времени телерадиокомпанией не принимаются и не рассматриваются.
2.8. Графики предоставления бесплатного эфирного времени политическим партиям подлежат обнародованию государственными СМИ бесплатно, не позднее, чем на второй день после утверждения графика ЦИК РЮО.
2.9. Отказ руководства Государственной телерадиокомпании в предоставлении бесплатного эфирного времени политическим партиям, нарушение установленного законом принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации заинтересованная сторона может обжаловать в ЦИК РЮО или в Верховный суд РЮО.
Указанные органы вправе обязать руководство телерадиокомпании предоставить партии гарантированное законом бесплатное эфирное время.
2.10. Политические партии в соответствии с согласованным с телерадиокомпанией видом предвыборной агитации в пределах предоставляемого бесплатного эфирного времени самостоятельно определяет форму, характер и содержание информации.
2.11. Возмещение расходов Государственной телерадиокомпании за предоставление бесплатного эфирного времени политическим партиям осуществляется из республиканского бюджета за счет их текущего финансирования.
2.12. Политическим партиям, выдвинувшим республиканский список кандидатов платное эфирное время предоставляется на основании заключенных с Государственной телерадиокомпанией договоров.
2.13. В договорах между политическими партиями и телерадиокомпанией на предоставление эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, а также другие условия. Оплата эфирного времени должна производиться до его предоставления. При непоступлении денежных средств на счет телерадиокомпании предоставление эфирного времени не допускается.
В случае, если политическая партия нарушит условия заключенного договора, телерадиокомпания вправе в установленном порядке расторгнуть с ним договор, а высвободившееся эфирное время продать или использовать по своему усмотрению при соблюдении принципа равных условий доступа партий к государственным СМИ.
2.14. Политическим партиям, выдвинувшим республиканский список кандидатов в депутаты Парламента РЮО, платное эфирное время предоставляется на каналах Государственной телерадиокомпании на основании заключенных между ними договоров с соблюдением всеми участниками избирательного процесса основных принципов, установленных конституционными законами РЮО о выборах. Расходы на оплату эфирного времени осуществляются из средств избирательных фондов политических партий.
2.15. Телерадиокомпании обязаны вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого политическим партиям на проведение предвыборной агитации, и по письменным запросам Центральной избирательной комиссии РЮО информировать его о предоставлении эфирного времени, а также направлять им копии соответствующих договоров.
2.16. Телерадиокомпании не вправе прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Не допускается прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, которая осуществляется бесплатно, оплаченной предвыборной агитацией, а также прерывать телерадиопрограммы с участием одних кандидатов, политических партий, избирательных блоков, телерадиопрограммами с участием других участников предвыборной агитации.
2.17. Телерадиокомпания назначает ведущих предвыборных телерадиопередач и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени или при заключении соответствующего договора.
Ведущий согласовывает с участниками передачи порядок ее проведения, следит за соблюдением согласованного порядка, предлагает кандидату, представителям политических партий, ответить на свои вопросы, а также на вопросы, поставленные другими участниками предвыборных телерадиопередач либо телезрителями, радиослушателями.
Ведущий во время проведения предвыборных телерадиопередач не вправе:
– нарушать согласованный с участниками передачи порядок ее проведения;
– ограничивать время выступления кандидата, представителя политической партии, если иное не предусмотрено порядком ведения передачи, согласованным с его участниками, либо, если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
– отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных телерадиопередач.
В случае нарушения кандидатом, представителем политической партии, требований законодательства о недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации ведущий вправе указать участнику передачи на противоправный характер его действий и напомнить о предусмотренной законом ответственности.
2.18. Участник предвыборных телерадиопередач обязан:
соблюдать выработанный порядок проведения передачи;
вести дискуссию в рамках этических и нравственных норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников передачи;
подчиняться обоснованным требованиям ведущего.
2.19. Политическая реклама, распространяемая политической партией, на каналах Государственной телерадиокомпании, должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата она распространяется.
2.20. Информационные программы телевидения и радио, отражая события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии. Включение политической рекламы в рекламные блоки внутри информационных программ, а также в иные рекламные блоки не допускается.
2.21. В случае, если телерадиокомпания предполагает показать выступление, интервью, пресс-конференцию, «горячую линию», дебаты, «круглый стол» не в прямом эфире, то запись программы производится в режиме прямого эфира в пределах установленного объема вещания.
III. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием
3.1. Политические партии имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади на страницах периодических печатных изданий, учредителями или соучредителями которых являются государственные органы Республики Южная Осетия.
3.2. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно, предоставляется в соответствии с утверждаемым Центральной избирательной комиссией РЮО графиком.
График предоставления бесплатной печатной площади с указанием вида предвыборной агитации, конкретной даты опубликования агитационных материалов партий, составляется редакцией печатных изданий по результатам жеребьевок, проводимых Центральной избирательной комиссией РЮО среди уполномоченных представителей политических партий, в присутствии членов Центральной избирательной комиссии РЮО, представителей редакций. Указанные графики утверждаются Центральной избирательной комиссией РЮО. После утверждения графика заявления от политических партий на предоставление им бесплатно печатных площадей на страницах периодических печатных изданий не принимаются и не рассматриваются.
3.3.Графики предоставления бесплатной печатной площади политическим партиям подлежат обнародованию государственными СМИ бесплатно, не позднее, чем на второй день после утверждения графика ЦИК РЮО.
3.4.Отказ руководства редакции периодического печатного издания в предоставлении бесплатной печатной площади политической партии, нарушение установленного законом принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации заинтересованная сторона может обжаловать в ЦИК РЮО или в Верховный суд РЮО.
Указанные органы вправе обязать руководство редакции предоставить кандидату гарантированное законом бесплатную печатную площадь.
3.5. Политическая партия в соответствии с согласованным с редакцией периодического печатного издания видом предвыборной агитации в пределах предоставляемой печатной площади самостоятельно определяет форму, характер и содержание информации.
3.6. Возмещение расходов периодических печатных изданий за предоставление бесплатной печатной площади политическим партиям осуществляется из республиканского бюджета за счет их текущего финансирования.
3.7. Политические партии, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, для публикации предвыборных агитационных материалов вправе на платной основе использовать периодические печатные издания с государственным участием.
В случае, если политические партии, используют учрежденные ими периодические печатные издания, то финансирование публикации предвыборных агитационных материалов в указанных печатных изданиях должно осуществляться через избирательные фонды политических партий, избирательных блоков.
3.8. Периодические печатные издания, предоставив за плату политической партии место на полосе, не вправе отказать другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех же условиях.
Данное положение не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, политическими партиями.
3.9. Основанием для публикации агитационных предвыборных материалов политической партии, является регистрационное свидетельство уполномоченного представителя политической партии, на имя руководителя редакции соответствующего печатного издания, представленное непосредственно в печатные издания.
3.10. Политическим партиям, газетная (журнальная) площадь за плату предоставляется соответствующими редакциями периодических печатных изданий на основании заключаемых между ними договоров. В договорах должны быть указаны следующие условия: вид и сроки публикаций, их объем, размер и порядок оплаты предоставляемых печатных площадей, другие условия. Расходы на оплату печатной площади, предоставленной политическим партиям, осуществляются из средств их избирательных фондов. Оплата должна производиться до предоставления места на полосе. При непоступлении денежных средств на счет печатного издания предоставление газетной (журнальной) площади не допускается.
3.11. Редакции периодических печатных изданий обязаны вести учет публикаций агитационных предвыборных материалов политических партий, и по письменным запросам ЦИК РЮО информировать их о предоставлении газетной (журнальной) площади, а также направлять им копии соответствующих договоров.
3.12. Политическая реклама, распространяемая политическими партиями, в периодических печатных изданиях, должна содержать четкое указание, в интересах какого кандидата она распространяется.
3.13. Политическая партия самостоятельно определяет форму предвыборной агитации и содержание агитационных материалов, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и СМИ. Изменение текста представленных материалов редакциями печатных изданий без согласования с авторами не допускается.
3.14. Периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, законов и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов от политических партий, избирательных блоков.
IV. Организация контроля, разрешение споров, ответственность
4.1. Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, установленного законами о выборах и настоящей Инструкцией, осуществляется КРС при Центральной избирательной комиссии РЮО.
ЦИК РЮО вправе образовать группы контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил поведения предвыборной агитации в СМИ. Состав группы формируется из числа членов ЦИК РЮО, в том числе и членов комиссии с правом совещательного голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Группа контроля рассматривает жалобы и заявления участников избирательного процесса, проводит плановые проверки состояния предвыборной агитации, готовит материалы на заседания ЦИК РЮО.
4.2. В случае нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации участниками избирательного процесса ЦИК РЮО вправе требовать от компетентных органов пресечения противоправной деятельности. ЦИК РЮО вправе обращаться в Верховный суд РЮО с представлениями об отмене решений о регистрации кандидатов в депутаты.
4.3. Центральная избирательная комиссия РЮО имеет право заслушивать доклады руководителей государственных СМИ о соблюдении требований выборного законодательства и настоящей Инструкции, и в пределах своей компетенции принимать обязательные для исполнения решения.
Руководители государственных СМИ обязаны представить ЦИК РЮО, группе контроля по их запросу в течение трех дней сведения об использовании кандидатами, политическими партиями эфирного времени и об объеме публикаций агитационных материалов.
4.4. В случае нарушения представителями государственных СМИ положений настоящей Инструкции руководители СМИ по мотивированному представлению ЦИК РЮО могут на период выборов отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции.
4.5. Политические партии и другие участники избирательного процесса могут обжаловать действия, нарушающие установленный законодательством и настоящей Инструкцией порядок проведения предвыборной агитации через СМИ, в ЦИК РЮО, а также в ВС РЮО.
4.6. Воспрепятствование свободному осуществлению кандидатами, политическими партиями права вести предвыборную агитацию, а также злоупотребление правом на ведение агитации, выразившееся, в том числе, в распространении сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, влечет дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Южная Осетия.