Комментарий Администрации Президента РЮО по поводу заявлений Председателя Парламента РЮО А.И. Бибилова, касающихся работы над проектом Соглашения о вхождении отдельных подразделений Вооруженных сил РЮО в состав Вооруженных сил РФ
В связи с заявлениями Председателя Парламента РЮО А.И. Бибилова, опубликованными на сайте «Эхо Кавказа» в статьях «Оппозиция торопит власти» (26.01.2016), «Все это срежиссировано в администрации президента» (30.01.2016), где звучат достаточно резкие, необоснованные обвинения в адрес Администрации Президента РЮО, разъясняем следующее.
Есть официальная позиция Министерства обороны РЮО по проекту дополнительного Соглашения о вхождении отдельных подразделений Вооруженных сил РЮО в состав Вооруженных сил РФ. Она в полной мере соответствует статье 2 Договора о союзничестве и интеграции с Россией, заключенного 18 марта 2015 г.
Есть значительно отличающаяся от нее позиция Комитета Парламента РЮО по обороне и безопасности. Она изложена в статье: «Вице-спикер Парламента РЮО Дмитрий Тасоев: Процесс подписания дополнительных соглашений к Договору тормозится вследствие неконструктивной работы по линии Министерства обороны» (официальный сайт Парламента 15.01.2016), а также в письме Председателя Комитета Парламента по обороне и безопасности Тасоева Д.Н. на имя Президента РЮО (исх. № 11 от 19.01.2016).
С учетом значимости вопроса обеспечения обороноспособности государства, в целях устранения имеющихся противоречий и выработки согласованного проекта Соглашения Президент РЮО Тибилов Л.Х. 19.01.2016 на основании пункта 15 статьи 50 Конституции РЮО обратился в Парламент РЮО с инициативой о созыве внеочередного заседания для обсуждения проекта с участием органов исполнительной власти.
Вопреки утверждениям о том, что «парламент не уполномочен обсуждать вопросы по дополнительным соглашениям с Россией на внеочередном заседании», отмечаем, что возможность предварительного обсуждения информации по проекту Соглашения о вхождении отдельных подразделений Вооруженных сил РЮО в состав Вооруженных сил РФ вытекает из действующего законодательства.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона РЮО «О международных договорах РЮО», в целях проведения единой внешнеполитической линии РЮО Парламент РЮО вправе запрашивать у Президента РЮО и Правительства РЮО информацию о готовящихся к подписанию международных договорах.
Соответственно, Парламент вправе рассматривать информацию о готовящихся к подписанию проектах соглашений и, тем более, при наличии обращения Президента РЮО.
В соответствии со статьей 7 данного Закона Парламентом РЮО представляются рекомендации о заключении международных договоров на рассмотрение Президента РЮО. Президент или, по его поручению, руководитель органа государственной власти РЮО в месячный срок дают ответ на рекомендацию.
Таким образом, на заседании Парламента РЮО с участием представителей Министерства обороны РЮО должна быть заслушана информация о ходе подготовки проекта Соглашения. После соответствующего обсуждения от Парламента ожидаются рекомендации о возможности либо невозможности одобрения проекта Соглашения в нынешней редакции.
В зависимости от рекомендаций работа над проектом Соглашения будет продолжена в том или ином направлении. Это позволит согласовать позиции исполнительной и законодательной власти по проекту Соглашения и даст импульс к завершению работы над ним.
Следует решить имеющиеся сложные вопросы на данном этапе, с тем, чтобы не переносить их на этап ратификации Соглашения в Парламенте, когда какие-либо коррективы будут практически невозможны.
Что касается утверждения Председателя Парламента РЮО Бибилова А.И. о том, что «в течение полугода почему-то Парламент никто не спрашивал про текст соглашения – обсудить или принести, показать, направить…», то, помимо прочего, оно, возможно, связано с тем, что к Бибилову А.И. не поступала объективная информация от соответствующих органов Парламента о ходе работы над проектом.
В связи с этим приводим хронологию работы над проектом и информирования Парламента РЮО.
Впервые рабочий проект Соглашения поступил от министерства обороны РФ в Министерство обороны РЮО 23 ноября 2015 г., после чего Югоосетинская сторона приступила к работе над Соглашением.
Проект Соглашения в тот же день был передан бывшим Министром обороны РЮО Яхновцом В.А. председателю Комитета Парламента РЮО по обороне и безопасности РЮО Тасоеву Д.Н., который является представителем от Парламента РЮО в рабочей группе, ответственной за подготовку Соглашения.
25.11.2015 Тасоев Д.Н. принимал участие в совещании Советов Безопасности РФ и РЮО с участием представителей правоохранительных органов и силовых структур РФ и РЮО, на котором обсуждался проект Соглашения.
04.12.2015 Югоосетинский вариант Соглашения был направлен Министерством обороны РЮО в адрес Министерства обороны РФ, а также Тасоеву Д.Н. (исх. № 582 от 04.12.2015).
15.12.2015 в Администрации Президента РЮО состоялось расширенное совещание членов рабочих групп по подготовке дополнительных соглашений с участием депутатов Парламента РЮО. На данное совещание был официально приглашен и Тасоев Д.Н. (исх. № 603 от 11.12.2015), однако для участия в совещании он не прибыл, кого-либо из представителей возглавляемого им Комитета Парламента по обороне и безопасности не делегировал.
22.12.2015 от Российской стороны в Министерство обороны РЮО поступил доработанный проект Соглашения. В целях его рассмотрения Парламентом РЮО он был направлен Председателю Парламента РЮО Бибилову А.И. (письмо Минобороны РЮО от 22.12.2015 № 610).
30.12.2015 предложения Югоосетинской стороны по проекту Соглашения направлены Министерством обороны РЮО в адрес Председателя Парламента РЮО Бибилова А.И. (исх. № 643 от 30.12.2015).
Об этих мероприятиях Председатель Парламента РЮО Бибилов А.И. был дополнительно проинформирован также письмом Администрации Президента РЮО за исх. № 646 от 31.12.2015.
Все указанные письма можно обнаружить в делопроизводстве Парламента РЮО.
Каких-либо ответов на них или предложений по содержанию проекта Соглашения в Министерство обороны РЮО не поступало.
Только 12.01.2016 на имя Президента РЮО поступило предложение Тасоева Д.Н. внести в Соглашение пункт о том, чтобы приравнять статус «участник боевых действий РЮО» к статусу «участник боевых действий РФ» и «приравнять статус ополченца 1989-1992 годов к статусу военнослужащего Российской Федерации». Данное предложение, будучи переданным в Министерство обороны РЮО, не было учтено рабочей группой ввиду того, что оно не относилось к предмету Соглашения.
19.01.2016 на имя Президента РЮО поступило письмо Тасоева Д.Н. о его согласии с текстом Российского варианта Соглашения и его приемлемости для подписания.
Вышеизложенное ясно свидетельствует о том, что Парламент РЮО регулярно и в полном объеме информировался о ходе работы по Соглашению и речи о какой-либо изоляции Парламента от участия в обсуждении быть не может.
Что касается утверждений о срежиссированности нынешней ситуации Администрацией Президента РЮО, отмечаем следующее.
Нормальный, хотя и сложный ход работы по проекту Соглашения был нарушен не Администрацией Президента, а публикацией на официальном сайте Парламента РЮО упомянутой статьи под названием «Вице-спикер Парламента РЮО Дмитрий Тасоев: Процесс подписания дополнительных соглашений к Договору тормозится вследствие неконструктивной работы по линии Министерства обороны».
В указанной статье руководство Министерства обороны РЮО прямо упрекается Тасоевым Д.Н. в «неконструктивной и упрямой позиции» и превалировании личных интересов при согласовании соглашения, а «первые лица Республики» упрекаются в «отсутствии жесткой политической воли по этому вопросу».
Такой выпад обнажил разницу в подходах к заключению Соглашения и потребовал выяснения позиции всего Парламента РЮО по данному вопросу, а не только мнения отдельного Комитета Парламента.
В дальнейшем, на фоне затягивания назначения даты заседания Председателем Парламента РЮО Бибиловым А.И. к нему обратились три из четырех лидеров политических партий, представленных в Парламенте РЮО. Это говорит только об их желании приступить к обсуждению вопроса.
Таким образом, инициатором напряженности в рассмотренной ситуации является отнюдь не Администрация Президента РЮО.
Надеемся, что после ознакомления с представленной информацией мнение Председателя Парламента РЮО Бибилова А.И. относительно хода работы по проекту Соглашения изменится и накал обсуждения снизится.
Мы рассчитываем на переход к конструктивному обсуждению проекта Соглашения и скорое завершение работы по нему.
Администрация Президента РЮО