Медоев: дипломат должен отстаивать интересы страны без лишней суеты

Интервью с главой МИД РЮО Дмитрием Медоевым ко Дню дипломатического работника, отмечаемого 28 мая в Южной Осетии

– Дмитрий Николаевич, каковы сегодня приоритеты югоосетинской внешней политики?
– Приоритетная задача МИД РЮО – защита интересов и обеспечение безопасности страны дипломатическими средствами, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мире. Основное направление внешней политики РЮО – российское. РЮО политически ориентирована на Россию, и мы будем дальше развивать тесные и дружественные отношения с РФ, укреплять и расширять интеграционные процессы. Будем стремиться к максимальной интеграции с РСО-Алания, ведь мы один народ, единое неразрывное целое. Одна из задач внешней политики РЮО – укрепление общеосетинского национального пространства. МИД РЮО находится в постоянном контакте с дружественными странами, признавшими независимость государства. С участием наших друзей ищем возможности для расширения нашего присутствия на международной арене. Будем углублять работу, направленную на создание благоприятного имиджа Юж-ной Осетии на международном уровне, оказывать активное содействие установлению и расширению международных контактов, организовывать встречи на различных уровнях и способствовать развитию связей в области культуры, здравоохранения, спорта и туризма.
– Почти 12 лет как между РЮО и РФ установлены дипломатические отношения. Каковы итоги развития межгосударственных отношений?
– За прошедшие годы между МИД РЮО и МИД РФ налажено тесное сотрудничество, ведутся межмидовские консультации на регулярной основе. Установлено эффективное взаимодействие с Посольством РФ в РЮО, обсуждаются текущие и перспективные вопросы взаимодействия. Проделана огромная работа по установлению полноценных межгосударственных отношений между РЮО и РФ, создана солидная договорно-правовая база, охватывающая практически все направления взаимодействия. Подписано более 10 межправительственных соглашений, охватывающих самые широкие сферы взаимодействия. Признав суверенитет Южной Осетии и Абхазии, Россия выступила надежным гарантом безопасности и мирного будущего народов двух республик. В этом отношении трудно переоценить значение заключенных межгосударственных военно-полити-ческих соглашений о сотрудничестве. Таких как например, по совместной охране государственной границы и фактическое создание единого пространства обороны. В свою очередь, события 2008 г. оказали существенное влияние на рост международного авторитета России и способствовали укреплению ее геополитических позиций на Кавказе. Высоко ценю и дорожу установившимися конструктивными и добрыми отношениями с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Общеизвестно, что в Осетии высоко ценят личный вклад Сергея Викторовича в укрепление и развитие двусторонних отношений между РЮО и РФ и признательны за неизменную поддержку в продвижении позиций РЮО на международной арене.
– Каковы перспективы расширения географии признания РЮО?
– Безусловно, мы работаем в направлении расширения числа стран, признающих независимость РЮО. Однако часто сталкиваемся с ожесточенным сопротивлением Грузии и ее партнеров – стран, имеющих свои интересы в регионе. Но Южная Осетия продолжает реализовывать политику открытости отношений с миром, работа по расширению международных контактов в различных регионах ведется постоянно. Такие приоритеты поставлены перед МИД РЮО Президентом Анатолием Бибиловым и мы намерены продолжать эту работу, процесс сложный, но настроены оптимистично.

– На днях мы отмечаем принятие Акта независимости РЮО…
– 29 мая – одна из важнейших дат новейшей истории Южной Осетии. 28 лет назад, после образования нашего Министерства, Верховный Совет Республики принял Акт о провозглашении государственной независимости Южной Осетии. Это было историческое решение, основанное на результатах референдума 1992 г. и безупречное с точки зрения международного права, которое диктовалось жизненной необходимостью и назревшим решением скорейшего формирования собственной государственности, как единственного средства защиты от грузинской агрессии и гарантии соблюдения прав и свобод народа Южной Осетии. Обратите внимание, в документе отмечено, что он принят, «исходя из смертельной опасности, которая нависла над РЮО в связи со злодеяниями, поставившими на грань вымирания ее народ и культуру, геноцидом осетин, с жестокостью и вероломством, осуществляемым Республикой Грузия в процессе распада СССР с 1989-1992 гг.» Прошедшие годы подтвердили правильность этого пути, и ярким свидетельством тому – международное признание РЮО.
– Как Вы оцениваете эффективность Женевских дискуссий?
– Почти 12 лет Южная Осетия и Абхазия на Женевских дискуссиях. Существенных прорывов нет, но мы не теряем надежду, что Грузия признает существующие реалии и перейдет от лозунгов к конструктивному диалогу, необходимый для налаживания нормальных отношений. Но, своими действиями грузинская сторона показывает, что в Тбилиси не заинтересованы и не готовы к диалогу. Грузия использует международные площадки и Женевский формат для политической пропаганды, а не для обсуждения и решения имеющихся проблем. Тем не менее, считаем диалог в Женевском формате необходимым и полезным, и выступаем за его продолжение.
– В связи с распространением COVID-19, удается ли МИД работать в полной мере, не замораживая развитие внешнеполитических связей?
– Пандемия COVID-19 оказала влияние на различные сферы жизни во всем мире, Южная Осетия – не исключение. Но МИД РЮО продолжило работу в штатном режиме. Препятствия и испытания, преодолеваемые нашей дипломатией в период ее становления, проходящее в тяжелых условиях военного и послевоенного времени послужили для нас прекрасной школой. Вместе с тем, опасность распространения COVID-19 внесла коррективы – часть сотрудников перешли на дистанционный формат деятельности. Приостановлены зарубежные визиты, различные международные переговоры, но работа продолжается и в таких условиях, и приносит много интересного.
– Вы, конечно, следите за новостями в СМИ. Предпочитаете читать газеты или на электронных носителях?
– В работе мы опираемся на весь арсенал имеющихся средств. С развитием интернета, информационных технологий редко увидишь человека с газетой в руках, исключая старшее поколение. Удобнее отслеживать новости в интернете. В повседневной жизни предпочитаю личное общение, пользуюсь перьевой авторучкой. Но, газеты еще поборются за свое существование, и не скоро потеряют актуальность, особенно официальные издания.
– Профессия дипломата трудна. Какую из командировок Вы бы назвали самой трудной?
– В моей дипломатической карьере было немало запомнившихся на всю жизнь моментов. Вспомнить все не получится, но, самая трудная командировка была в январе 2018 г. в Науру – дружественную страну, отмечавшей 50-летие независимости. Один только перелет из Владикавказа через Москву и Хельсинки, а далее в Гонконг и Фиджи составил 27 часов. Мы приняли участие в торжествах по случаю важной даты, и был подписан ряд важных документов с этой страной. Нас, как и делегации стран, принимали очень хорошо. Что касается нашей активности в мире, скажу, что в наши интересы входит налаживание контактов и поиск новых друзей не только в Океании, но и на американском континенте, в Европе и Африке, не говоря уже о странах СНГ, с которыми сохранились дружеские отношения по опыту совместного проживания в едином государстве. А отношения с Россией- главным союзником и партнером, остаются приоритетными для внешней политики РЮО.
– Случалось ли в Вашей практике такое, что Вам приходилось когда-либо повышать голос во время переговоров?
– Как известно, дипломатия – искусство возможного и надо заметить, что эта сфера деятельности требует непрерывности, постоянного участия в процессе международных отношений. Четкость мыслей, разборчивость, выдержка, аккуратность в словах и так далее – профессиональные отличительные черты дипработника. Что касается оппонентов, они зачастую представляют политического противника, поэтому дипломатический фронт имеет свою специфику убеждения. Одно могу утверждать однозначно – национальные интересы нашей страны и безопасность народа республики надежно защищены и МИД РЮО эффективно взаимодействует с коллегами в общей системе обеспечения противодействия внешним угрозам. Дипломатическое искусство – это, прежде всего, общение. Важно, чтобы дипломат обладал личностными качествами приятного, интересного собеседника, это помогает расположить к себе человека. Исключено, чтобы дипломат поддавался эмоциям и повышал голос, он должен уметь отстаивать интересы своей страны без лишней суеты.
– Дмитрий Николаевич, 28 мая – День дипломатического работника. Есть ли в МИД РЮО особые традиции отмечать профессиональный праздник?
– 28 мая исполняется 28 лет со дня образования Министерства иностранных дел РЮО. Традиционно этот день отмечается как День югоосетинской дипломатии. Хорошо помню 28 мая 1992 г, я был депутатом Верховного Совета 1-го созыва. Мы обычно собирались на сессии в условиях блокады, под непрерывными артиллерийскими обстрелами и принимали важные решения. В этот день, вместе с министерством внешних связей были образованы два комитета – государственной безопасности и информации. Воспользовавшись возможностью, поздравляю сотрудников и этих ведомств с профессиональным праздником. Этот день в Министерстве мы отмечаем по разному – так получается, но находимся на службе – работа превыше всего. Поздравляю всех осетинских дипломатов, ветеранов дипслужбы, желаю им здоровья, благополучия и новых свершений на благо РЮО. Мы все чувствуем большую ответственность перед страной и четко осознаем важность нашей работы, заключающейся в отстаивании интересов РЮО на международной арене.
Мадина БЯЗРОВА