В «офсайде»: как выжить бизнесу в условиях карантина?

Стремительно распространяющаяся по планете пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для мировой экономики. Даже ведущие страны не могут справиться с ситуацией и несут колоссальные экономические потери. Повсеместное закрытие госграниц, жесткие карантинные меры повлекли за собой нарушение торговых связей между государствами, снижение промышленного производства. Сильнее всего страдают туристическая отрасль и сфера услуг. Резко возросла безработица.

В Южной Осетии, согласно официальной информации, на сегодня не зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом. Власти республики в целях недопущения проникновения опасной заразы приняли комплекс упреждающих мер: закрыта граница с Грузией, ограничено передвижение и на госгранице с РФ. Введен карантин внутри республики, приостановлена деятельность многих торговых объектов, ряд учреждений перешли на дистанционный или сокращенный режим работы.
Нельзя сказать, что такие жесткие меры нанесли сокрушительный удар по нашей экономике. Республика не может похвастаться развитой промышленностью, агрокомплексом и туриндустрией. Впрочем, с набирающим обороты коронавирусным кризисом и те немногие реально действующие производственные предприятия могут оказаться на грани закрытия. А малый бизнес и сейчас весьма болезненно переживает ситуацию.
Газета «Южная Осетия» разбирается, какие отрасли экономики наиболее страдают от карантинных мероприятий.
Сельхозникам вирус нипочем
Как говорит министр сельского хозяйства Лев Пухаев, карантин не мешает проводить весенне-полевые работы. «Посевная кампания сейчас в самом разгаре. Заявок от фермеров поступило много. Особых проблем с доставкой посадочного материала из России не должно возникнуть», – сказал министр. В Постановлении Правительства об особом порядке пересечения госграницы РЮО через многосторонний пункт пропуска «Рук» указывается, что ограничения не распространяются на перевозки посевных и посадочных материалов, сельскохозяйственной химии.
Главной проблемой для аграриев республики, по словам министра, остается нехватка сельхозтехники. Старые тракторы регулярно выходят из строя. По этой причине ГУП «Ир-Агропромсервис» не успевает вовремя удовлетворять все заявки фермеров на выполнение механизированных работ.
Промышленность
Взоры, прежде всего, обращены на цхинвальскую швейную фабрику БТК -4, где трудоустроено порядка 500 жителей республики. Судя по сообщению пресс-службы компании, самое крупное в РЮО предприятие продолжает деятельность в привычном ритме, там соблюдаются все меры предосторожности. Определенные трудности в нынешних реалиях могут возникать из-за того, что заказы и сырье поступают из России, а готовые изделия отгружаются туда. БТК- 4 является филиалом российского холдинга легкой промышленности «БТК групп».
ГУП «Багиатский наливочный завод» работает на местном сырье, но для выпуска газированной воды требуется углекислый газ, который предприятие завозит из севера Осетии. Из-за перекрытия дороги завод две недели простаивал. Впрочем, дефицита любимой минералки потребители не почувствовали, благо у предприятия достаточно запасов готовой продукции.
Продолжают функционировать и некоторые другие заводы, хотя те, кто использует в производстве привозное сырье, может испытывать трудности с его доставкой и понесет убытки.
Месяц можно дотерпеть, но дальше…
Сложнее всего от ограничительных мер малому и среднему бизнесу. Он считается одним из главных двигателей экономики, но теперь, выражаясь футбольной терминологией, оказался в офсайде. В нашей республике малое предпринимательство почти полностью задействовано в сфере торговли и услуг. Многие объекты попали под действие карантина. Исключение составляют продуктовые точки, аптеки и магазины бытовой химии. Впрочем, трудности с пересечением границы с РФ, откуда завозится почти вся продукция и лекарства, создает немало проблем и этой категории предпринимателей. Магазины не наполняются товаром своевременно. Многие граждане запаслись гречкой, макаронами и туалеткой, но скоропортящиеся продукты, например, молочные, долгому хранению не подлежат. В них периодически ощущается дефицит.
Ресторанам, столовым и кафе работать разрешается только на вынос. Наложено табу на салоны красоты, магазины хозтоваров, канцтоваров, одежды, стройматериалов и др. Владельцев этих объектов под угрозой больших денежных штрафов обязали закрыться на замок. Впрочем, некоторые игнорируют требования, торгуют тайком.
Владелица небольшой торговой точки Лариса (имя изменено по просьбе респондента) в беседе с нами призналась, что вечерами отпускает товар клиентам, которые звонят ей на сотовый телефон. «Как отказать человеку, когда очень просит. Приходится действовать на свой риск. Чувствую себя какой-то преступницей. Недавно под вечер на минутку открылась, игрушку кто-то брал, а ощущение, будто наркотой торгую», – с иронией рассказывает цхинвальская бизнесвумен.
Алик открыл магазин не так давно, вложил в бизнес все свои накопления, да еще в долги залез, а тут такие «сюрпризы». Мужчина не знает, как в сложившейся ситуации будет расплачиваться с долгами. Он с пониманием относится к действиям по недопущению распространения опасной заразы, но находится в трудном положении. По его словам, закрытие части торговых точек кардинально на положение вещей повлиять не может, ведь люди в основном ходят в продуктовые магазины. «Нужно разрешить торговать всем, но, как в других странах, соблюдать определенные правила, – предлагает мужчина. – Можно впускать покупателей в магазин по очереди. Хотя и в этом нет необходимости, поскольку у нас нет супермаркетов, где толпится много народу. Непродовольственные магазины посещает не так много людей».
Предприниматели могут дотерпеть этот месяц, но крестятся, чтобы пандемия пошла на убыль и карантин не продлили. Не меньше обеспокоен персонал торговых объектов и общепита, оставшись на неопределенное время без работы, а значит, и без зарплаты. В отличие от работников госучреждений, за ними зарплаты не сохраняются.
Правительство на время карантина освободило субъектов МСП от платы за аренду госимущества. Однако многие занимают помещения у частных собственников. Каждый ли из них пойдет на такие уступки?
В этом случае доходов лишаются не только предприниматель и его работники, но еще и арендодатель. Положение явно безрадостное.
В России направляют внушительные суммы на поддержку бизнеса, в том числе на выплату зарплат временно оставшимся без работы людям. Они будут получать по 12 тыс. рублей в месяц на время действия карантина. Принимаются и другие меры господдержки.
Строительство
Не все радужно и в строительной отрасли. В нынешнем году высокой активности на стройках, как в предыдущие годы, пока не наблюдается вследствие карантина. На ряде объектов темпы работ снизились, на некоторых процесс приостановлен по причине задержек поставок материалов и нехватки специалистов, которые приглашаются из-за пределов республики.
Как отмечают в Минстрое, сроки сдачи объектов Инвестиционной программы никто не менял, но все зависит от продолжительности сроков карантинных мероприятий.
Ситуация с пандемией коронавируса сейчас настолько непредсказуема, что сложно делать какие-либо прогнозы.
А. БАГАЕВ