Бибилов: «Цнелис – это серьезный очаг напряженности»

Президент Южной Осетии принял сопредседателей Женевских дискуссий, которые приехали в Цхинвал для обсуждения предстоящего раунда дискуссий в октябре. Инициаторами встречи выступили сами сопредседатели.

Анатолий Бибилов дал высокую оценку переговорному формату и назвал его важной площадкой, на которой Южная Осетия доводит свою позицию до мирового сообщества и рассказывает о происходящих процессах.
«Южная Осетия готова сотрудничать и дальше в этом направлении. Но возникают некоторые вопросы. Основная цель дискуссий – подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы Грузии против Южной Осетии», – сказал Бибилов.
Что касается МПРИ, президент считает механизм эффективным и полностью оправдывающим свои цели, и потому они намерены и дальше работать в формате. «Будем создавать все условия для увеличения эффективности деятельности МПРИ. Надеемся, оперативно реагировать и решать вопросы между Южной Осетией и Грузией», – отметил он.
Бибилов подчеркнул, вопрос установления грузинской полицией незаконного поста на территории Южной Осетии в районе села Цнелис остается актуальным. Он напомнил международным дипломатам, что Южная Осетия не пошла на эскалацию напряженности, не применила силу, а решила нейтрализовать его политическими путями. «Этот вопрос поднимался и на Женевских дискуссиях. Его решение во многом зависит от вас – сопредседателей, и надеюсь, он решится», – сказал президент.
Сопредседатель от ЕС Тойво Клаар выразил благодарность Анатолию Бибилову за высокую оценку Женевскому процессу и подчеркнул, что дипломаты работают на эффективность переговоров. «Но финальный результат зависит от самих участников. Безусловно, вопрос неприменения силы – ключевой. Многие участники сделали заявления о неприменении силы. В контексте Женевских дискуссий необходимо совместно работать для общего понимания «неприменения силы». Вот почему мы большое внимание уделяем человеческой безопасности, безопасности людей на территориях. Известно, больше всего от конфликтов страдают люди, проживающие вблизи. И в этом ключе скажу, что есть разное понимание этого вопроса у разных групп, в т.ч. и у людей, проживающих в Ленингоре», – считает Клаар.
Касаясь Цнелисской ситуации, дипломат добавил, что они хорошо осведомлены, но «есть разные вопросы, и разрешать их необходимо тоже раздельно, для благо людей этой местности».

Бибилов заявил, что в Южной Осетии уделяют жителям районов одинаковое внимание. «У нас во всех районах одинаковые условия для проживания людей. Например, в Ленингорском районе, о котором больше всего говорите, мы построили новые дороги, благоустроили территорию, обеспечили все слои населения полным пакетом социальных льгот. Население Ленингорского района – это жители Южной Осетии, и неправильно говорить только о Ленингорском районе. В Цнелисе люди не могут спокойно ходить по своему селу, а вы говорите о пересечении границы для жителей Ленингорского района», – ответил сопредседателю президент.
Глава государства подчеркнул, что установление поста в Цнелис – это не безопасность населения, о которой говорят сопредседатели, а наоборот создание напряженности, Цнелис – это серьезный очаг напряженности.
По мнению сопредседателя от ОБСЕ Анники Сёдер, Женевский процесс и МПРИ направлены на облегчение условий, и вопрос Цнелис-Чорчана они пытаются разрешить. «Мы хотим помочь в решении проблемы людей, которые хотят пересекать границу. МПРИ – важный формат и необходимо продолжать правильный подход к формату, который есть у Цхинвала. В ближайшем будущем, возможно, не будет единой позиции у Цхинвала и Тбилиси касательно взглядов к административной линии. Мы как посредники, пытаемся прилагать усилия для улучшения жизни людей, пострадавших от конфликта. И в Женеве конструктивный и открытый диалог может снизить напряженность», – уточнила она.
Бибилов отметил, что если переговоры будут снимать очаг напряжения, то Южная Осетия готова работать больше. И возвращаясь к проблеме Цнелис, президент подчеркнул, что до установления незаконного грузинского поста на территории РЮО, ничего не предвещало напряженности.
«Это одностороннее решение Грузии. Если в течение 11 лет в Знаурском районе не было проблем, не было угрозы по отношению к жителям по обе стороны границы, то выставление поста на территории Южной Осетии – провокация. Более того, мы не предприняли необходимых мер, так как были уверены, что в рамках Женевских дискуссий до Грузии будет доведено неправильное решение, и они уберут пост. К сожалению, этого не сделано. Протяженность югоосетино-грузинской границы составляет порядка 345 километров, и Грузия, такую же ситуация может создать на любом ее отрезке», – сказал президент.

Глава государства сказал, что для лечения раны необходимо изъять занозу, и в данном случае в качестве занозы выступает пост в Цнелис, который не позволяет работать в полном объеме и в Женеве, и на МПРИ. «Почему мы не можем его решить – мне не понятно», – задался вопросом президент. Бибилов заявил сопредседателям, что именно благодаря присутствию на территории РЮО российских вооруженных сил и Погрануправления ФСБ России, Грузия не смогла осуществить свои планы в отношении Южной Осетии. «Россия является сдерживающим фактором. Для нас непонятно, когда Грузия говорит об оккупации. Яркий пример оккупации со стороны Грузии – это Цнелис. Вопросы, поднимающиеся на Женевской площадке, должны основываться на справедливости. Если будет справедливый подход, никаких проблем ни на границе, ни рядом не будет никогда», – считает он.
По мнению сопредседателя от ООН Джихана Солтаноглу, сопредседатели, как посредники, прилагают все усилия для достижения прогресса по ключевым вопросам. «Неприменение силы и международная безопасность – ключевые в формате дискуссий. И так как у каждой стороны свое видение и мнение, мы выступаем в качестве новаторов и ищем иные способы достижения прогресса. Рассчитываем на желание всех участников сотрудничать с нами в поиске инновационных путей для постепенного, но результативного решения вопросов, и параллельно ищем способы благосостояния жителей, проживающих на местах. Мы настроены на результативные дискуссии, чтобы хотя бы через год был прогресс», – пояснила она.
По словам Тойво Клаара, они хотят максимальный результат от переговоров и фокусируются не только на формальных диалогах, а прилагают усилия встретиться экспертам разных сфер, например медикам в свете пандемии коронавируса, и делиться опытом. «Но использование возможностей зависит от самих участников»,- пояснил он.
Президент поддержал предложение международного дипломата, подчеркнул что такая помощь больше всего сегодня нужна Грузии, где ситуация с пандемией остается очень сложной.
«В Южной Осетии достаточно спокойная эпидемиологическая обстановка, и мы готовы выделить врачей, чтобы поделиться опытом и помочь им в борьбе с вирусом. Наши врачи – профессионалы и полностью справляются с поставленными задачами в условиях пандемии и готовы поделиться опытом с грузинскими медиками», – сказал президент. Он добавил – большую помощь югоосетинским медикам оказывают российские коллеги.
По словам Бибилова, в Южной Осетии не сомневаются, что сопредседатели Женевских дискуссий делают все для спокойствия на границе между Южной Осетией и Грузией. «Мы видим вашу позицию. Но три основных вопроса дискуссий остаются нерешенными: подписание документа о неприменении силы, без вести пропавшие и Цнелис. И со стороны Грузии нет никаких шагов ни по одному вопросу. Если причина заключается в Южной Осетии, то пусть они озвучат», – сказал Бибилов.
Президент добавил, что исходя из заявлений общественных организаций, грузинских лидеров, от их поведения на границе, складывается ощущение, что Грузия живет в каком-то виртуальном мире, где для них война продолжается. «Мы уже 13 лет живем в мирное время, и до грузинской стороны необходимо довести – война закончилась и надо выходить на позицию добрососедских отношений, решать вопросы, чтобы на границе Южной Осетии и Грузии не создавалась напряженность. И мы делаем для этого все. Необходимо отходить от однобоких подходов в решении проблем, и прислушаться к сопредседателям, сконцентрироваться на решении проблемных ситуаций, в частности по Цнелису, и в случае необходимости применять другие рычаги давления», – сказал Бибилов.
По мнению Анники Сёдер, неформальные встречи в поддержку Женевского процесса способствуют продвижению нерешенных вопросов. «В поиске без вести пропавших трех молодых ребят со стороны Тбилиси проведена большая работа, мы на связи с генпрокурором Грузии, в Тбилиси организована межведомственная комиссия, и по нашей информации, на повестке дня комиссии находится вопрос выяснения судьбы молодых ребят, а также ситуация Цнелис-Чорчана. Каждый участник должен быть нацелен на решение вопросов», – заключил сопредседатель от ОБСЕ.
Алена ДЖИОТЫ