Исторический путь ОМОН был трудным

Сотрудники Отряда милиции особого назначения отметили 14 февраля свой профессиональный праздник. В этот день 28 лет назад, в 1992 году был создан ОМОН.

Однако история создания ОМОН началась раньше – с тяжелых событий начала 1990-х годов, когда вооруженные бандиты Гамсахурдиа пришли в Цхинвал, где произошла стычка с югоосетинскими защитниками напротив райкома партии. Тогда и возникла у Вадима Газзаева идея сформировать боевую единицу. Первоначальный личный состав ОМОН состоял из 13 человек.
Джемал Козаев, один из первых сотрудников ОМОН, рассказал нашей газете о создании структуры и поделился воспоминаниями.
«Говоря о становлении ОМОН, мы должны помнить вклад Вадима Газзаева. Сегодня эта структура по праву носит его имя. Он был очень жестким и справедливым человеком. До сир пор ОМОН живет его идеями. Газзаев был воспитанным, справедливым и человечным, но очень требовательным к себе и к подчиненным», – вспоминает о своем друге Козаев.
По его словам, в 1989 году все сотрудники ОМОН вначале работали в Цхинвальском городском отделе внутренних дел. «Все мы были сотрудниками правоохранительных органов – я, Вадим Газзаев, Алик Хубулов, Славик Джабиев, Аркадий Келехсаев, Гемир Цахилов, Владимир Санакоев, Феликс Джигкаев, Таир Кочиев и т.д.», – вспоминает боевых товарищей Джемал Козаев.
Цель создания ОМОН, по рассказу нашего собеседника, была очевидной и необходимой – сотрудники отряда защищали население как от внешнего врага, так и от внутреннего. В те времена сильно ухудшилась обстановка с преступностью.
«Иначе говоря, мы выполняли задачи милиции – сотрудников органов внутренних дел, и, как вооруженное подразделение – отражали внешнюю агрессию», – отметил Джемал Козаев. Вадим Газзаев и он окончили высшие учебные заведения по линии МВД, поэтому на службу они пришли готовыми офицерами.
Как он вспоминает, они работали на личном транспорте, потому как 90-е годы были тяжелые для Южной Осетии. У будущих омоновцев практически ничего не было. Им удалось приобрести два вышедших из строя бронетранспортера (БТР-60), когда Министерство обороны закупило списанную военную технику для нужд лесного хозяйства. На ремонт «новой» военной техники ушло два месяца, но сотрудники ОМОН добились своего и отремонтировали их.
Сначала ОМОН дислоцировался на территории Дубовой рощи, там, где ранее располагался пионерский лагерь. Именно по этой причине на эмблеме ОМОН значатся дубовые листья.
«Помню, как мы долго обсуждали создание эмблемы. Все предлагали разные варианты, среди них были: медведь, барс, тигр. Я напомнил, что барс есть на нашем государственном флаге, и предложил, чтобы на эмблеме были изображены горы, а внизу дубовые листья. Дуб означает силу, возраст, надежность», – считает Козаев.
Не было ни одной ночи, чтобы обошлось без вызова
Чтобы ОМОН функционировал и выполнял задачи, было достаточно людей. «Я тогда был заместителем по личному составу, Алик Хубулов начальником штаба, Феликс Джигкаев – казначеем. Каждый выполнял соответствующие его должности обязанности. Мы начали собирать оружие. Вадим Газзаев продал личный автомобиль за 4 тысяч рублей, 3 тысяч из них потратил на пулеметную башню для БТР, которую купили во Владикавказе. Вторую башню закупили здесь на месте», – рассказал Джемал Козаев.

В те годы не было покоя от мародеров. По словам Козаева, вызовы от граждан поступали каждую ночь, в том числе из районов Юж-ной Осетии. «Я знаю дома, семьи, к которым бандиты приходили грабить по шесть раз в сутки. Это были страшные времена, совершались серьезные преступления. Жизнь и здоровье мирных граждан находилось под угрозой», – напомнил он.
В начале 1990-х гг., в самый разгар грузино-осетинского конфликта, по воспоминаниям Козаева, в Цхинвале осталось всего 1500 бойцов, у кого имелось оружие. Жители Южной Осетии были в панике. Козаев предложил Вадиму Газзаеву проехаться по городу на своих бронетранспортерах с пушками, чтобы люди увидели, что у ОМОН есть оружие, и не боялись.
В ОМОН брали не всех
Со временем, как рассказал Джемал Козаев, больше молодых людей начали приходить на работу в ОМОН, коллектив расширился. Но зачисляли не каждого. Проходил отборочный конкурс, принимали только тех, кто служил в армии, учитывались человеческие качества новобранца.
«Так потихоньку «рос» ОМОН, но и времена стали тяжелыми, было много потерь, особенно в 1992 году во время военных действий. Полтора года наше подразделение не было официально оформлено, но свое дело мы выполняли. Все сотрудники хорошо справлялись со своими обязанностями», – пояснил Козаев.
14 февраля 1992 г. ОМОН, наконец, обрел официальный статус. Его вооружили, выделили военную технику, сотрудников обули и одели в соответствующую форму. Утвердили штат на 350 человек», – отметил он.
Как уточнил бывший омоновец, когда ОМОН узаконили официально, начался дополнительный набор сотрудников. Козаев поделился историей, о которой даже спустя столько лет вспоминал с улыбкой: «Помню, как в ОМОН пришла целая группа одноклассников, только окончивших школу. Я Вадиму говорю, что мы не имеем права их принимать, потому как они не были в армии. Но, он, подумав, ответил, что лучше им вступить в ряды ОМОН, чем стать бандитами», – рассказал он.
ОМОН в некотором смысле выполнял функцию и госохраны. Охраняли Тореза Кулумбегова, Людвига Чибирова. Помимо этого, они охраняли хлебопекарню, подъездные пути в Цхинвал. Также сотрудники отряда принимали активное участие в боевых действиях по отражению грузинской агрессии. Однажды в ходе очередного обстрела враг разбомбил здание ОМОН в Дубовой роще, тогда погиб один из сотрудников, Плиев. После этого случая отряд сменил место дислокации, обосновавшись недалеко от с. Тбет. По словам Козаева, в основном в ОМОН всегда служат молодые. Наверное, поэтому во время войны и погибли совершенно юные ребята.
«Я никогда не делю этапы грузино-осетинского конфликта. Ведь и в 90-е годы, и в 2008 году совсем еще молодые ребята сражались. Страшно, когда молодежь гибнет, не успев понять, что такое жизнь. Как можно не помнить Гришика Санакоева, который под пытками повторял «Стреляйте, я осетин». В Южной Осетии прекрасная молодежь, просто надо ее правильно направлять», – подчеркнул ветеран ОМОНа.
Дети войны
Самым важным событием Джемал Козаев называет признание Россией независимости Южной Осетии.
«Именно тогда народ вздохнул. Помню, как-то я ехал в Северную Осетию, и моя трехлетняя дочка попросила привезти белый хлеб. Представляете, не куклу или пла-тье, а белый хлеб. Вот такие времена были в 1990-е. Но, когда Россия нас признала, до нас дошло: все сделанное и пережитое было не зря», – признался Козаев.
Как считает Д. Козаев, до сих пор сила ОМОН заключается в его идейности. Со дня основания отряда не проходит дня без физической, боевой, специально-медицин-ской подготовки сотрудников. Омоновцы заняты с раннего утра, итак повелось с первого дня создания структуры. Он восхищается мужеством и героизмом, которые проявляли бойцы ОМОН на протяжении всего своего исторического пути.
Алена КИСИЕВА