/Нуждаетесь в помощи? Наберите 103!

Нуждаетесь в помощи? Наберите 103!

Скорая медицинская помощь – это важнейший вектор современной медицины. Человек в современных реалиях не мыслит себя без службы Скорой медицинской помощи. Каждый из нас звонит на 103, когда наше самочувствие резко ухудшается и создается реальная угроза жизни. Более того, мы не остаемся равнодушными, сталкиваясь с ситуацией, когда становится плохо постороннему человеку, или становимся свидетелями аварий, различных происшествий — и тоже набираем 103.

Зачастую от слаженной работы врачей скорой помощи зависит жизнь человека, когда счет идет на минуты. И потому в данной службе должны работать врачи, обладающие навыками оперативно разбираться в причинах болезни, мгновенно решать, какие лекарства и процедуры необходимы в той или иной ситуации. Врач скорой помощи сам принимает решение, оставить больного дома или доставить его в стационар при наличии на то оснований.

В целом работой службы скорой помощи в нашей республике население довольно. Наши бригады приезжают оперативно и оказывают помощь на месте профессионально. Кроме того, как говорят люди, не раз обращавшиеся к ним за помощью, у них всегда есть все необходимые лекарства. За последнее время расширили необходимое обследование больного на дому, например, внедрили ЭКГ-диагностику, глюкометрию.

О работе и своем видении развития Цхинвальской станции скорой медицинской помощи нашей газете рассказали советник Российской Федерации по вопросам здравоохранения в Республике Южная Осетия, профессор, доктор медицинских наук Игорь Галь и российский специалист по вопросам развития скорой помощи в РЮО Вадим Константинов.

Наши собеседники отметили, что в целом вызовов врачей скорой помощи по республике порядка 21-22 тысячи в год. «По городу за год бывает 17–18 тысяч вызовов. Существуют две станции скорой помощи – это центральная в городе Цхинвале и Ленингорская. Также при каждой центральной районной больнице находится отделение скорой медицинской помощи.

Расходы, помощь и развитие

«На сегодняшний день на одного жителя республики, согласно данным официальной статистики, приходится 0,4 вызова «скорой» в год. По программе государственных гарантий субъектов РФ по Кавказскому региону приходится порядка 0,35 вызовов. Стоимость одного вызова в РЮО составляет 1514 рублей, по сравнению с РСО-Алания это ниже на 25%», – говорит советник по вопросам здравоохранения. По его мнению, необходимо подробное и обстоятельное изучение этих показателей. Работа службы скорой медицинской помощи требует основательных финансовых инвестиций. Сегодня в одной смене югоосетинской скорой медпомощи работает 4 бригады – 3 взрослые и одна детская. В машинах достаточный перечень медицинского оборудования.

Что касается количества вызовов, то с 2012 года увеличения вызовов не происходит. Советник считает, что важно проанализировать финансирование по годам, наблюдается ли увеличение или уменьшение и как идет расходование финансовых средств на скорую медицинскую помощь.

«В ближайшем будущем планируем принять Программу государственных гарантий, в которой будут обозначены основные индикативные показатели. В соответствии с этим начнётся организационно-финансовый анализ деятельности службы скорой медицинской помощи и в целом сферы здравоохранения, что в свою очередь позволит проводить прогнозный анализ ресурсообеспечения видов медицинской помощи. Анализируя деятельность скорой медицинской помощи, прогнозировать открытие еще одной станции скорой помощи не представляется возможным», – подчеркнул Игорь Галь.

Другое дело, считает советник, необходимо досконально анализировать «дефектуру» вызовов: сразу ли поехала бригада на вызов, сколько времени прошло между получением вызова и выездом машины и т. д. Как отметил Игорь Галь, в Программу государственных гарантий включены такие индикаторы, как: прибытие бригады скорой помощи до места назначения, что составляет максимум 20 минут в городе и 30 минут до районов.

Роль диспетчера в неотложке

По мнению другого российского специалиста по развитию скорой и неотложной помощи в РЮО Вадима Константинова, служба скорой помощи обеспечивает выполнение этих нормативов в г. Цхинвале, а также существуют категории срочности вызовов.

Игорь Галь обратил серьезное внимание на то, что в деле работы срочности вызова большую роль играют и диспетчеры. «Например, звонит пациент и жалуется на головную боль. Боль может быть совершенно безобидной, а может быть и признаком инсульта. И поэтому диспетчер должен задать целенаправленные, наводящие вопросы, чтобы четко продумать и грамотно решить вопрос о срочности вызова. Введение таких понятий, как категория срочности вызова и разделение вызовов на неотложные и экстренные, должно осуществляться постепенно, параллельно с продуктивным обучением диспетчеров», — такую единую позицию высказали российские специалисты.

От вызова – до места пребывания

По мнению Вадима Константинова, в работе югоосетинской скорой помощи не наблюдается такого, чтобы в один и тот же момент поступили вызовы из нескольких адресов. «Бригады успевают выезжать на все вызовы без четкого разделения по категориям срочности и оказывать помощь больным. Каждое утро на станции скорой помощи начинается с анализа событий предыдущего дня. Все вызовы подробно анализируются», — отметил российский специалист.

В продолжение темы оснащения машин скорой помощи Игорь Галь рассказал, что в зависимости от комплектации существует три класса: машины класса А – автомобили, предназначенные преимущественно для транспортировки пациентов в нетяжелом состоянии; класса B – автомобили, предназначенные для проведения лечебных мероприятий силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе; класса С – реанимобиль-машина для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга самых тяжелых пациентов.

«Машины класса А находятся у нас в районах. Все четыре машины, на которых работают бригады скорой помощи в Цхинвале, относятся к классу В. У нас есть и две машины класса С, но они преимущественно используются для транспортировки больных в Северную Осетию и другие субъекты Российской Федерации», – уточнил советник.

Работа с населением…

Вадим Константинов считает, что необходимо работать с населением, разъяснять элементарные правила вызова врачей скорой медпомощи. «Диспетчер должен определить сложность предстоящей работы, задать наводящие вопросы, это не занимает много времени. Бригада до выезда уже составляет алгоритм действий, — что надо сделать, какие препараты потребуются. А часто врачи сталкиваются с непониманием со стороны пациентов и особенно их родственников, имеющих косвенное отношение к пациенту, оказывая психологическое давление на врачей», – подчеркнул В. Константинов.

По словам И. Галя, скорая медицинская помощь является самостоятельной медицинской специальностью, и подготовка персонала должна быть серьезной и целенаправленной в специализированных учебных заведениях России.

«Скорая медицинская помощь будет полноценным видом врачебной медицинской помощи. Силами профессорско-преподавательского состава Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова (ректор – академик РАН С.Ф. Багненко) мы провели в 2017 году профессиональную переподготовку, позволившую 16 врачам республики получить специальность «врач скорой медицинской помощи», соответствующий сертификат и юридическое право работать врачами скорой медицинской помощи», – подчеркнул Игорь Галь.

Алена КАЗИЕВА