Работы по строительству дорог в республике ускоряются

УЛИЦЫ БЛАГОУСТРАИВАЮТСЯ

Министерство строительства Южной Осетии ускоряет темпы работ по благоустройству улиц города Цхинвала. На данный момент наибольшую активность можно наблюдать на проспекте А.Джиоева. На остальных улицах, включенных в число пяти первоочередных, ведутся подготовительные работы, проводятся врезки, прокладывают кабель и др. Столь масштабно работы по замене коммуникаций и благоустройству на улицах города еще не проводились. Причем сейчас дорожники стараются делать все по правилам, не заполнять вырытые траншеи чем попало, а как полагается, соответствующими материалами. Участки улиц, где уже проведены новые трубы, сразу выравниваются и утрамбовываются тяжелой дорожной техникой, хотя раньше строители почему-то ждали, когда грунт утрамбуется сам по себе под колесами проезжающего автотранспорта. 

 «Началась выплата авансов за работы и на других улицах. До сих пор на них также проводились подготовительные мероприятия. Хотя работы на пр. Джиоева больше бросались в глаза, на других улицах шла не менее кропотливая и трудоемкая работа, чтобы затем пройтись по ним таким же широким фронтом, как по проспекту. Дорожники в ближайшие дни готовы непосредственно приступить к масштабному благоустройству остальных улиц, включенных в график. Мы будем ускорять работы, так как зима на носу, и мы можем делать только разводящие сети и врезки, но не благоустраивать улицы. Эти 5 дорог будут гарантированно благоустроены уже в этом году. Финансовые средства для этого имеются», – сообщила замминистра строительства Залина Цховребова.

Наращивание темпов было достигнуто, прежде всего, за счет привлечения большего числа рабочих и дорожной техники. В столице работают десятки единиц техники, в том числе малой, для проведения врезок. Наиболее крупные фирмы, например, «Марс-эр» и «Жилдорстрой», будут привлечены к асфальтированию главных улиц, а обустройство тротуаров оставлено мелким субподрядчикам.

В министерстве не скрывают, что 2012-й год для них является своего рода экзаменационным. Экзаменационным как перед руководством России, так и перед гражданами Южной Осетии, уставшими от бесконечной замены коммуникаций. «Нам надо доказать, что можем осваивать те средства которые нам выделяют, что никакого возврата средств, как в прошлом году, – не будет», – подчеркнула замминистра строительства.

Вместе с тем, как отмечают в Минстрое, помимо пяти улиц, работы будут вестись и на примыкающих к ним улицах. Окончательное благоустройство остальной части улиц столицы намечено на будущий год.

Проводится и ливневая канализация. Основная линия будет проложена до ул. Гафеза, а затем повернёт к очистным сооружениям. Другая линия проходит по ул. Миротворцев, переходит на Московскую и спускается к Новому мосту, где будет осуществляться сброс. На тех улицах, где уже проведена ливнёвка, ливнеприёмники пока закрыты во избежание засорения. Они будут введены в эксплуатацию после завершения благоустройства улиц.

Предстоит тяжёлая работа по замене большей части магистральных сетей, которые не были продолжены Южной дирекцией. Ещё более трудоёмкой задачей является подводка сетей к домам.

Параллельно прокладывается современная оптико-волоконная связь по всему городу. Везде, где улицы предстоит асфальтировать, пробрасываются связные каналы, по которым пройдет оптико-волоконная линия.

В своей работе строители сталкиваются с немалыми трудностями. Одна из них заключается в изобилии всевозможного рода труб и кабелей под землёй на ограниченном пространстве, поэтому значительную часть работ приходится выполнять вручную. Другая сложность вызвана отсутствием в республике собственной сырьевой базы для строительства, даже песок приходится ввозить из Владикавказа. Это приводит к увеличению расходов.

Первоначально у дорожников возникали серьезные проблемы с доставкой битума через российскую таможню, из-за чего не удалось своевременно положить второй слой асфальта на улицах Московская и Героев.

Работы по благоустройству города, несмотря на несомненное увеличение темпов, вызывают немало критики. Одни, исходя из опыта прошлых лет, не верят, что намеченные планы будут реализованы, другим не нравятся определенные новшества, например, проведение разделительной бордюрной линии по середине пр. Джиоева. Как нам сообщили в Минстрое, бордюрная линия проводится как элемент благоустройства – по нему будет проходить зеленый газон, это увеличит безопасность дорожного движения. Такая же линия пройдет и по центру улицы Героев. За комментариями по поводу проведения критикуемой разделительной линии на пр. Джиоева мы обратились и в Государственную автоинспекцию. Как нам сообщил начальник ГАИ Алан Джиоев, проведение подобных разделительных линий на улицах Ленина и Героев абсолютно оправданно, так как в результате значительно повышается безопасность дорожного движения. Более того, подобная мера неоднократно предлагалась югоосетинским ГАИ в прежние годы. Ширина разделительных бордюров, по словам Алана Джиоева, полностью соответствует ГОСТу. Со своей стороны, ГАИ МВД РЮО предлагает, с учетом проводимых работ на улицах Цхинвала, в соответствии с современными стандартами создать перед школами стоянки для автобусов.

ДОРОГИ В РАЙЦЕНТРЫ

Помимо столичных улиц, наращивание темпов работ происходит и на дорогах республиканского значения.

Строительство дороги Цхинвал-Знаур, протяженность которой составляет 30 километров, планируется завершить 15 ноября. Уже уложен нижний слой асфальта на 23 километрах из 30. Работы ведутся хорошими темпами, поэтому в Минстрое уверены, что смогут управиться в намеченные сроки и заасфальтировать знаурскую дорогу в два слоя к указанному сроку.

Активно началось и строительство сложной в техническом отношении трассы Гуфта-Квай-са, где помимо противооползневых и противопаводковых сооружений необходимо реконструировать два моста. Тендер на строительство этой дороги получила крупная строительная фирма «Марс-эр», которая в кратчайшие сроки перебазировала всю необходимую технику и рабочих в Южную Осетию, без долгой раскачки начав работу. Завершение намечено на будущий год, а в текущем, 2012-м, дорожники планируют полностью обустроить до 10 километров дороги из 35.

Кроме того, до конца 2012-го года будет заасфальтирована значительная часть серединной дороги Цхинвал-Ленингор. Речь идет о дороге, проходящей между приграничной и горной дорогами и имеющей наименьшую протяженность. Ее длина примерно на два десятка километров меньше других, поэтому, после полного обустройства, из Ленингора в Цхинвал можно будет добраться не больше чем за 60-80 минут. На данный момент на участке Дменис-Бикар ведутся масштабные работы по подготовке дорожного полотна под асфальт, которые должны быть завершены к 15 октября, осталось всего 25 процентов от общего объема работ. Только ГУП «Дорэкспострой» на своем участке задействовал более 20 единиц техники, а бригады дорожников работают почти без выходных.

Пока на этом отрезке дороги идут подготовительные работы, со стороны Ленингора уже ведется асфальтирование. На участке Бикар-Ленингор дорожники укладывают нижний слой асфальта. К 15 ноября планируется полностью сдать в эксплуатацию 42-киломметровый отрезок дороги с двойным асфальтным покрытием. Подрядные организации выдерживают разработанный график производства работ, правительство республики со своей стороны жестко контролирует соблюдение графика. Асфальтирование оставшейся части дороги планируется завершить в 2013 году. Тогда же появится возможность запустить комфортабельные рейсовые автобусы в Ленингор и села района.

Благоустройство улиц и строительство республиканских дорог по-прежнему остается проблемой номер один для населения Южной Осетии – как в столице, так и в районах. Именно этим объясняется пристальное внимание, которое уделяет этому вопросу президент Леонид Тибилов, совершающий частые инспекции по строящимся объектам, а также по главным дорожным артериям Южной Осетии, без обустройства которых невозможна ни устойчивая транспортная связь районов республики со столицей и друг с другом, ни эффективное решение социально-экономических проблем нашей страны.

Юрий ВАЗАГОВ