Дорога длиною в шесть лет

Дорога Цхинвал-Ленингор – это один из самых масштабных и амбициозных проектов строительства автомобильных дорог в Южной Осетии

Эпопея длиною в шесть лет – именно этим выражением можно охарактеризовать строительство дороги Цхинвал-Ленингор, соединяющий Ленигорский район Южной Осетии со столицей республики. О стратегическом значении этой дороги и о том, какую актуальность она имеет для жителей Ленингорского района и для республики в целом, было не раз сказано на различных политических и общественных площадках. Но мало кто отмечал уникальность самого проекта строительства данной автотрассы.

Дорога Цхинвал-Ленингор – это один из самых масштабных и амбициозных проектов строительства автомобильных дорог в Южной Осетии. Казалось бы, задача, поставленная изначально перед проектировщиками еще осенью 2008 года, была фантастическая. Но специалисты североосетинского проектного института ЗАО «ВладкавГИПРОДОРНИИ» сдали экзамен, можно сказать, на отлично проложив уникальный маршрут дороги, через сложный горный ландшафт, через три перевала, где самая высокая точка – 1600 метров над уровнем моря, более 70 км сложнейшего пути. Строительство данной дороги, как говорят многие специалисты, сопоставимо по сложности и значимости со строительством Транскама.

Главный инженер проекта Олег Гагиев вспоминает, в каких тяжелых условиях приходилось делать схемы, бульдозерами прокладывая маршрут будущей дороги. Но цель, как говорится, оправдывает средства. Наверное, именно поэтому это еще один и из самых дорогостоящих проектов на территории Южной Осетии. Изначально в проектно-сметной документации с учетом проектно-изыскательских работ на строительство дороги было заложено около 4,5 млрд. рублей. Согласитесь, сумма внушительная. Но, как показала практика, время уходило, деньги утекали, а конца строительства дороги так и не было видно. А все потому, что утвержденный тогда на Межведомственной комиссии (МВК) по восстановлению РЮО проект затем был передан ФГУ «Южная дирекция по реализации программ и проектов», к некоторым руководителям которого впоследствии у российских правоохранительных органов возникло немало вопросов. Неудовлетворительную работу на данном объекте показала и генподрядная строительная организация «Спецстрой России», качество работ которой оставляло желать лучшего.

Только благодаря принципиальной позиции нынешнего руководства республики в лице Президента Южной Осетии Леонида Тибилова и личному вмешательству заместителя секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Рашида Нургалиева, взявшего под свой контроль строительство данной стратегически важной дороги, удалось выправить ситуацию.

Еще в 2012 году Леонид Тибилов и Рашид Нургалиев в ходе первой рабочей поездки в Южную Осетию заместителя секретаря Совбеза посетили Ленингорский район республики. По итогам объезда и осмотра дороги, соединяющей столицу республики с районным центром Ленингор, было проведено рабочее совещание в селе Дменис, где совместно были приняты необходимые решения.

В Южную Осетию была направлена рабочая группа российских специалистов для анализа и совместных действий по оптимизации строительных работ на дороге Цхинвал-Ленингор. Благодаря этому были приняты оптимальные решения, которые позволили соответствующим югоосетинским ведомствам взять под жесткий контроль строительство данной автодороги и довести его до логического конца. За два года строители Южной Осетии смогли сделать невыполнимое.

То, что на сегодня строительство автодороги Цхинвал-Ленингор отвечает всем необходимым требованиям строительства, а благоустройство идет быстрыми темпами, отмечал и побывавший в Южной Осетии в текущем месяце секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, который вместе с Президентом Леонидом Тибиловым побывал в Ленингорском районе. В ходе этой рабочей поездки смог лично осмотреть дорожное полотно и ознакомился со строительным процессом.

Сегодня специалистам Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Южной Осетии и Комитета по дорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог республики, которые выступают заказчиками двух участков автодороги Цхинвал-Ленингор (Дменис-Бикар – Комитет по дорожному строительству, Бикар-Ленингор – Минстрой), пришлось приложить немало усилий, чтобы устранить последствия ущерба, нанесенного их предшественниками. Поменялась и генподрядная организация – строительство дороги было возложено на ГУП «Дорэкспострой» Южной Осетии, именно этой организации пришлось проделать огромный объем работ, она же впоследствии будет выступать и эксплуатирующей организацией.

Несмотря на такие позитивные изменения, но учитывая горький опыт прежних докладчиков, которые то и дело отчитывались о скором завершении строительных работ, вызвало иронию сделанное на очередном совещании по вопросам реализации Инвестпрограммы на 2014 г. заявление о том, что дорога будет сдана в эксплуатацию к концу ноября текущего года.

Я напросилась в очередную инспекционную поездку со специалистами Минстроя РЮО на Ленингорскую дорогу во главе с министром Эдуардом Дзагоевым. В душе кошки скребли, предвкушая всю тяжесть предстоящей дороги, где, как мне казалось, с начала года ничего не изменилось, та же пыль, грязь, гравий, кочки и, для сравнения, небольшие отрезки асфальтированной дороги в начале и конце пути.

Моему изумлению не было предела, когда мы только въехали на участок трассы Дменис-Бикар – ровное, сверкающее асфальтное покрытие, разметка, дорожные и сигнальные знаки, парапеты и бетонные ограждения, павильоны на автобусных остановках и дивной красоты природа, которую раньше из-за столбов пыль мы не замечали. В душе я с замиранием ждала, когда кончится эта красота и начнется бездорожье, но, к счастью, мои опасения не подтвердились – трасса была заасфальтированной и благоустроенной до самого поселка Ленингор, за исключением двух-трех небольших участков длиною в 10-50м., где пока идут водоотводные и укрепительные работы. Благодаря специалистам «Дорэкспострой», которые за короткое время сумели переломить ситуацию, показав на данном объекте высокий профессионализм и слаженную работу, сегодня мы с уверенностью можем сказать, что все эти работы также будут завершены в ближайшее время и трасса будет сдана в срок.

Как отметил в беседе с журналистами глава Комитета по дорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог Эдуард Гузитаев, сегодня приходится где-то экономить, чтобы завершить работы, которые до конца не сделали прежние организации. По его словам, «многих проблем можно было избежать, если бы в свое время мы имели возможность контролировать работу других организаций, прежде задействованных здесь».

Надо отметить, что лимит финансовых средств на завершение строительства двух участков дороги Цхинвал-Ленингор-Дменис-Бикар и Бикар-Ленингор, заложенных в Инвестпрограмму на 2014 г., составляет около 630 млн. рублей. Следовательно, сколько бы ни пришлось нынешним организациям устранять последствия работы прежних строителей, «освоивших» львиную долю заложенных на Ленингорскую дорогу средств, все работы должны уложиться именно в эту сумму.

Безусловно, в ходе поездки мы не раз останавливались на особо проблемных участках дороги, где из-за ранее проведенных дефектных работ приходится все делать заново, в частности, возводить дополнительные укрепительные сооружения, чтобы грунтовые воды и осадки не размыли дорожное полотно. К примеру, из-за некачественно выполненных работ, пришлось демонтировать и заново возвести около 140 метров опорной стены.

Главный инженер проекта отметил, что «работы идут в соответствии с проектом, тем не менее, нельзя предугадать как поведет себя грунт». Именно из-за неустойчивости грунта сегодня приходится возводить дополнительные инженерные сооружения, укреплять кюветы, сооружать водостоки и водоотводы, прокладывать по всей трассе сливные трубы больших диаметров. К счастью, благодаря ответственному подходу нынешней генподрядной организации вся это работа уже практически позади. Больше всего проблемных участков дороги во время паводков при обилии грунтовых вод выявлено на отрезке трассы Бикар-Ленингор, где уже сейчас завершаются работы по ликвидации данных проблем. Кроме того, весенние паводки показали, насколько мощный поток воды обрушивается на русла казалось бы небольших рек, где также пришлось сооружать дополнительные опорные сооружения и укреплять возведенные мосты, которых на трассе было построено пять.

Эдуард Дзагоев отметил, что для завершения всех работ осталось меньше месяца, и обязал подрядные организации завершить их в срок. «Нужно актировать все дополнительные работы и оформлять их, сопровождая необходимой технической документацией, при этом не меняя общей сметной стоимости, так как расход финансовых средств не может превысить лимит». Министр отметил также, что необходимо облагородить обочины на некоторых участках трассы, без этого работа считается незаконченной и никто его не примет.

Таким образом, можно сделать вывод, что дорога длиною в шесть лет подходит к своей финальной точке. И уже сегодня мы имеем современную, благоустроенную, оснащенную необходимой дорожной инфраструктурой и соответствующую нормам безопасности трассу Цхинвал-Ленингор. Без сомнения, теперь уже поездка в Ленингор не будет казаться столь удручающей, учитывая, по какой комфортной трассе придется ехать и какую дивную природу созерцать.

Алёна ТЕДЕЕВА