Завтра исполняется 164 года со дня рождения Коста Хетагурова – великого осетинского поэта, драматурга, публициста и художника. Хетагуров прожил тяжелую жизнь, но он оставил после себя огромное творческое наследие и вошел в историю как основоположник осетинского литературного языка.
Будущий поэт родился 15 октября 1859 года в с. Нар Северной Осетии в семье офицера российской армии. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но боготворил». А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику было два года. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии. Здесь он впервые познакомился с творчеством русских писателей, начал заниматься живописью, писать стихи. В 1881 г. К. Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился до 1885 года. Годы учебы в северной столице сыграли большую роль в формировании Коста Хетагурова как поэта и революционного демократа. Он был связан с тайными молодежными кружками, деятельность которых была направлена против существующего строя. Окончить Академию художеств Коста не удалось из-за бедственного положения. Он возвращается на Кавказ и до 1891 года живет и работает во Владикавказе. Пишет стихи, поэмы, публицистические статьи, которые печатаются не только в кавказских газетах, но и в периодических изданиях столицы. Поэт разоблачает колонизаторскую политику царских властей, выражает сокровенные мысли и чувства народа, зовет его к борьбе за свободу. За это К. Хетагуров подвергался постоянным преследованиям со стороны Терской администрации.
Во Владикавказе он прожил почти шесть лет. Коста работал и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно-музыкальные вечера, изредка печатал свои произведения в ставропольской газете «Северный Кавказ». Коста как организатор борьбы за осетинскую школу был выслан по распоряжению начальника Терской области за пределы родного края сроком на 5 лет.
В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско- Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта.
…Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти два года. Только в феврале 1893 года ему удалось перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем интенсивной творческой и общественной деятельности поэта. За четыре года он превратился в видного литературного деятеля своего времени. Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».
В июле 1897 года Коста Хетагуров заболел. Операция прошла удачно, но туберкулез не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. Шесть месяцев он не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где продолжил лечение.
В. И. Абаев исследователь жизни и творчества поэта, писал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов». Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.
26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа.
В декабре 1901 г. Коста окончательно переехал во Владикавказ. Он принимал деятельное участие в местных культурно-просветительских мероприятиях, занимался живописью, публицистикой, продолжал работу над поэмой «Хетаг», пытался открыть школу рисования для одаренных детей, предполагал взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными…
Конец 1903 года Коста, больной и одинокий, провел в неотапливаемой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра.
Летом за ним приехала сестра и увезла в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце.
Писал поэт на русском и осетинском языках. Первый сборник его русских стихов вышел в 1895 г. в Ставрополе.
В 1899 году во Владикавказе была издана его знаменитая книга «Ирон фандыр» («Осетинская лира») стихи, написанные на осетинском языке. Эта книга, по меткому выражению Нафи Джусойты, «самое полное и самое блестящее проявление духовных сил, художественного гения осетинского народа».
«Ирон фандыр» – единственная книга стихов поэта на осетинском языке. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, – в Осетии в ту пору не было периодической печати, поэтому стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.
Произведения К. Хетагурова неоднократно издавались и переиздавались как на осетинском, так и на языках многих народов России и за рубежом.
В 1959-61 гг. издательство АН СССР выпустило собрание сочинений поэта в 5 томах. Это наиболее полное издание литературного наследия Коста Хетагурова.
Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.
Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.). Свое внимание он сосредоточил на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах. Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.
Подготовила К.БАГАЕВА