Приходилось ли вам когда-нибудь присутствовать на концерте оркестра народных инструментов Цхинвальского музыкального училища?
Впечатления самые яркие, остаются в памяти надолго и радуют сочным послевкусием. Сначала принимаешь слаженную игру оркестра как нечто само собой разумеющееся. Только затем понимаешь, до чего органично звучали все инструменты, и неважно, исполнялись ли обработки народных песен, танец, или пьеса маститого композитора. Это готовые «кирпичики» – номера, из которых складывается грандиозная концертная программа. Воистину, кропотливый труд, и, самое главное, востребованный и заслуживающий многих оваций, громких и благодарных.
Этот мобильный коллектив учащейся молодежи отделения народных инструментов Цхинвальского музыкального училища им. Ф. Алборова давно завоевал сердца любителей и знатоков народной музыки в академическом исполнении. Из года в год сохраняется высокая планка обучения игры на разных музыкальных инструментах, заданная основателем и первым директором Феликсом Алборовым, блистательным композитором и педагогом.
Справедливости ради надо отметить, что еще до основания музыкального училища как учебного заведения, готовящего молодых специалистов востребованных в Южной Осетии в области музыкальной культуры в разных ее сферах, эту работу, правда, не выдавая дипломов, проделал знаменитый педагог, ученый фольклорист Борис Галаев (Галати Аслан-Гирей). Осетинское музыкальное искусство развивалось благодаря и огромному вкладу, который внес Борис Галаев в музыкальное воспитание и образование осетинской молодежи. Без преувеличения, названный «музыкальным руководителем» Южной Осетии, он заложил тот самый фундамент, на котором впоследствии воспитывались многие поколения детей Южной Осетии. Борис Галаев оставил потомкам в виде нотно-поэтического сборника монументальный труд, где были собраны лучшие образцы народных песен под названием «Осетинские песни», изданный еще в середине прошлого века. К его заслугам относятся открытие первой музыкальной школы в Южной Осетии, создание академических хоров в различных учебных заведениях, оркестра народных инструментов, им был создан Государственный ансамбль песни и танца Юго-Осетии «Симд» и многое другое.
Отделение народных инструментов было открыто в Цхинвальском музыкальном училище в 1977 году уроженкой Дальнего Востока Людмилой Рыбалко. В 1980 году при ее активном участии был сформирован оркестр народных инструментов и студентов музучилища. Вся творческая и педагогическая работа легла нелегким бременем на хрупкие плечи этой воистину легендарной женщины. Тонкий музыкант, великолепный исполнитель, человек, фанатично влюбленный в свою работу, Людмила Рыбылко за короткий срок создала грамотный и профессиональный коллектив, который с довольно приличной программой выступал на многих государственных и иных мероприятиях. Отделение народных инструментов Цхивальского музыкального училища почти за сорокалетнюю профессиональную деятельность охватило своими выпускниками обе части Осетии. Можно сказать, что у нас имеется своя профессиональная лаборатория, которая соответствует высоким требованиям мастерства и исполнительства на разных музыкальных инструментах не только в России, но и далеко за ее пределами. Совсем недавно Сармат Дудаев стал лауреатом и призером крупного международного конкурса в Санкт-Петербурге. Отметим только, что в конкурсной программе были заявлены лучшие исполнители со всего мира. На прошедшем конкурсе им. Ф. Алборова Гран-при получил также выпускник отделения народных инструментов, лауреат конкурсов и фестивалей Мурат Плиев. Можно перечислить еще несколько имен: Л. Качмазова, М. Усович, Ж. Цховребова, Э.Ходов, Г. Догузов, С. Джиоев, В. Маргиев. Но это короткий перечень выпускников музыкального училища, востребованных в своей профессии.
Профессиональные коллективы народно-песенного творчества и национального танца по праву могут гордиться своими музыкантами – выпускниками отделения народных инструментов. В настоящее время на факультете преподают зав.отделением заслуженный деятель культуры Тина Кумаритова, заслуженные артистки РЮО Нина Валиева, Агунда Кудзиева, педагог Жанна Гатикоева и другие.
После безвременной кончины Людмилы Рыбалко навыкам профессионального мастерства по классу аккордеона обучает Тина Кумаритова, а по классу домры Агунда Кудзиева. К сожалению, пока нет факультета преподавания игры на осетинской гармошке.
Очень интересны и другие народные музыкальные инструменты дыууадæстынон фæндыр, кисын фæндыр, уадындз, далафæндыр и др. О полноценной работе отделения народных инструментов мечтал и Феликс Алборов, автор большого труда «Музыкальные инструменты осетин». Он владел отличной коллекцией старых и архаичных музыкальных инструментов. Некоторые были восстановлены по его эскизам собственноручно. Интерес к учебе на отделении народных инструментов со временем не ослабевает, очевидно, что не все учащиеся этого отделения взойдут на «большой корабль» музыкального искусства, но определенно станут носителями той культуры, которой гордились Б.Галаев, Ф.Алборов, Д.Хаханов, Ж.Плиева и многие другие. Присутствуя на концертах народной музыки, мы становимся очевидцами и свидетелями мастерства новых и новых лиц, в руках которых запоет аккордеон и возвеличится домра. Ритм, строй, звук и другие профессиональные секреты отойдут на второй план, останется желание слушать и быть причастными к национальному искусству, творить доброе и вечное.
Тамара КОТОЛОВА