Поэма Коста в творчестве Д.Хаханова
Осетинские песни, сказки, мифы и легенды, эпос далекой старины стали для Коста Хетагурова богатейшим источником вдохновения. Известно, что с. Нар, откуда родом Коста Хетагуров, считается очагом и хранителем древних обычаев и обрядов. Старики нарцы пользовались всенародной славой во всей Осетии. Считалось, что нарцы лучше других хранили фольклор. Коста Хетагуров, по признанию самого поэта, не раз пользовался собранным фольклорным материалом своего отца Левана Хетагурова. В исторических архивах Северной Осетии и поныне хранится тетрадь отца великого осетинского поэта с записями о старинных обычаях и преданиях. Позже, приезжая в родной Нар и другие селения Осетии, Коста не упускал возможности побывать на Ныхасе, где как известно, исполняли свои произведения певцы и сказители. Поэт и сам не раз это утверждал.
«Преданье я черпал из тысяч уст,
А памятник цел и поныне
Священная роща, иль «Хетага куст»,
Стоит в Куртатинской долине».
Так напишет Коста в начатой им поэме «Хетаг». Хорошо знакомый с детства с легендами о Хетаге (жители с. Нар, в том числе Хетагуровы, считают его своим родоначальником), поэт, будучи больным начнет работу над поэмой, опираясь именно на народный фольклор. Он и сам нередко использовал любимое выражение нарцев: «Хетæджы Уастырджи де ‘мбал æмæ дæ фæдзæхсæг». (Да будет Уастырджи Хетага твоим другом и покровителем). До нас дойдет немало черновых вариантов поэмы «Хетаг». Интересно, что начав ее на русском языке, он сделает следующий подзаголовок: «Начало никогда не имеющей быть оконченной поэмы», и далее:
Читатель! Собираюсь поведать тебе
Старинную повесть о славном
И доблестном предке, стяжавшем себе
Бессмертье в потомстве забавном.
Обращаясь к народному творчеству в поэме «Хетаг», Коста Хетагуров, тем не менее, отходит от народной поэзии. Вводит новые бытовые картины (пиршества, танцы, песни), обогатит романтической линией (любовь Хетага к красавице Габахан), использует мотивы героизма и отваги Хетага в борьбе с иноземцами. По мнению исследователей, смерть поэта прервала, возможно, одну из самых больших замыслов художника, для изображения исторического прошлого Осетии. Не одно произведение Коста Хетагурова воплотилось в нотных партитурах осетинских композиторов. Многообразие жанров, которое используют композиторы – маститые и начинающие, весьма обширно. Оперы, симфонии, романсы, песни, балет, – таково жанровое разнообразие произведений Коста Хетагурова в осетинской музыкальной культуре.
К числу тех, кто неоднократно обращался к творчеству великого осетинского поэта, талантливый осетинский композитор Дудар Хаханов. Вдохновленный сюжетом поэмы об историческом прошлом Осетии, Дудар Хаханов пишет красочную, пластически выразительную музыку к балету «Хетаг». Так же, как и в поэме, в сюжете переплетены две линии. Борьба народа с нашествием татаро-монгол и любовь Хетага к Габахан. Многоплановая и в то же время цельная драматургия насыщена разнохарактерными эпизодами. Психологические зарисовки и портреты главных героев чередуются со сценами боевых сражений и народных празднеств. Драматически острая поэма «Хетаг» Коста Хетагурова выразительна в музыке Хаханова. Красивая тема любви, схожая с наигрышем танца – приглашение «Алагирæг» проходит через весь балет. Национальная характерность музыки, использование танцевального метроритма осетинских наигрышей и плясок сыграют важную роль в создании балета «Хетаг».
Первая постановка первого осетинского балета осуществилась в Северной Осетии в 1979 г., балетмейстером-постановщиком был А.Закалинский – народный артист Осетии. Главную партию блистательно исполнила солистка Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева. Постановкой дирижировал Павел Ядых, личность яркая и неординарная, которому Д.Хаханов посвятит восьмую из одиннадцати симфоний.
Так народный фольклор утвердился в поэме Коста, которая в свою очередь стала источником вдохновения для создания первого осетинского балета «Хетаг» в творчестве осетинского композитора Дудара Соломоновича Хаханова.
Тамара КОТОЛОВА