Осетинские песни

В осетинском народном творчестве существует огромное количество героических песен, которые в музыкальном фольклоре играют важную роль.

Систематизацией и нотированием такого материала занимались выдающиеся личности из горской интеллигенции, такие как Ахполат Аликов, Андрей Тотиев, Петр Мамулов, Борис Алборов, Борис Галаев и другие. Известно, что Б.Галаев записал на фонографе более 700 мелодий, 500 из которых – песни.

При систематизации народных песен Борис Галаев выделил три жанровые группы: зарджытæ (песни), хъарджытæ (причитания) и кадджытæ (сказания). В.Абаев, говоря о традиционной песне осетин, отмечает: «Героическая песня с давних пор и до сегодняшнего дня является излюбленным и наиболее распространенным видом песенного творчества и песенного исполнения осетинского народа».

Героическая песня всегда отображает те события, которые более всего волнуют осетинский народ. Нередко она становилась выразителем дум и чаяний бедного люда. Все героические песни могут быть названы историческими в широком смысле этого слова, потому что они основаны на реальных событиях и, как правило, воспевают героев известных событий.

Из большого числа героических песен можно выделить несколько групп: песни о погибших смертью храбрых («Песня о Чермене», «Песня о Хазби»); песни об удальцах («Песня о Дзигола», «Песня о Мураце Озыраты»); песни о боевых укреплениях («Песня о Рукских укреплениях» и «Песня о башне Маккоты»); песни нового хорового стиля о погибших во время революции («Песня об Антоне Дриаты», «Песня о Исаке Харебове») и т.д. Безусловно, перечень далеко не полный. Отдельным рядом стоят абреческие песни, которые отображают борьбу отдельных героев за социальную справедливость, а также песни об охотниках.

Поэтический материал песни представляет собой меняющийся нестабильный текст. В зависимости от исполнителя текст импровизируется или варьируется. Общие места дополняются припевами, подпевами, что позволяет включиться в пение людям, в общем-то, далеким от музыки. Но при этом не теряется смысл и драматизм исполняемой песни. Это позволяет каждому исполнителю дополнять воспеваемого героя новыми чертами и качествами.

«В осетинской традиции песня исполняется по большим и малым праздникам, в кругу семьи, друзей. Наблюдения последних лет показывают, что люди среднего и старшего возраста более активно включаются в общее пение. Нередко молодые люди оправдывают свое неумение петь тем, что забыли текст или не знают его вовсе. Чаще всего на юге Осетии поется песня «Об Антоне Дриаты», известная в народе как «Дзауы уæрдæттæ». В этой песне воспевается подвиг Антона Дриаты, участника одного из крестьянских восстаний времен первой русской революции. Антон был знаменит своей храбростью. Когда во время революции 1905 г. грузинские князья и помещики создавали наемные военные дружины для защиты своих поместий, он встал на защиту своего народа в борьбе с княжескими дружинами, присланными на помощь царским правительством. В бою у селения Додотыкау Антон Дриаты погиб в неравной схватке с врагами революции. Песню о его героической гибели сложили крестьяне из села Корнис Знаурского района. В ней, в частности, поется:

Дзауские арбы уже не катятся, ей!

Враги наши уже не насмехаются, ей…

Никто на скажет, что мертв наш Антон!

Жив наш Антон, нет ему смерти!

Даже эти несколько строк дают нам определенное представление о том, что в песне воспевается подвиг Антона. Но самое главное, что подвиг героя останется навечно в памяти потомков.

Таким характерным строением осетинских песен достигается определенная цель. Во-первых, взволновать слушателя эмоционально, во-вторых, воодушевить и сделать его примером для других. Таким же драматическим пафосом пронизаны и другие песни. Из песен гражданской войны популярна песня об Исаке Харебове, чьим именем названа одна из центральных улиц г.Цхинвала.

В музыкальной школе №1 им. Г.С.Тедеева работает племянница Исака Харебова, заслуженный педагог РЮО Додо Шалвовна Харебова. Она не раз высказывала обеспокоенность по поводу захоронения своего знаменитого родственника. «Место его упокоения не сегодня-завтра может затеряться, и некуда будет приносить цветы», – переживает она.

Исак Харебаты являлся уроженцем села Георги-Цминда Южной Осетии. Ныне село зовется его именем Исакыкау. Он один из доблестных руководителей национально-освободительного движения в Южной Осетии. В одном из боев был ранен и после скончался. Песню о нем сложила талантливая молодежь села Корнис в 1920 году.

Уой, бой настал с меньшевиками,

Ой, под Сачхере потоки крови,

Бой настал, ой, с меньшевиками,

Под Сачхерета потоки крови!

Уа-уа-райда, уай-райда!

Уай, злосчастный Исак!

Не менее трагически сложилась судьба Сосо Нартыхты – уроженеца села Кудар Южной Осетии. Был он командиром повстанческого отряда, сражавшегося против меньшевистской гвардии. Под давлением превосходящих сил противника отряд отступил в село Алагир Северной Осетии. Там он продолжил беспощадную борьбу с бандитизмом. В 1920 году Сосо обезоружил главаря банды, который затаил на него обиду. Вскоре бандит подъехал к дому Сосо со своей бандой. Выйдя навстречу непрошенным гостям, Сосо Нартыхты был убит наповал выстрелом из ружья. О трагической гибели борца за революцию в селе Кудар была сложена песня в 20-х годах прошлого столетия. Приведем несколько строк из песни:

«Пастухи Черной горы погнали баранов в дубовый лес

Уа-райда, йа-райда, погнали в дубовый лес!

Так возглашает Сосо Нартыхты

Ей-райда, уай, злосчастный Нартыхты Сосо».

Жанр героической песни любим в народе, его с энтузиазмом слушают как в хоровом, так и в сольном исполнении. На данный момент героические песни включены в репертуар многих самодеятельных и государственных коллективов, таких как госансамбль «Симд», хор оркестра народных инструментов «Айзалд» и др.

В народе большой любовью и популярностью пользуются песни в исполнении талантливого мастера, народного артиста РЮО Инала Алборова.

Большого внимания заслуживают песни, посвященные охотникам. Как известно, осетины, проживая в высокогорье, не занимались охотой ради баловства. Охота была одним из источников существования горцев. Поэтому в осетинском фольклоре есть немало песен, посвященных покровителю охотников Афсати. В поисках удачной охоты осетины наделили покровителя охотников чертами справедливого и благородного божества. Афсати задабривали тремя пирогами и просили об удачной охоте. Интересно, но такие качества, как отвага, храбрость, а также навыки и умения охотника отходили на второй план. В осетинской музыкальной культуре есть немало песен, посвященных отважным охотникам, таким, как Куци Дзитов, Дзоцца Зораев и др.

Охотничьи песни стоят в одном ряду с песнями, посвященными небесным силам: Уастырджи, Уацилла, Аларды, Цоппай. В пантеоне древне-осетинских божеств с дохристианского периода и по сегодняшний день они воплощают в себе силы природы, которые обладают способностью помогать или вредить людям.

Интерес к героической песне за последние годы значительно возрос. Неудивительно, что все больше молодых людей возвращаются к истокам песенного творчества своих предков. Тому яркий пример энтузиасты из молодежного фольклорного ансамбля «Къона». Ребята пропагандируют народную песню, исполняют ее на старинных инструментах. Они привлекают к изучению и исполнению осетинской музыки новых людей.

В настоящее время коллектив испытывает не самые лучшие времена. С безвременным уходом из жизни руководителя и идейного вдохновителя коллектива, большого энтузиаста и мастера своего дела С.Моуравова, ребята лишились огромной поддержки и, возможно, даже спонсорской помощи. Сами музыканты берутся за любой труд, мне стало известно, что многие подрабатывают на стройке, работают грузчиками, берутся за любую работу, лишь бы коллектив остался на плаву. Творчество коллектива аутентичной музыки «Къона» имеет большой резонанс. Их выступления ждут, к ним с удовольствием ходят на концерты. Хотелось, чтобы среди небезразличных к творчеству этого коллектива людей нашлись бы спонсоры или меценаты. Возможно, было бы лучшим выходом, если бы коллектив получил государственную поддержку.

Формат газеты не позволяет в полной мере удовлетворить возросший интерес к героической песне. Обращаем внимание молодых людей на одно приятное обстоятельство: в обеих частях Осетии осетинская песня на высоком уровне исполняется в государственных и самодеятельных коллективах. В этой связи хочется надеяться на то, что осетинская героическая песня поднимется до высоких рейтингов популярности в музыкальной культуре осетин и послужит надежной основой духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Тамара КОТОЛОВА