Образы предков осетин на службе пропаганды других народов

Съемки эпической киноленты «Томирис», посвященный истории победы скифской воительницы над персидским царем Киром, проходят в Казахстане. Картина обещает стать одним из крупнейших проектов в истории казахского кино. По плану премьера в Казахстане должна пройти в декабре 2018 года, а затем ее запустят в международный прокат, благо сюжет ленты вполне подходит для аудитории других стран.


Фильм «Томирис» повествует о событиях VI века до нашей эры, когда племена массагетов и саков под предводительством царицы Томирис сумели дать сокрушительный отпор персидскому царю Киру ІІ, пытавшемуся завоевать Среднюю Азию и земли вольных народов. Кровопролитная битва закончилась разгромом огромной армии персов и смертью Кира, считавшегося непобедимым завоевателем. Согласно легенде, после сражения Томирис принесли с поля боя голову Кира. Царица приказала наполнить кожаный курдюк кровью и опустила в него отрубленную голову, сказав: «Ты жаждал крови, царь персов, пей теперь досыта!».
В разработке сценария фильма использованы труды древнегреческого историка Геродота, считавшего эту битву «самой жестокой из всех битв между народами».
Созданием картины о великой массагетской царице интересуются и в Южной Осетии, где давно звучат идеи об экранизации наиболее значимых эпизодов из истории осетинского народа и его предков. Собственных ресурсов для подобных масштабных проектов республика не имеет, поэтому приходится гадать, насколько в данном случае команда создателей фильма в Казахстане намерена соблюсти хотя бы схематично историческую достоверность.
«Что поделаешь, осетины пока не могут экранизировать эпические сюжеты из своей истории, хотя материала более чем достаточно. Кроме скифов у нас есть еще Нартовский эпос, где каждое сказание – готовый сценарий, в котором прописаны сюжет и образы. Но возможностей для перевода эпических циклов на язык кинематографа нет. Казахстан же имеет такие ресурсы. У него экономика на хорошем уровне», – говорит кандидат исторических наук, Роберт Кулумбегов.
По его словам, остается надеяться, что создатели фильма не будут увлекаться художественным вымыслом в ущерб реальным историческим событиям.
«Пожелаем кахазским кинематографистам успехов и будем надеяться, что авторы картины не совсем «перетянут» историю на свою сторону, сохранив разумный баланс исторической правды и художественного вымысла», – отмечает Роберт Кулумбегов.
Впрочем, настроен он достаточно скептически, ссылаясь на примеры других исторических фильмов, в которых фантазия сценаристов и режиссера значительно отошла от исторических фактов. В частности, по словам югоосетинского историка, весьма вольный подход продемонстрировали создатели картины «Кочевник», «Золотая орда» и др.

Образ воительницы для развития национального самосознания
О значении, которое в Казахстане уделяют этому проекту, говорит и то, что съемками картины занимается киностудия «Казахфильм» совместно с кинокомпанией «Сатайфильм» по заказу министерства культуры и спорта Казахстана. При этом генеральным продюсером фильма является младшая дочь Нурсултана Назарбаева – Алия.
Интерес к фильму со стороны окружения президента Казахстана в Южной Осетии считают закономерным.
По словам Роберта Кулумбегова, Нурсултан Назарбаев очень много внимания уделяет единению казахского этноса.
«Понятно, что фильм станет одним из инструментов единения нации, символ. Томирис – хороший символ. Женщина-воительница еще и побеждающая врага позволяет создать мощный образ в плане пропаганды. Тем более надо учитывать, что у казахов, как у кочевников статус женщины в обществе намного выше, чем оседлых народов. У степняков женщины воевали вместе с мужчинами, прекрасно управляли лошадьми, владели оружием. Они всегда были готовы быть рядом с мужчинами», – отмечает югоосетинский историк.
Он добавил, что аналогичная картина наблюдалась и у предков осетин – сарматов, находя подтверждение в многочисленных археологических раскопках.
«Когда находят захоронения маленьких девочек 16-17 лет, у них ножки искривлены, потому-что еще не научившись ходить, их приучали сидеть в седле. Кроме того, в захоронениях с женщинами зачастую было и оружие – наконечники стрел, мечи и др.», – говорит Роберт Кулумбегов.
Он уверен, что в преамбуле фильма неминуемо будет присутствовать момент этнической соотнесенности. «Я уверен, они в преамбуле скажут, что на этих территориях жил воинственный героический народ – скифы, массагеты, даже могут сказать – предки казахов, что достаточно условно. Это патриотическая тема, которая в какой-то мере послужит консолидации национального сознания казахского народа», – считает историк.
В Казахстане настрой серьезный
Публикации в казахских СМИ подтверждают слова Роберта Кулумбегова. Настрой среди продюсеров и режиссеров фильма действительно самый серьёзный.
По словам Алии Назарбаевой, авторы надеются создать картину, увлекательной для широкого зрителя и в то же время отражающей древние традиции, культуру и дух Великой степи.
«Это один из крупнейших исторических проектов в истории нашего кино. Мы все подошли к нему с большой ответственностью», – подчеркнула генпродюсер.
Проект уже вызвал широкий интерес публики. На кастинг картины пришли более 15 тысяч человек. Достаточно сложной задачей оказался отбор кандидатов на роль главной героини – Томирис. Только на ее роль пробовались 1,5 тысячи претенденток, но в итоге «казахскую» Томирис нашли в Instagram. Ею оказалась психолог по профессии, 28-летняя Альмира Турсын, ранее не снимавшаяся в кино.
Сейчас актеры тренируются навыкам, необходимым для исторического фильма: езде верхом, стрельбе из лука, обращению с холодным оружием и т.д., поскольку по сценарию в фильме много масштабных батальных сцен, только в массовках принимают участие свыше 600 человек. Отмечается, что в картине все герои говорят на специально воссозданном смешанном диалекте древне-иранского и тюркского языков. Другой вопрос, насколько он идентичен языку древних массагетов и саков.
Кроме того, авторы картины много внимания уделяют воссозданию быта и уровня развития массагетов и саков с учетом материалов археологических исследований.
«Археологические находки и другие успехи наших археологов, историков дали возможность получить много информации о быте, уровне развития этой цивилизации. Этот союз племён был государственным образованием со сложным устройством общества, иерархией, государственной и иной властной символикой. Всё это нам предстоит воспроизвести в фильме», – отмечает казахский историк Алмас Ордабаев, выступающий в качестве консультанта в фильме.
Сюжет древней истории, связанный с Томирис, процессы той эпохи, действительно интересны для исследования историками.
Как отмечает Роберт Кулумбегов, отголоски победы Томирис можно найти не только в сочинениях античных авторов. «Схожие сюжеты прослеживаются в сказаниях, записанных сказителем Борисом Андиевым, где говорится о предводительнице женщин – Зариссары чызг и ее роли в сражениях.
В этих сказаниях отражается много скифских реалий, относящихся к эпохе, в которой жила Томирис», – полагает Роберт Кулумбегов

И. ТЕДЕЕВА