Коста Хетагуров: «Æфсымæртæ, кæрæдзийы уарзгæйæ цæрут!»

1 апреля день памяти Коста Левановича Хетагурова

1 апреля 1906 года перестало биться сердце великого поэта, основоположника осетинского литературного языка, художника, общественного деятеля Коста Хетагурова.
Спустя годы его имя в списке выдающихся осетин продолжает занимать первое место. В день памяти Коста Хетагурова мы возвращаемся к тем трагическим дням…
Летом 1903 года состояние здоровья Коста Хетагурова ухудшилось. Поэт был обречен на нужду, страдания и одиночество. Почти три года длилась мучительная болезнь, приведшая поэта к неизбежному концу. 22 марта Коста Хетагуров был похоронен рядом с отцом в с.Георгиевско-Осетинское (Лабæ). Позже 29 марта поэта перезахоронили во Владикавказе на территории осетинской церкви. На вокзале Владикавказа гроб с телом Коста Хетагурова встречало много народа. Простые граждане, студенты, офицеры несли гроб на руках. В осетинской церкви его отпевали, читали стихи.

Печать той поры «Терские ведомости», «Терек», «Лавина», «Санкт-Петербургские ведомости» и другие поместили на своих страницах некрологи, полные горечи и сострадания по поводу случившегося. «Замолк навеки апостол правды, любви, равенства и свободы», – писала газета «Терек».
В день памяти Коста Хетагурова к его памятнику традиционно в центре Цхинвала собираются писатели, преподаватели осетинского языка и литературы, учащиеся школ. Воздают почести великому сыну Осетии, возлагают венки к подножию монумента, читают стихи. В этот день у могилы Коста возле Осетинской церкви во Владикавказе собираются представители творческой интеллигенции, духовенства, рядовые жители республики.

Поэзия Хетагурова — подлинно народная не только по содержанию, но и по форме. Слова его стихов знакомы и любимы в маленькой Осетии и далеко за ее пределами. Его произведения наполнены глубоким смыслом: они словно открывают двери для понимания и вечного, и земного бытия.

По воспоминаниям его сестры, Ольги Хетагуровой, он умирал со словами, которые знакомы каждому христианину: «Æфсымæртæ, кæрæдзийы уарзгæйæ цæрут!» – «Братья, да любите друг друга!». Эти слова сказал Спаситель ученикам Своим, апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-13.35). Эти слова никогда не перестанут звучать, они всегда будут актуальными, мы всегда сможем применить их в своей жизни.
Дай Бог следовать этим словам каждому в жизни, как это делал Коста Леванович.

«Говорить с народом о том, что его больше всего волнует, и в такой форме, которая покоряет и захватывает его без остатка, – эту тайну Коста постиг в совершенстве, и поэтому он стал поэтом народным в самом высоком и полном значении этого слова», – писал Василий Абаев.

…Будучи сам одним из образованнейших людей Осетии того времени, он жил и работал в постоянном и напряженном сознании огромного долга перед народом, возложенного на него его положением передового и просвещенного представителя малого и отсталого народа. Идея долга проходит лейтмотивом через всю его жизнь и творчество. Вплоть до последних дней жизни его не покидала тягостная мысль, что он не сделал всего, что мог и должен был сделать для народа.
Всякую несправедливость, всякое насилие, всякий произвол он воспринимал исключительно остро, болезненно и реагировал немедленно, бурно и неудержимо, не считаясь совершенно с последствиями для себя.

Истинно великие люди имеют ту особенность, что их величие с течением времени не только не тускнеет, но становится все ярче, убедительнее, зримее.
«Чем больше проходит лет со дня его безвременной кончины, тем яснее мы видим, что он значит для осетинского народа. Уже многие из тех осетин, которые стояли у его свежей могилы, сознавали, чувствовали, что от них ушел самый нужный, самый дорогой, самый бесценный человек. Но только теперь образ Коста, его историческое значение встают во весь исполинский рост.
В чем же именно состоит величие Коста?», – спрашивает Василий Иванович, и отвечает на свой вопрос:

«…Современники, к сожалению, не всегда распознают черты величия, которыми отмечен человек, и в своих оценках впадают нередко в потрясающие ошибки. Родной отец Коста считал, что, отказавшись стать военным, его сын загубил свою карьеру…

Общечеловеческое значение таких людей, как Коста, неразрывно связано с их национальным значением. Иначе оно и не может быть. Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути нет. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа.

Общечеловеческое значение Платона, Шекспира, Гете, Пушкина основано на том, что в их творчестве с большой полнотой и совершенством раскрылась духовная мощь греческого, английского, немецкого, русского народов. Так вершина национального становится вместе с тем вершиной человеческого. И поэт, такой как Коста, сумевший выразить в формах непреходящей силы и красоты свою национальную сущность, становится тем самым представителем человечества.

Численность народа не имеет при этом особого значения. Жемчужина остается жемчужиной, где бы она ни была добыта, в маленьком море или большом океане. Осетинский народ – маленький народ, можно сказать – горсточка. Но благодаря Коста мир узнал, что у этого маленького народа большое и горячее сердце», – подчеркнул В. Абаев.
«Его жизнь – как один неудержимый порыв, где все устремлено к одной цели. Поэт, публицист, общественный деятель – это не разные, сменявшие друг друга профессии, а разные стороны одного страстного порыва, порыва к свободе, к социальной справедливости, к лучшей доле для народа. Но какая-то искра этого порыва тлела в душе каждого честного осетина. И вот по этим лучшим струнам народной души и ударил Коста.

Тем и бесконечно дорог Коста для каждого осетина, что он видит в нем лучшую частицу самого себя. Его образ стал символом всего высокого и благородного, путеводной звездой целого народа. При мысли о Коста самому хочется быть лучше, чище, мудрее. Это облагораживающее действие началось в тот день, когда появились первые стихотворения, вошедшие впоследствии в книжку под названием «Ирон фæндыр», и оно будет продолжаться и в будущем, когда бессмертная поэзия Коста войдет в сокровищницу прогрессивной культуры народов как вклад осетинского народа», – говорится в статье «Осетинский народный поэт Коста Хетагуров».

В конце автор пишет: «Мы можем закончить словами Карлайля о Бернсе: «Он покоится, лелеемый нашей памятью в сердце каждого из нас, и это более величественный мавзолей, чем те, которые сделаны из мрамора».