Точная история величественного сооружения пока неизвестна
Одним из красивейших памятников истории и архитектуры в Южной Осетии является церковь Пресвятой Богородицы (Мады Майрæм) в с. Хетагурово, которая располагается в центре села. Она привлекает внимание своей красотой и величием. Автовладель-цы, проезжающие мимо, завидев церковь часто останавливаются и перекрещиваются. Не найдется человека, который бы не восхитился великолепием храма. Однако, не все знают историю церкви в Хетагурово. Мы решили провести небольшое исследование и выяснить историю храма.
По словам главы администрации Хетагурово Бориса Габараева, церковь построили в середине 14 века, раньше, чем здесь появилось село. А село Хетагурово через год будет отмечать юбилей 225-летие. Церковь в первоначальном виде была не такая величественная, как сейчас. В последующие периоды не раз ремонтировали и реставрировали.
Как считает Борис Габараев, по историческим рукописям храм построили греческие мастера из Византии. А позже, когда Кавказ вошел в состав Российской Империи, храм был заново отстроен осетинской общиной.
Мы продолжили исследование и обратились к Благочинному церквей Аланской Епархии отцу Якову (Хетагурову).
«Что касается строительства храма, я могу сказать немногое. Во время нашествий монголов, персов и турков, храмы Кавказа были разрушены. В начале 19 века в Российской Империи началось масштабное восстановление всех древних храмов. Что касается храма в с. Цунар, мы можем предположить, что он был построен в начале 14 века, и был не такой большой. Но в 19 веке был заново отстроен цунарскими жителями. Интересно, что у храма каменный иконостас. Это может говорить о древности храма потому, что уже в то время ставили деревянные иконостасы. Мы можем утверждать, что храм был заново отстроен именно осетинской общиной, т.к. Цунар было село моноэтническое, т.е. там жили только осетины. Предполагается, что одним из инициаторов строительства храма был командир военного народного ополчения Антон Хетагуров», – предположил отец Яков
У храма был паспорт, но во время осетино-грузинского конфликта все документы из архивов забрали в Тбилиси. «Мы сейчас работаем над этими документами, исследуем и ищем их», – заметил отец Яков.
Судя по учетной карте, любезно предоставленной нам начальником отдела охраны памятников Министерства культуры Нелли Табуевой, церковь возведена из одинаковых, хорошо обработанных каменных блоков винного цвета, туфа, из бурого цвета тесаного камня, придающего ей довольно мрачный вид. Церковь не пропорциональна и купол своими большими размерами не соответствует нижней части церкви. Купол имеет шестнадцать граней. Через грань имеются окна. Проемы купола узкие, а внизу окна узкие и невысокие. Купол перекрыт каменными плитами, а церковь черепицей. В юго-западной части церкви деревянная четырехстолбная колокольня с большим русским колоколом. На архитраве высечен год переделки – 1887, крест, греческая или русская надпись, которая повреждена и не читается.
В конце 90-х начале 2000-х гг. храм отреставрировали иконописцы из Северной Осетии и Ставрополя. Затем в храме провела ремонт Аланская Епархия. Немало усилий к этому приложил и глава администрации села Хетагурово Борис Габараев. Уже скоро в храме регулярно будут проходить богослужения, и желающие смогут приходить на службу.
Опрос местных жителей об истории церкви не увенчался успехом. За давностью лет мало кто помнит интересные факты об истории храма. Но думается, наше небольшое исследование послужит толчком к более глубокому изучению и восстановлению истории храма в Хетагурово.
Диана КАБАНОВА